Файл: Конфедерация. Межгосударственные интеграционные объединения Направление подготовки 40. 03. 01 Юриспруденция Выполнил студент гр. 22ЮС3.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 2836

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Пензенский государственный университет Юридический институт Кафедра Теория государства и права и политология Курсовая работа по дисциплине Теория государства и права на тему Конфедерация. Межгосударственные интеграционные объединения Направление подготовки – 40.03.01 Юриспруденция Выполнил студент гр.22ЮС3
Саразов НА.
______________ Проверил дюн, д.и.с., профессор
Саломатин А.Ю.
______________ Пенза, 2023

2 МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Теория государства и права и политология УТВЕРЖДАЮ завкафедрой ТГПиП
__________________ ЗАДАНИЕ на курсовую работу по дисциплине Теория государства и права на тему
Конфедерация. Межгосударственные интеграционные объединения Необходимо раскрыть тему с учетом новейших достижений юридической науки, опираясь на различные точки зрения ( при их наличии, необходимый нормативный материал, статьи в журналах и монографии. Возможно использование электронных источников в качестве дополнительного материала. Руководитель работы __________________
Содержание Введение .................................................................................................................. 4 Глава 1. Конфедерация как форма государственного устройства ............. 6
1.1 Сущность и признаки конфедерации .............................................................. 6 1.2 История становления и прекращения конфедераций .................................. 10 Глава 2. Исследование межгосударственных интеграционных объединений. 16
2.1 Виды межгосударственных интеграционных объединений ....................... 16 2.2 Участие России в межгосударственных интеграционных процессах ....... 21 Заключение ........................................................................................................... 26 Список использованных источников ............................................................. 28

4 Введение Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что взгляд многих ученых на конфедерацию как форму государственного устройства неоднозначный. Проблема исследования конфедеративных объединений в последние десятилетия является предметом широких дискуссий как среди российских, таки зарубежных правоведов. Многие государства практиковали подобную форму территориального устройства на протяжении нескольких исторических периодов. Представляя тем самым переходную форму межгосударственного объединения, от простейшей политической связи до сложного государственного образования, конфедерация, ввиду междисциплинарной природы правового явления не обладает признаками незыблемого, универсального характера. Исторический опыт конфедераций показывает их неустойчивость и XXI век — это век интеграционных процессов, которые потребуют юридической разработки и исследования именно конфедеративной формы государственного объединения, в первую очередь как наиболее перспективной альтернативы другим многообразным видам межгосударственных образований сообществ, содружеств, ассоциированных государств и пр. Целью курсовой работы является охарактеризовать конфедерацию как форму государственного правления и определить роль межгосударственных интеграционных объединений в настоящее время. Задачи данного исследования
1. Изучить сущность и признаки конфедерации как формы государственного устройства
2. Определить историю становления и прекращения наиболее устойчивых конфедераций входе их развития
3. Исследовать виды межгосударственных интеграционных объединений

5 4. Проанализировать участие России в межгосударственных интеграционных процессах. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие входе государственно-правовые отношения, возникающие в процессе формирования и развития конфедеративного объединения государств в его исторических проявлениях и возможностях в современных условиях. Предметом курсовой работы является конфедерация в ее историческом понимании и определение межгосударственных интеграционных объединений , как процесса хозяйственно-политического объединения странна основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей . В работе применялись такие методы исследования как анализ для разбора целостного предмета на составляющие части, а также обобщение для установления общих свойств и признаков объектов. Для построения общего вывода на основе частных посылок использовалась индукция юридические методы, к которым относятся сравнительно-правовой, формально- юридический методы. Научная новизна исследования определяется самой постановкой проблемы и заключается в том, что она представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа конфедераций и межгосударственных интеграционных объединений для обнаружения свойств, функций и изменений изучаемой реальности. Структура работы определяется ее целями и задачами и состоит из введения, двух глав , разделенных на два подпункта в каждой , заключения, списка использованных источников.

6 Глава 1. Конфедерация как форма государственного устройства
1.1 Сущность и признаки конфедерации Вопрос о конфедерации как форме государственного устройства в наше время может показаться неактуальным. В самом деле, после многочисленных дискуссий большинство государствоведов пришло к выводу, что относить конфедерацию к понятию формы государственного устройства можно либо только условно, либо вообще не следует. Феномен правовой природы конфедерации заключается в том, что данный институт является предметом научного осмысления многих специальностей. Ввиду того, что конфедерация, как союз независимых государств, основана на договоре, обретающий в силу этого обстоятельства международно-правовой характер, то и сам союз соответственно, является международно-правовым институтом. Существует ряд подходов в определении конфедерации. В рамках традиционного подхода конфедерация рассматривается как самостоятельная форма государственного устройства. Второй подход оспаривает такое представление, не считая конфедерацию самодостаточной формой, предлагая рассматривать ее в рамках федерализма. Согласно традиционному подходу, конфедерация (от лат. — союз) — фоpма госyдаpственного yстpойства, пи котоpой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохpаняют свою независимость, имеют собственные оpганы госyдаpственной власти и yпpавления. Конфедерация — это, по словам С. С. Алексеева, государственный союз государств . То есть ни одно из государств — членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т. д.
1
Мартышкин С. Л. Конфедерации в истории государственного управления // Основы ЭУП. 2013. №6 . С.
29-32

