Файл: Рабочая программа по физике для 10 11 классов составлена на основе программы Г. Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений Физика 10 11 кл..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и охраны окружающей среды;

определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

Результаты освоения курса физики

Личностные результаты:

        • в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;

        • в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

        • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты:

      • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;

      • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

      • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

      • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;

      • использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Предметные результаты (на базовом уровне):

  1. в познавательной сфере:

      • давать определения изученным понятиям;

      • называть основные положения изученных теорий и гипотез;

      • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;

      • классифицировать изученные объекты и явления;

      • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;

      • структурировать изученный материал;

      • интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;

      • применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;


  • в ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;

  • в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;

  • в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.



    Основное содержание программы для 10 кл.

    Программой предусмотрено изучение разделов:

    1.

    Физика и методы научного познания

    1 час
    • 2.

    • Механика

    • 24 часа


    2.1.

    Кинематика

    9 часов

    2.2.

    Динамика

    8 часов

    2.3.

    Законы сохранения

    7 часов
    • 3.

    • Молекулярная физика. Термодинамика

    • 20 часов


    3.1.

    Основы молекулярно-кинетической теории

    6 часов

    3.2.

    Температура. Энергия теплового движения молекул

    2 часа

    3.3.

    Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

    2 часа

    3.4.

    Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела

    3 часа

    3.5.

    Основы термодинамики

    7 часов
    • 4.

    • Основы электродинамики

    • 22 часа


    4.1.

    Электростатика

    9 часов

    4.2.

    Законы постоянного тока

    8 часов

    4.3.

    Электрический ток в различных средах

    5 часов
    • 5.

    • Резервное время

    • 1 час



    По программе за год учащиеся должны выполнить 4 контрольные работы и 4 лабораторные работы.

    Научный метод познания природы

    Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.

    Методы научного исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Погрешности измерения физических величин. Научные гипотезы. Модели физических явлений. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов. Физическая картина мира. Открытия в физике – основа прогресса в технике и технологии производства.

    Механика

    Системы отсчета. Скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Принцип относительности Галилея.

    Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчета. Закон всемирного тяготения.

    Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения механической энергии.

    Демонстрации

    1. Зависимость траектории от выбора отсчета.

    2. Падение тел в воздухе и в вакууме.

    3. Явление инерции.

    4. Измерение сил.

    5. Сложение сил.

    6. Зависимость силы упругости от деформации.

    7. Реактивное движение.

    8. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

    Лабораторные работы

    Изучение закона сохранения механической энергии.

    Молекулярная физика

    Молекулярно – кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные основания.

    Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа.

    Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой.

    Строение жидкостей и твердых тел.

    Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин. Проблемы теплоэнергетики и охрана окружающей среды.

    Демонстрации

    1. Механическая модель броуновского движения.

    2. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

    3. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

    4. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

    5. Устройство гигрометра и психрометра.

    6. Кристаллические и аморфные тела.

    7. Модели тепловых двигателей.


    Лабораторные работы

    Опытная проверка закона Гей-Люссака.

    Электродинамика

    Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Разность потенциалов. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Полупроводники.

    Демонстрации

    1. Электризация тел.

    2. Электрометр.

    3. Энергия заряженного конденсатора.

    4. Электроизмерительные приборы.

    Лабораторные работы

    1. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

    2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.


    Календарно - тематическое планирование уроков по физике в 10 классе 68 часов – 2 час в неделю

    п/п

    Тема урока.


    Тип урока

    Планируемые результаты

    (в соответствии с ФГОС)

    Дата

    по плану

    Дата

    фактически




    Понятия

    Предметные

    результаты

    УУД

    Личностные результаты







    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7




    Введение.

    1/1

    Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты. Инструктаж по ТБ

    Повторение.

    Границы применения законов, физическая модель, способы изучения физических явлений

    давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез

    понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения

    положительное отношение к труду, целеустремленность










    Тема 1. Механика (24 часа)







    Кинематика (9 часов)




    2/1

    Механическое движение, виды движений, его характеристики.

