Файл: каф_10_ММ_Программа госэкзамена_2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2021

Просмотров: 705

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Межличностные стили разрешения конфликтов. Сетка Томаса-Килменна. Негативные последствия принятия компромиссного стиля.

Типы отношений в организации. Отношения силы и зависимости. Отношения при ведении переговоров. Ведение переговоров: «мягкий», «жесткий» и «принципиальный» подходы. Деловые отношения.

Содержание и основные механизмы культуры организации. Типы организационных структур. Типология культуры по Ханди. Модель Хофштеде. Процесс возникновения и развития культуры организации. «Самоизучающая» организация и «самоизучающая» культура.



раздел 2. дисциплины специализации


2.1. Международный менеджмент


Предмет международного менеджмента. Структура международного бизнеса. Специфика международного менеджмента. Задачи международного менеджера.

Внешняя среда международного бизнеса. Экономический анализ внешней среды. Политико-правовой анализ внешней среды. Культурный анализ внешней среды. Маркетинговый анализ внешней среды. Интернационализация фирмы. Объективные факторы интернационализации бизнеса. Модели интернационализации. Направления интернационализации российского бизнеса. Теория конкурентного преимущества. Конкурентная стратегия фирмы. Концепции конкурентного преимущества стран. Детерминанты конкурентного преимущества стран по М. Портеру. Оценка и выбор стран.

Факторы оценки и выбора стран размещения деятельности. Методы оценки. Факторы диверсификации бизнеса. Организация международного бизнеса. Факторы выбора формы международного бизнеса. Лицензирование. Франчайзинг. Контракты на управление и «под ключ». Международные стратегические альянсы. Многонациональные компании. Стратегическое планирование международной деятельности. Принципы принятия стратегических решений. Алгоритм стратегического планирования. Организация стратегического планирования.


  1. Рекомендуемая литература:


  1. Пивоваров С.Э. Менеджмент: электронный учебно-методический комплекс в ЕЭОС МБИ [Электронный ресурс]. – СПб.: МБИ, 2011. http://eos.ibi.spb.ru/.

  2. Трифонова Н.В. Организационное поведение: электронный учебно-методический комплекс в ЕЭОС МБИ [Электронный ресурс]. – СПб.: МБИ, 2011. http://eos.ibi.spb.ru

  3. Майзель А.И. Международный менеджмент: электронный учебно-методический комплекс в ЕЭОС МБИ [Электронный ресурс]. – СПб.: МБИ, 2011. http://eos.ibi.spb.ru/.

  4. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Шелобаев С.И. Организационное поведение: Учебное пособие. [Электронный ресурс]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. <http://www.knigafund.ru/books/14584>

  5. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала: учебное пособие. [Электронный ресурс]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. <http://www.knigafund.ru/books/106743>

  6. Пивоваров С.Э. Международный менеджмент / С.Э. Пивоваров, А.И. Майзель, Л.С. Тарасевич. СПб.: Питер, 2005 г. – 645 с. {Электронный ресурс} - http://www.knigafund.ru/books/30206.

  7. Гриффин Р. Международный бизнес / Р. Гриффин, М. Пастей. – СПб.: Питер, 2006 г. – 1088 с.

  8. Дафт Р. Менеджмент / Ричард Дафт. – СПб.: Питер, 2011 г. – 800 с.

  9. Друкер П. Менеджмент. Задачи, обязанности, практика / Питер Ф. Друкер. – М.: Вильямс, 2008 г. – 992 с.

  10. Кузьмина Т.И. Международный менеджмент. Управление в международных компаниях. Учебник. – М.: ФБК-Пресс, 2004. – 240 с.

  11. Курс МВА по менеджменту. Под редакцией Алана Коэна. – М.: Альпина Паблишер, 2007 г. – 512 с.

  12. Лапуста М.Г. Предпринимательство / М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин. – М.: Инфра-М, 2003 г. – 544 с.

  13. Мескон М. Основы менеджмента / Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури .– М. : Вильямс, 2009 г. – 672 с.

  14. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов / Майкл Портер. – М.: Альпина Паблишер, 2011 г. – 454 с.

  15. Самойлович В.Г. Организация производства и менеджмент / В.Г. Самойлович. – М.: Академия, 2008 г. – 336 с.

  16. Тебекин А.В. Менеджмент организации / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. – М.: КноРус, 2011 г. – 832 с.

  17. Черенков В.И. Международный маркетинг / В.И. Черенков. – М.: Знание, 2003 г. – 848 с.


Журналы:

  1. Российский журнал менеджмента. Высшая школа менеджмента СПбГУ.

  2. Менеджмент в России и за рубежом.

  3. Менеджмент сегодня. ИД Гребенников.

  4. СЕО.

  5. Менеджмент в России и за рубежом.

  6. Новости менеджмента.

  7. Бизнес-журнал.

  8. Эксперт.