7
В.С. Нерсесянц, относит конфедерацию к межгосударственным объединениям на основании общих государственных или надгосударственных органов, при сохранении суверенитета объединяющихся государств. Несмотря на то, что первые конфедерации появились еще в средние века, отличительной особенностью конфедерации от рассмотренных форм является то, что она не изжила себя, конфедеративные объединения возможны и создаются на современном этапе.
2
В учебных курсах по государственному праву давались обычно лишь исторические сведения о конфедерациях, существовавших в Европе в XIX веке, и иногда их обобщенные характеристики. Однако трактовка понятия конфедерации не оставалась неизменной. В некоторых публикациях особо подчеркивается, что конфедерация – это не государство, а форма международного объединения государств. По мнению сторонников новой концепции (СО. Азаров, Л.В. Гречко,
Г.Г. Шинкарецкая и др, конфедерация является одной из форм государственного устройства и представляет собой союз независимых государств, который образуется для решения определенных задач (например, защиты от внешних угроз. СО. Азаров приводит довольно обширный перечень признаков конфедерации как формы государственного устройства В качестве признаков конфедерации называет следующие характеристики органы конфедерации лишены по отношению к ее субъектам властных полномочий правовые акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия, адресованного к гражданам, органы конфедеративной власти не обладают правом введения непосредственного налогообложения Однако в Нидерландах, присутствовало налогообложение на союзном
2
Евсеенко Т.П. Конфедерация как устойчивая форма государственного устройства // Марийский юридический вестник. 2007. №5. 59-63 3
Азаров СО. Конфедерация как особая форма государственного устройства // Социология и право. 2011. № 2. С

8 уровне, а союзные органы обладали административной властью. Как в Швейцарии, таки в Республике соединенных провинций присутствовали нормы непосредственного действия. В конфедеративных образованиях, наиболее важные решения принимаются на основе принципа единогласия. В качестве передаваемых союзу и осуществляемых совместно функций им называются осуществление права войны и мира, права международных договоров и права посольского представительства. Более взвешенная оценка конфедерации дается в классических трудах по государственному праву
G. а Ошибочным является его вывод об отсутствии у союзной власти полномочий в отношении отдельных граждан. Безусловно, сфера данных полномочий крайне ограничена, однако все же по отдельным вопросам союзная власть полномочия принимать решения в отношении индивидуальных лиц. Наличие общих правовых норм для всей территории конфедераций в Швейцарии ив Нидерландах, а также передача части исполнительной и судебной власти союзным структурам в Республике соединенных провинций. В результате всякое союзное государство обладает правом вето. Поэтому решения союзной власти представляют собой продукт компромисса союзных государств. Иными словами, в совместном решении проявляется суверенитет каждого из них. Власть союза исходит из совместного осуществления союзными государствами своих суверенных функций. В результате конфедерация получает квази-суверенитет: политическая волю не принадлежит единому субъекту, а представляет собой совместную волю всех союзных государств.
Ряд ученых, к числу которых относятся Н.И.Матузов, А.В.Малько,
С.С.Алексеев, М.Н.Марченко, Н.А.Катаев, В.В.Лазарев, полагает, что
4
Jellinek, G. Allgemeine Staatslehre / 3. Auflage, durchges. und erg. W. Jellinek. Berlin: Verlag von 0. Haring,
1914. S. 762.

9 конфедерация представляет собой особую форму государственного устройства, встречающуюся значительно реже, нежели федерации или унитарные государства.
5
Более предпочтительным, нам кажется, выделение в качестве признаков лишь характеристик, отражающих сущность конфедерации. С.Ю. Михайлова называет всего 4 признака равный правовой статус союзных государств производный характер компетенции конфедерации от компетенции союзных государств ключевая роль в институциональной структуре конфедерации союзного собрания, установление нормами учредительного договора определенного внутреннего правопорядка конфедерации.
С учетом вышеизложенного под конфедерацией следует понимать объединение сохраняющих свой суверенитет союзных государств, заключивших между собой соглашение о совместном осуществлении суверенных функций по ограниченному кругу вопросов в строго определенных целях посредством образования союзного совета, состоящего из представителей от союзных государств и полномочного принимать обязательные для союзных государств решения по основополагающим вопросам лишь единогласно.
5
Матузов, НИ. Теория государства и права : учебник / Матузов НИ, Малько А. В. - Москва : Дело, 2017.
- 528 с.

10
1.2 История становления и прекращения конфедераций О формах конфедеративной государственности, существовавших в прошлом, таких, как о государстве государств (сюзеренном государстве) и о реальной унии, говорили Г. Елинек и НМ. Коркунов. Различны были политические организмы, объединявшиеся в эту категорию. Различными были способы их образования, правовое оформление отношений между входившими в их состав государствами. В целях выяснения сущности конфедеративного образования изрядный интерес представляют классические примеры данного объединения, такие как Швейцарская конфедерация, Германский союз, Республика соединенных провинций в Нидерландах, конфедерации Соединенных Штатов 1781-1787 гг. и 1861-1865 гг.. Швейцарскую конфедерацию смело можно назвать самой жизнестойкой. В одних источниках указывается, что Швейцария стала конфедерацией В
1513-1798 годах 13 кантонов, однако ее существование длилось с 1291 по
1848 г. Прерывалось оно лишь единожды вмешательством французов на рубеже 18-19 вв.. Кроме них, в конфедерацию входили земли, вступившие в союз с одним или несколькими кантонами. Постоянный центральный орган отсутствовал периодически созывались общесоюзные сеймы, где право голоса имели только полноправные кантоны.
6
Определяющими факторами ухода от конфедерации для Швейцарии стали демократические реформы, распространившиеся после 1830 г. Кантоны оказались поделены на два лагеря, в результате чего появилась потребность в создании более авторитетной власти. Различными были и ведущие тенденции в каждом из них. Если в Скандинавском королевстве 1815-1905 гг., равно как ив средневековой Священной Римской империи германской нации, верх брали центробежные
6
Лилияк В.Б. Институт конфедерации как форма государственного союза // Пробелы в российском законодательстве. 2011. №2. С. 28-30

11 тенденции, тов империях Османской или Австро-Венгерской они возобладали только на последних этапах развития. В древнем же Римском государстве, напротив, преобладали тенденции к усилению централизации и к постепенной нивелировке отдельных его частей. Сравнительно долговременным оказалось и конфедеративное образование иного типа. Созданный в 1815 г. Германский союз (достаточно редкий пример конфедерации с двуглавой гегемонией Австрии и Пруссии, влияние каждой из которых на его дела менялось в разные исторические периоды) просуществовал до 1867 г.
7
Так, Священная Римская империя германской нации (1648-1806) стала прямой преемницей Священной Римской империи. Ею было унаследовано от предшественницы феодальное государственное устройство. Конфедерацией государственного типа стали США со времени провозглашения их независимости. Разработали общеамериканскую конституцию Статьи конфедерации и вечного союза. Такой план предложил Б. Франклин еще в июле 1775 г. Но его план вначале был отвергнут. Статьи конфедерации вступили в силу 1 марта 1781 г, когда их ратифицировали штаты. Верховным органом являлся однопалатный конгресс, депутаты которого переизбирались каждый год. Не существовало единоличного главы государства — президента. Центральная власть оставалась слабой. Полный суверенитет сохранялся за штатами. Конгресс не имел права вводить налоги. Конфедерацией на территории США стал также союз рабовладельческих штатов, которые вышли из состава США в 1860 г. Они составили Конфедерацию южных штатов. В ней приняли конституцию в
1861 г временным президентом Конфедерации стал Джефферсон Дэвис. Рабство негров стало основой экономического и политического устройства
7
Бухаева А.А. , Жамбаев Е.С. , Сагадиев АН. объединение Германии и германский конституционализм. Разработка и принятие Конституции Германии 1871 Г // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Право. 2020. №1. С. 22-26