    Изучение нового материала.

    Механическое движение, траектория, путь, перемещение, радиус-вектор, скорость, ускорение, координата

    давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез

    приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации

    формирование ценностных отношений к результатам обучения







    3/2

    Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Решение задач.

    Комбинированный

    Равномерное прямолинейное движение, уравнение равномерного прямолинейного движения

    применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни

    применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности

    умение управлять своей познавательной деятельностью







    4/3

    Графики прямолинейного равномерного движения. Решение задач.

    Комбинированный

    График скорости, ускорения, координаты, перемещения, пути.

    структурировать изученный материал

    Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности

    Уважительное отношение к товарищу, учителю







    5/4

    Скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Сложение скоростей.

    Комбинированный

    Закон сложения скоростей, система отсчета, абсолютная скорость, относительная скорость

    Применение практических умения сложения векторов, умение отличать вектор, его проекции на координатные оси и модуль вектора.

    Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов

    положительное отношение к труду, целеустремленность







    6/5

    Прямолинейное равноускоренное движение.

    Изучение нового материала

    Равноускоренное прямолинейное движение, квадратичная зависимость.

    структурировать изученный материал

    Использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, поиск аналогов

    умение управлять своей познавательной деятельностью







    7/6

    Решение задач на движение с постоянным ускорением.

    Закрепление




    применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни

    Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике

    умение управлять своей познавательной деятельностью







    8/7

    Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка.

    Комбинированный

    Поступательное движение, материальная точка, физическая модель

    классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей

    Использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата

    положительное отношение к труду, целеустремленность







    9/8

    Решение задач по теме «Кинематика»

    Закрепление




    применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни




    готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории







    10/9

    Контрольная работа №1 «Кинематика»

    Контроль знаний




    применять приобретенные знания по физике для решения практических задач

    Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания

    формирование ценностных отношений к результатам обучения










    Динамика (8 часов)

    11/1

    Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

    Изучение нового материала.

    Взаимодействие, свободное тело, инерция, сохранение скорости, инерциальная система отсчета, неинерциальная система отсчета, Г.Галилей, И. Ньютон, первый закон Ньютона

    интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников

    Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации

    умение управлять своей познавательной деятельностью







    12/2

    Понятие силы как меры взаимодействия тел. Решение задач.

    Комбинированный

    Сила, равнодействующая сил, векторная сумма, принцип суперпозиции

    Применение практических умения сложения векторов, умение отличать вектор, его проекции на координатные оси и модуль вектора.

    Использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов

    Положительное отношение к результатам своей деятельности







    13/3

    Второй и третий закон Ньютона.

    Повторение

    Второй закон Ньютона, третий закон Ньютона

    проводить физический эксперимент

    Использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата

    умение управлять своей познавательной деятельностью







    14/4

    Принцип относительности Галилея.

    Комбинированный

    Эквивалентность систем отсчета, однородность физических процессов

    выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты

    Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение

    гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность







    15/5

    Явление тяготения. Гравитационные силы.

    Комбинированный

    Взаимное притяжение, гравитационная сила, всемирное тяготение

    давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык физики

    Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации

    готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории







    16/6

    Закон Всемирного тяготения

    Закрепление

    Закон всемирного тяготения, границы применимости, ускорение свободного падения

    структурировать изученный материал; интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников; применять приобретенные знания по физике для решения практических задач

    Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике

    умение управлять своей познавательной деятельностью







    17/7

    Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость. Перегрузки.

    Комбинированный

    Первая космическая скорость, вес тела, невесомость, перегрузки,

    применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды

    Использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата

    чувство гордости за российскую физическую науку







    18/8

    Силы упругости. Силы трения.

    Закрепление.

    Деформация, сила упругости, закон Гука, сила трения, сила нормального давления, сила реакции опоры, коэффициент жесткости, коэффициент трения

    давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык физики; классифицировать изученные объекты и явления

    анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов

    гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность