Файл: Государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности Экономическая безопасность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Трудовое действие — процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором выполняется определенная задача.

Все профессиональные стандарты имеют одинаковую форму, которая определена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (в ред. от 29.09.2014). Согласно этому документу макет профессионального стандарта включает четыре раздела.

I. Общие сведения.

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

III. Характеристика обобщенных трудовых функций.

IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта.

В разделе I содержатся наименование и цель вида профессиональной деятельности.

Функциональная карта представляет собой совокупность трудовых функций с указанием уровней (подуровней) квалификации (раздел II).

В разделе III для каждой обобщенной трудовой функции определяются характеристики, включающие:

— возможные наименования должностей;

— требования к образованию и обучению;

— требования к опыту практической работы;

— особые условия допуска к работе;

— другие дополнительные сведения, необходимые для систематизации и учета стандартов, их применения в системе образования и работодателями;

— описание всех трудовых функций и содержащихся в них действий, знаний и умений, необходимых работнику для их реализации.

Структурно каждый профессиональный стандарт состоит из единиц, каждая из которых соответствует определенной трудовой функции и определенному уровню квалификации. Каждая единица содержит требования к выполнению конкретной трудовой функции, касающиеся необходимых знаний, умений, навыков, уровней ответственности, самостоятельности и сложности.

Уровень квалификации для определенной трудовой функции определяется на основе национальной рамки квалификаций, утвержденной приказом Министерства труда и социльной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Национальная рамка квалификаций представлена девятью уровнями, которые используются для описания трудовых функций. Для каждого уровня квалификаций определены степень полномочий и личной ответственности, характеристика умений и знаний, а также пути достижения квалификации.


Работники первого квалификационного уровня, как правило, заняты физическим трудом, для которого обычно бывает достаточным практический опыт или краткосрочное обучение, а иногда обыкновенный инструктаж. На последующих уровнях квалификационной рамки расширяются полномочия работника, повышается его степень ответственности и соответственно требования к его знаниям, умениям, уровню образования. Самые высокие требования к работнику предъявляются на восьмом и девятом уровнях.

Национальная рамка квалификаций предполагает возможность выделения в рамках каждого уровня подуровней квалификаций, характерных для каждой конкретной отрасли.
3. Компетентностная модель выпускника вуза по специальности «Экономическая безопасность»

Компетентностная модель выпускника является одним из основных элементов системы формирования компетенций специалистов. В конечном счете она должна давать ответы на вопросы: «что должен знать выпускник?», «что он должен уметь делать?», «Какими навыками он должен владеть?», «К каким видам деятельности он готов?»

Существует подход к построению компетентностной модели специалиста, основанный на интеграции трех составляющих — модели профессиональной деятельности, модели компетенций и модели профессиональной подготовки

Модель профессиональной деятельности основана на профессиональных стандартах для соответствующей сферы. К настоящему времени принят ряд стандартов, близких к данной сфере профессиональной деятельности — «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)»; «Внутренний аудитор»; «Специалист по управлению рисками»; «Специалист по финансовому мониторингу (в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма)».

Модель включает в себя системообразующие структурные элементы деятельности применительно к обеспечению экономической безопасности:

— субъект (кто осуществляет деятельность) — руководители и специалисты, наделенные соответствующими полномочиями;

— объект (на что направлена деятельность) — экономическая безопасность организации;

— цель деятельности (результат) — обеспечение уровня экономической безопасности, позволяющего организации достигнуть запланированного результата;



— нормативная основа (требования к выполнению деятельности) — принятые законодательные и нормативные документы;

— направления деятельности (область вида деятельности) — обобщенные трудовые функции, сформулированные в соответствующем профессиональном стандарте;

— трудовые функции (ядро деятельности) — содержательная часть вида профессиональной деятельности, определенная в соответствующем профессиональном стандарте;

— должности (организационное положение работника и уровни квалификации, полномочия и ответственность, характер знаний и умений) — определены в соответствующем профессиональном стандарте.

Вторая составляющая компетентностной модели выпускника вуза — модель компетенций. Она должна включать в себя, с одной стороны, определенные документами требования к содержанию образования и его качеству, а с другой стороны — структуру компетенций, которыми должен обладать выпускник. Таким образом, модель компетенций должна интегрировать в себе требования к квалификации специалистов, содержащиеся в профессиональных стандартах, и требования к результатам образования, сформулированные в образовательных стандартах. При этом в профессиональных стандартах представлены знания и умения, которые необходимы для реализации действий в рамках трудовых функций, а образовательный стандарт содержит указания на компетенции, которые должны быть для этого сформированы.

В результате освоения данной основной профессиональной образовательной программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

Независимо от специализации и видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, он должен обладать следующими общекультурными компетенциями :

— способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

— способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, ее место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма;

— способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах;

— способностью выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;


— способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности;

— способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния;

— способностью к логическому мышлению, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии;

— способностью принимать оптимальные организационно-управленческие решения;

— способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни;"

— способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке;

— способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков;

— способностью работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации.

Также независимо от специализации и видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, у него должны быть сформированы следующие общепрофессиональные компетенции :

— способность применять математический инструментарий для решения экономических задач;

— способность использовать закономерности и методы экономической науки при решении профессиональных задач;

— способность применять основные закономерности создания и принципы функционирования систем экономической безопасности хозяйствующих субъектов.

В стандарте, кроме того, сформулированы отдельно для каждого вида профессиональной деятельности профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник данной специальности. Выпускник, как уже выше отмечалось, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, которые определяются вузом самостоятельно для каждой специализации. Профессиональные и профессионально-специализированные компетенции формируются вузом с учетом требований соответствующих профессиональных стандартов.

Третья составляющая — модель профессиональной подготовки — формируется на основе на основе ФГОС ВО по специальности «Экономическая безопасность», который содержит требования к условиям реализации образовательной программы. ФГОС выделяет следующие требования:


•͙ общесистемные͙ требования;

•͙ требования͙ к͙ кадровым͙ условиям͙ реализации͙ образовательной программы;

•͙ требования͙ к͙ материально-техническому͙ обеспечению;

•͙ требования͙ к͙ учебно-методическому͙ обеспечению;

•͙ требования͙ к͙ финансовым͙ условиям͙ реализации͙ программы.

Таким образом, компетентностная модель выпускника вуза включает в себя в качестве ядра модель компетенций, а также основные компоненты моделей профессиональной деятельности и профессиональной подготовки. Компетенции являются ключевым элементом, потому что они, с одной стороны, необходимы для осуществления профессиональной деятельности, а с другой стороны, являются конечным результатом обучения в вузе.