12 государства. Сецессия запрещалась конституцией Конфедерации. Президент США Авраам Линкольн объявил мятежными штаты, вышедшие из США. Началась гражданская война, закончившаяся победой США в 1865 г. Конфедерация была уничтожена. В отличии от образования Швейцарской конфедерации момент появления Германского союза не вызывает споров в литературе. С завершением наполеоновских войн Рейнский союз распался. В результате обострилась проблема взаимоотношений немецких государств на территории бывшей Священной Римской империи. После долгих переговоров 8 июня
1815 г. был принят акт Венского конгресса об учреждении Германского союза Однако вопрос И.А. Петрова относительно образования Швейцарской конфедерации в своей сути актуален ив случае с Германским союзом. Любая конфедерация характеризуется переходным характером. Сам по себе акт основания является лишь следствием того, что общество пребывает в политико-правовой трансформации, и констатирует его определенное политическое состояние. Рейнский союз нельзя рассматривать в качестве конфедеративного объединения в настоящей работе. Его образование не было обусловлено изнутри, а вызвано вмешательством Франции Союз не обладал самостоятельностью, поскольку находился под протекторатом Наполеона. Как следствие этого, проводимые преобразование нельзя рассматривать как отражение политических и социально-экономических реалий немецкого общества. Иными словами, Рейнский союз представляет собой нечто инородное для Германии и не выступает в качестве естественного проявления внутриполитических тенденций.
9
Нидерландская конфедерация может быть рассмотрена в качестве первой успешной федеративной модели, основанной на принципе единства, нов тоже время гарантирующей автономность каждой отдельной части. К
8
Сигачёв МИ, Слепцов Э.С. Национальные государства Европы и европейский союз дисфункции и противоречия (на примере Италии и Германии) // История и современность. 2019. №3 (33). С. 93-111 9
Попов, Р.В. Конфедерация государств История и современность Автореф. дис. ... канд. юр. наук / Р.В. Попов. МС сожалению, большинство европейских государств были организованы в то время в форме абсолютных суверенных государств и их международные отношения оставались неурегулированными. с момента образования Конфедерации (Республики Соединенных провинций) в связи с подписанием
23 января 1579 г. Утрехтской (Генеральной) Унии здесь существовал сильный представительный орган, пусть и местного уровня. Необходимость оперативного управления в войне за независимость позволила создать квазимонархический институт статхаудеров во главе с Диленбургской ветвью дома Нассау, именующихся Оранскими-Нассау (в российской науке о составлении генеалогических таблиц утверждается, что правящая сегодня королева Беатрикс — представительница этой династии. Вместе стем при подготовке комментариев к данной статье нидерландские соавторы усомнились в этом, указав, что с 1570 г. до середины XVIII в. время от времени вообще не было статхаудеров. Не ранее 1747 г. первым статхаудером стал Виллем IV из Фрисландии. Пожалуй, более правильным будет сказать, что королева Беатрикс — представительница его династии Нас) . И тем не менее, хотя Нидерланды отстояли свою независимость в масштабе семи провинций (остальные провинции Нидерландов, те. нынешняя Бельгия, остались тогда за Испанией, хотя их борьба была предельно обострена религиозной враждой (в Нидерландах утвердился кальвинизм – тогда наиболее радикальный протестантизм) и значительной по масштабу буржуазной революцией, конфедерация развалилась. Мы называем Нидерланды первой буржуазной республикой в Европе. На самом же деле это были семь республик, слишком ревностно отстаивавших свой суверенитет. Голландцы гордятся своим прошлыми когда в конце х гг. в их флоте был еще последний крейсер, он назывался
«De Zeven Provincien», носами эти Семь провинций рассыпались. А едиными Нидерланды стали только в форме Нидерландской монархии. В конфедеративном органе-союзном совете- любое решение можно было

14 принять лишь единогласно, и каждый представитель от провинции имел право вето. Нов отличии от Швейцарской конфедерации, Нидерландская конфедерация распалась почти сразу после победы в войне. Рассмотренные нами конфедерации были образованы суверенными государствами или субъектами, отстаивающими свой суверенитет. Государства передавали в сферу ведения конфедерации ограниченный круг вопросов, касающихся преимущественно обеспечения внешней безопасности и внутреннего спокойствия и порядка. В рамках конфедерации для осуществления стоящих передней задач создается коллегиальный Союзный орган (сейм) из представителей союзных государств. В Германском союзе был создан Союзное собрание (сейм, в Республике соединенных провинций
– Генеральные штаты, в Швейцарской конфедерации – Тагзатцунг. Помимо рассмотренных выше известных конфедераций существовали и другие : Объединенные Королевства Швеция и Норвегия (1814-1905 гг.), усиление дезинтеграции частей окончилось распадом на два государства.
–Австро-Венгрия (1867-1918 гг.), в результате поражения в Первой мировой войне империя дезинтегрировалась и распалась наряд национальных государств. Аргентинская конфедерация (1831-1861 гг.) – в результате усиления интеграции провинций стала федерацией, а затем унитарным государством. Для процесса перехода конфедераций к федеративной форме решающее значение имеют этнические и экономические факторы. К федеративной форме государственного устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия, Швейцария, а конфедерации, на территории которых проживали люди
10
Морре Хильде, Каримов Денис Александрович, Роверс Нильс Некоторые особенности монархического правления в нидерландах // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2010. №2. С.
60-65

15 разных национальностей (Австро-Венгрия, Норвегия и Швеция, Сенегал и Гамбия и многие другие) распались. Тот факт, что после выполнения поставленных целей союза, конфедерация распадается, указывает на фактор существования лишь в рамках союза объединившихся государств, для достижения поставленной цели. По этой причине, конфедерацию нельзя рассматривать как форму государственного устройства, поскольку государство не останавливает свое существование после успешного завершения установленной задачи.

16 Глава 2. Исследование межгосударственных интеграционных объединений
2.1 Виды межгосударственных интеграционных объединений Одним из вопросов современной теории государства является вопрос о соотношении форм государственного устройства и межгосударственных союзов. На первый взгляд это достаточно простой вопрос форма государственного территориального устройства предполагает организацию территории внутри одного государства, а межгосударственный союз - объединение (в той или иной форме) различных государств. Однако на практике могут возникать такие формы, отнесение которых к тому или иному виду будет носить затруднительный характер. Государство стало гораздо активнее служить экономике, хотя и рыночной при этом на мировых рынках укрепились внутригосударственные методы воздействия на экономическую жизнь. С учетом возросшей регулирующей роли государства в экономике стали преобладать интересы отдельных групп, которые лоббируя свои интересы, продвигали их как государственные.
11
Межгосударственные интеграционные объединения, сточки зрения некоторых ученых, обладают особым статусом, который отличается от статуса иных международных объединений. Особенностями международного интеграционного объединения являются
«1) наличие интеграционных (иначе называют наднациональных) полномочий у органов объединения
2) автономный международно-правовой режим внутри объединения
3) в отличие от классических международных организаций, не все интеграционные объединения обладают международной правосубъектностью
11
Батршин КР. Генезис интеграционных процессов в мировой экономике // Экономика и управление научно-практический журнал. 2018. № 2 (140). С. 16-22

17 Государства, начиная со второй половины XX в, в рамках своих внешних функций активнее стали выступать на международной арене как двигатели этих экономических интересов, концентрируясь на свободном доступе на мировые рынки. Сегодня интеграционные группировки действуют на всех континентах, кроме Антарктиды. Наибольший экономический и политический вес среди них имеют Европейский Союз (ЕС), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии
(АСЕАН), Содружество Независимых Государств (СНГ) и Общий рынок стран Южного Конуса (Меркосур). Среди менее значимых группировок следует назвать Андское сообщество и Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС). Некоторые исследователи относят к интеграционным объединениям Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), объединяющее более 20 стран из разных частей света. По нашему мнению, оно представляет собой многосторонний форум.
12
Межгосударственный союз, даже исходя из самого наименования, предполагает объединение, союз государств. Эта та форма взаимодействия, которая возникает между государствами, которые в союзе сохраняют свою самостоятельность. Ю.А. Дмитриев и ВО. Миронов понимают под межгосударственными союзами объединения самостоятельных субъектов права, в которых последние с целью объединения принимают определенные обязательства по отношению к союзу. Являясь важным политическими экономическим членом мирового сообщества, Европейский Союз (далее также ЕС, Евросоюз) с помощью мягкой силы стремится к созданию безопасного, стабильного и устойчивого пространства вблизи своих территорий. На своём примере
12
Харитонова НИ. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве экономика vs политика // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. №3. С 13
Балега А. А. Роль Европейского Союза в официальной помощи развитию странам постсоветского пространства // Вестник Омского университета. Серия Исторические науки. 2021. №4. С. 215-225

18 региональной интеграции, стандартизации и нормотворчества, ЕС демонстрирует другим странам сложность и долгосрочность этого процесса. Для того, чтобы характеризовать взаимодействие государств, используются различные термины. Так, в частности, в научной литературе можно встретить такие понятия, как международный (межгосударственный) союз, международная межгосударственная) организация и международное (межгосударственное) объединение. В настоящее время для характеристики объединения государств часто используется термин международное интеграционное объединение».
14
Все они направлены на создание широкого экономического пространства, поддержание мира и стабильности в регионе, укрепление его позиций в мире, повышение качества жизни граждан. Вместе стем они отличаются повремени существования, числу участников, степени развития интеграции Ранее интеграции возникали исключительно в однородных, близких друг к другу географических регионах (ярким примером могут служить и США, и Европейский союз, однако в новейшей истории принцип географической близости уже не имеет столь сильного, определяющего значения ему на смену приходит та самая новейшая глобальность, позволяющая информационно, политически и экономически интегрировать территории (акторов), физически находящихся в различных уголках Земного шара, как это реализуется сегодня, в частности, в рамках форума БРИКС. Все интеграционные объединения имеют ядро интеграции – страну или группу стран, наиболее развитых в экономическом отношении и являющихся основной движущей силой интеграционных процессов. Такое ядро интеграции более ярко выражено в случае объединения стран с различным уровнем экономического развития (в NAFTA это США, в SACU и
SADC – ЮАР, в SPARTECA – Австралия и Новая Зеландия. Однако в
14
Барханоев МА. Правовые основы становления интеграционных образований // Образование и право.
2022. №1. С

19 случае интеграции стран, сходных по уровню экономического развития, его также можно определить (в Европейском Союзе в такое ядро интеграции входят Германия и Франция, в ЕАС – Кения, в ALBA – Венесуэла, в ASEAN
– Сингапур и Индонезия. Европейский Союз - активный мировой донор по предоставлению официальной помощи в целях развития, занимающий лидерские позиции поданному вопросу. В 2020 г. сумма помощи развитию составляла 76,1 млрд долларов США. В настоящий момент в ЕС, преобразованном из ЕЭС на основании
Маастрихтского договора 1992 г, состоят 27 государств Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции приведет к превращению интеграционного объединения в политический союз, тек превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями, в том числе превращением наднациональных органов управления в центральные органы управлении с еще большими полномочиями и властью, что не наблюдается в рамках Европейского Союза. И при этом Евросоюз не может являться конфедерацией, так как такой тип территориального- государственного устройства не подразумевает создания единой финансовой системы (еврозоны) и системы управления (парламента).
15
Примером совместного развития отраслей с использованием имеющихся конкурентных преимуществ стран интеграционного объединения является
NAFTA. В настоящее время в рамках NAFTA реализуются многочисленные проекты в сферах машиностроения, производства строительных материалов, энергетике, сельском хозяйстве, где инвестиции и технологии поставляют в основном США и Канада, а рабочую силу – Мексика. Характерной особенностью периода после вступления в силу соглашения NAFTA стал устойчивый рост в экспорте Мексики доли продукции с высокой
15
Обухов А.А. Предпосылки и причины формирования межгосударственных интеграционных объединений в исторической ретроспективе // Вестник МГОУ. Серия Философские науки. 2021. №1. С

20 добавленной стоимостью. В результате доля США в экспорте мексиканских товаров достигла 80%, при этом 85% экспорта составляет промежуточная и конечная промышленная продукция. Одной из ведущих интеграционных группировок развивающихся стран и Латинской Америки является Южноамериканский общий рынок, или
Меркосур (Mercado Comun del Sur – Mercosur). Он был создан на основе
Асунсьонского Договора, подписанного в марте 1991 г. Сегодня можно суверенностью отметить, что Ассоциация стран Юго-
Восточной Азии проделала немалый, серьезный путь в достижении успехов, как экономических, таки политических, социально-культурных. Тем не менее, существует ряд проблем, касающихся детальнейшего вектора развития как АСЕАН, таки мира в целом. Интеграция становится инструментом ускоренного развития региональных экономики повышения конкурентоспособности стран-членов интеграционных группировок, а соответственно и укрепления их позиций в международном сообществе. Международная практика подтверждает тезис о том, что значимость и вес отдельного региона может расти по мере углубления в нем интеграционных тенденций. Все более популярной становится модель региона, как части мирового сообщества.

21
2.2 Участие России в межгосударственных интеграционных процессах Россия является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Организации договора коллективной безопасности
(ОДКБ),
Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) и др. В рамках СНГ заключен ряд соглашений об отмене таможенных пошлин, введении единых норм налогообложения, гармонизации экономической политики. Сточки зрения государства интеграция в мировую экономику с целью реализации собственных национальных интересов состоит из трех основных стадий обозначение национальных экономических интересов в мировой экономике определение оптимальных путей достижения этих экономических интересов создание соответствующей системы реализации экономических интересов.
16
Российская Федерация в своей международной политике уделяет первостепенное внимание взаимоотношениям между государствами и является полноправным членом основных региональных и мировых интеграционных объединений, активно участвует в их деятельности. Свое международное сотрудничество наша страна осуществляет, прежде всего, со странами СНГ, а наиболее тесное взаимодействие выстраивается с Белоруссией и Казахстаном. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и своего прошлого возможно дальше с целью упрочить свой суверенитет и войти в Европу было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами — членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии,
16
Шаховская Л.С., Матковская Я.С. Интеграционные объединения в современной мировой экономике глобальные тенденции и возможности их использования в интересах экономической безопасности России // Национальные интересы приоритеты и безопасность. 2017. №4 (349). С. 736-747

22 Туркменистана и Узбекистана, более положительно — со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана. , Союз Белоруссии и России позволил последней восстановить контроль над западной частью советской границы. Использование инфраструктуры постсоветских республик стабилизирует ситуацию и даёт Москве время для укрепления своих границ. Такое возвращение России в Европу влияет не только на стратегический баланс на континенте в целом, но и на её позиции в СНГ. Исторически сложившаяся роль России как безусловного лидера на постсоветском пространстве, что зачастую мешает руководству страны адекватно воспринимать своих партнеров из стран СНГ
17
В планах РФ еще более глубокая интеграция, которая касается создания на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства Валютного союза. Так в рамках данного союза российский рубль становился бы региональной валютой, которая обслуживала бы огромное пространство между Евросоюзом и Китаем . Еще одним механизмом для решения проблем, вызванных глобализацией, является вовлечение в интеграционную зону стран ЕврАзЭС, таких как Киргизия, Армения, Таджикистан. Важно подчеркнуть, что основным результатом деятельности Содружества стало то, что на территории СНГ удалось сохранить единое экономическое пространство. При этом даже те государства, которые вышли из СНГ, например Грузия, по-прежнему остаются членами многих его договоров. И государствам выгодно работать на едином рынке СНГ, так как при снижении торговых барьеров создаются оптимальные условия для развития двустороннего/многостороннего сотрудничества. Евросоюз, став неожиданным соседом России на севере, вполне может стать соседом вдоль всех западных границ. Превратившись в исторически короткий период в супергосударство с имперскими наклонностями,
17
Янковская Е.С. Россия в системе международной экономической интеграции преимущества ириски Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.
2016. №4 (60). С

23 Евросоюз может выйти из-под жесткой опеки англосаксов после ухода Великобритании (Брексит) и охлаждения отношений с США из-за их протекционистской политики. Но эта империя нового типа будет стремиться к доминированию в отношениях с Россией, вовлечению ее в сферу своего влияния. Только близкие к союзническим отношения с Китаем могут умерить экспансионистский пыл Европы. Эта формула может работать ив обратном направлении. Сбалансированные отношения с Китаем и Евросоюзом позволят России суверенностью смотреть в будущее. Очень важным элементом новой мировой финансовой архитектуры является взаимовыгодность. Подход, основанный на принципах добровольности и невмешательства в политические дела друг друга, четко реализуется на практике в Евразийском экономическом союзе. Аналогичным принципам привержены партнеры по БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Словом, модель интеграции развивающихся стран строится на уважении не только культурного, но и экономического своеобразия партнеров. Общая история, границы, единая экономика, вооруженные силы и являются триггером создания ДКБ/ОДКБ в новых реалиях, определяющими основные факторы формирования и развития ОДКБ. Далее, расширение НАТО на Восток сыграло роль в формировании ОДКБ. Несмотря на различные мнения или постоянный нейтралитет некоторых постсоветских государств, существует ряд республик, настроенных на развитие военно- политических отношений с Россией. Более того, в рамках ОДКБ государства- члены с интересом развивают структуры и механизмы по противодействию новым вызовами угрозам. Создание новых сил КСОР и КМС ОДКБ, которые систематически проводят военные учения по разным сценариям, говорит о том, что страны проявляют готовность к применению данных сил при необходимости. Исторический опыт х гг., несомненно, самых трудных в развитии стран - членов СНГ и государств Балтии показал, что они нужны друг другу.

24 Существенное сокращение взаимного товарооборота по сравнению с межреспубликанскими поставками советского периода, переориентация внешнеэкономических связей на третьи страны не означают исчезновение объективной базы для интеграции в СНГ. Сейчас эта переориентация завершается, и все больше начинают проявляться центростремительные тенденции. Объективные предпосылки для более тесной интеграции, безусловно, усилятся после завершения системных реформ, стабилизации и восстановления экономики в этих странах.
18
Возможность для России использовать специализирование и комбинирование − это стать одним из активных центров широкой межгосударственной кооперации и создавать кооперанты с евразийскими, южноамериканскими и африканскими государствами, в особенности с Китаем, Индией, Ираном, Турцией, Бразилией, ЮАР и пр, которые сами являются объектами эксплуатации со стороны указанных могущественных макросов. Созданное Ассоциированное трио Грузии, Украины и Молдовы чётко заявляет о своей европейской направленности и даже намерении вступления в Европейский Союз. Армения и Азербайджан проявляют более сдержанную политическую позицию, но готовы активно развивать экономические и торговые отношения. Республика Беларусь на данном этапе приостановила сотрудничество с ЕС в рамках Восточного партнёрства. Произошедшее сближение с указанными государствами в рамках таких надроссийских кооперантов, как ШОС (Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-
Африканская Республика) и др. являются хорошими шагами в этом направлении. Китай обладает экономической мощью, сравнимой с экономической мощью США, но значительно уступает даже суб-
Американскому макросу по своей геополитической мощи. Россия имеет малую экономическую мощь по сравнению с экономической мощью
18
Ядрихинский М.Д. Россия и Белоруссия через призму интеграционного объединения // Обозреватель -
Observer. 2021. №12 . С

25 Европейского макроса, но кг. вернула себе военную мощь, способную нанести неприемлемый урон любому своему военному сопернику.

26 Заключение Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы
1. Конфедерация, определенно, может стать этапом на пути трансформации межгосударственного объединения в союзное государство – федерацию. Но это не значит, что её следует рассматривать в качестве именно такой только переходной формы. Это - совершенно самостоятельная форма государственного устройства, равноправная и с унитарным государством и с федерацией.
Конфедеративная форма, на примере Швейцарской конфедерации и других, способна в течение длительного времени обеспечивать существование союза государств, защиту их общих интересов, а при благоприятных условиях способна трансформироваться в иные, более прочные формы государственных объединений.
2. В современном мире определёнными чертами конфедерации обладает Содружество Независимых Государств, объединяющие 10 государств, бывших республик СССР, но правовая база СНГ пока что является слишком неопределённой, чтобы утверждать что-либо с точностью. Европейский союз, созданный на базе Европейского экономического сообщества, можно частично считать конфедерацией, однако данный довод по большей части опровергается, а также учёными указывается и тот факт, что союз России и Белоруссии имеет частичные признаки конфедерации , однако полноценно данный союз конфедерацией не является.
3. Основным принципом, которым руководствуются страны при создании условий для реализации стратегии интеграционного сотрудничества, является экономическая целесообразность. Те. снимаются не все барьеры и гармонизируется не все законодательство, регулирующее экономику, а создаются условия в сферах, соответствующих выбранной стратегии (модели. В рамках созданных условий становится возможной

27 реализация конкретных механизмов взаимодействия в интегрирующихся отраслях, которые направлены на практическую реализацию стратегии модели) и получение интеграционного экономического эффекта.

28 Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398 Учебная и научная литература
2.
Матузов, НИ. Теория государства и права : учебник / Матузов НИ, Малько А. В. - Москва : Дело, 2017. - 528 с.
3.
Исаков, В. Б. Теория государства и права : практикум / под ред.
В.Б. Исакова. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 488 с.
4.
Енгибарян, Р. В. Теория государства и права : учебное пособие / Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснов. — е изд, пересмотри доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 560 с.
5.
Jellinek, G. Allgemeine Staatslehre / 3. Auflage, durchges. und erg.
W. Jellinek. Berlin: Verlag von 0. Haring, 1914. S. 762. Публикации в научных журналах, сборниках и СМИ
6.
Ядрихинский М.Д. Россия и Белоруссия через призму интеграционного объединения // Обозреватель - Observer. 2021. №12 . С 7.
Бухаева А.А. , Жамбаев Е.С. , Сагадиев АН. объединение Германии и германский конституционализм. Разработка и принятие Конституции Германии 1871 Г // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Право. 2020. №1. С. 22-26 8.
Сигачёв МИ, Слепцов Э.С. Национальные государства Европы и европейский союз дисфункции и противоречия (на примере Италии и Германии) // История и современность. 2019. №3 (33). С. 93-111

29 9.
Батршин КР. Генезис интеграционных процессов в мировой экономике // Экономика и управление научно-практический журнал. 2018.
№ 2 (140). С. 16-22 10.
Галкин А. Г, Коновалова А. В. Роль Российской Федерации в интеграционных процессах в рамках СНГ // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки.
2020. №1. С. 328-233 11.
Харитонова НИ. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве экономика vs политика // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. №3. С 12.
Балега А. А. Роль Европейского Союза в официальной помощи развитию странам постсоветского пространства // Вестник Омского университета. Серия Исторические науки. 2021. №4. С. 215-225 13.
Барханоев МА. Правовые основы становления интеграционных образований // Образование и право. 2022. №1. С 14.
Абрамова О.К. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве конца XX начала XXI веков // Образование и право. 2021. №6. С. 17-20 15. Обухов А.А. Предпосылки и причины формирования межгосударственных интеграционных объединений в исторической ретроспективе // Вестник МГОУ. Серия Философские науки. 2021. №1. С Источники на электронных носителях
16.
Красина Евгения Александровна Соседей не выбирают взгляд на взаимоотношения России и Евросоюза // Власть. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sosedey-ne-vybirayut-vzglyad-na- vzaimootnosheniya-rossii-i-evrosoyuza (дата обращения 31.03.2023). С. 264-
270 17.
Рахимова МА. Международное экономическое сотрудничество государств и особенности международных экономических организаций //

30 Вестник Московского университета МВД России. 2020. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoe-ekonomicheskoe- sotrudnichestvo-gosudarstv-i-osobennosti-mezhdunarodnyh-ekonomicheskih- organizatsiy (дата обращения 30.03.2023). С