  9. Harvard Publishing.

  10. Strategy & Business.

Газеты:

  1. Ведомости

  2. Коммерсант

Законодательство и нормативные документы:

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации;

  2. Таможенный кодекс Российской Федерации;

  3. Таможенный Кодекс Таможенного Союза;

  4. Федеральный Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ;

  5. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ

  6. Федеральный Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 N 311-ФЗ














  1. Примерный перечень вопросов к экзамену


Раздел 1. Специальные дисциплины


МЕНЕДЖМЕНТ


  1. Состав управленческих функций и их взаимосвязь.

  2. Роли менеджера по модели Г.Минтцберга.

  3. Этапы развития теории менеджмента.

  4. Бюрократическая организация М.Вебера.

  5. Административные принципы А. Файоля.

  6. Теории X и Y Д. МакГрегора.

  7. Структура и характеристики внешней среды организации.

  8. Структура и характеристики внутренней среды организации.

  9. Подходы к принятию этически сложных решений.

  10. Миссия и цели организации.

  11. Стратегическое планирование.

  12. Корпоративная стратегия.

  13. Стратегия бизнес-единицы.

  14. Пять сил влияющих на отраслевую конкуренцию (по М. Портеру).

  15. Этапы принятия решений.

  16. Типы управленческих решений.

  17. Формы участия сотрудников в принятии решений (интерактивные группы, номинальные группы, группы Дельфи).

  18. Характеристики вертикальной организационной структуры: командная цепочка, властные полномочия, ответственность, делегирование, норма управляемости. Высокие и плоские организационные структуры.

  19. Функциональная модель организационной структуры. Достоинства и недостатки.

  20. Дивизиональная модель организационной структуры. Достоинства и недостатки.

  21. Матричная модель организационной структуры. Достоинства и недостатки.

  22. Сетевая организационная структура.

  23. Факторы выбора структуры (стратегия, внешняя среда, размер фирмы и др.).

  24. Методы и приемы комплексного управления качеством (TQM).

  25. Управление изменениями.

  26. Обучающаяся организация.

  27. Функция контроля в организации.

  28. Социальная ответственность бизнеса.

  29. Этика менеджмента.

30. Управленческие информационные системы.



ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ


  1. Сущность структурной гипотезы 3. Фрейда.

  2. Основные социальные мотиваторы, сформулированные М. Вебером.

  3. Формальные и неформальные группы.

  4. Хоторнский эксперимент.

  5. Формы власти и влияния.

  6. Суть поведенческого подхода к лидерству.

  7. Содержательные теории мотивации: «иерархия потребностей», теория Герцберга, теория Альдерфера.

  8. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости, модель Портера-Лоулера.

  9. Виды организационных коммуникаций.

  10. Определение конфликта и конфликтной ситуации.

  11. Межгрупповой конфликт. Групповая сплоченность. Групповое единомыслие.

  12. Межличностные стили разрешения конфликта.

  13. Группы в организации. Теории формирования групп. Стадии развития группы.

  14. Определение организационной культуры.

  15. Типология культуры по Ханди.

  16. Основные критерии, лежащие в основе культурной типологии Г. Хофштеде.

  17. «Эффект умножения» в теории ожидания Врума.

  18. Модель «жизненного» цикла П.Херси и К. Бланшара.

  19. Характеристики рабочего процесса в диагностической мотивационной модели Хэкмана - Олдмена.

  20. Сравнительный анализ мотивационной теории Макклеланда-Аткинсона и пирамиды потребностей А.Маслоу.

  21. Функции познания Юнга.

  22. Власть и ее источники. Делегирование. Влияние, его виды и способы противостояния.

  23. Этапы развития конфликта по Броделю

  24. Классификация конфликтов.

  25. Функции механизма, нейтрализующего конфликт между психическими инстанциями (фрейдизм).

  26. Мотивационная пирамида Альдерфера.

  27. Решетка Р.Блейка и Дж. Моутон.

  28. Ситуационные теории лидерства: модель Фидлера

  29. Архетипы лидерства по Ходжкинсону.


30. Лидерство и руководство. Теории лидерства.





Раздел 2. Дисциплины специализации


МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ


  1. Структура международного бизнеса: цели и средства.

  2. Специфика международного менеджмента.

  3. Функции международного менеджера.

  4. Типы экономических систем и экономический анализ внешней среды.

  5. Оценка уровня либеризации экономики.

  6. Политико-правовой анализ внешней среды.

  7. Факторы и типы государственного воздействия на международный бизнес.

  8. Факторы межстрановых культурных различий.

  9. Интернационализация фирмы: модель Черенкова.

  10. Направления интернационализации российского бизнеса.

  11. Факторы отраслевой конкуренции.

  12. Типовые конкурентные стратегии фирмы.

  13. Источники конкурентного преимущества фирмы.

  14. Создание конкурентного преимущества фирмы.

  15. Устойчивость конкурентного преимущества фирмы.

  16. Детерминанты конкурентного преимущества стран: ресурсы.

  17. Детерминанты конкурентного преимущества стран: внутренний спрос.

  18. Детерминанты конкурентного преимущества стран: родственные и поддерживающие отрасли стратегии компаний.

  19. Факторы выбора фирмы международного бизнеса.

  20. Свойства и формы международных стратегических альянсов.

  21. Положительные и отрицательные последствия создания международных стратегических альянсов.

  22. Факторы эффективности международных стратегических альянсов.

  23. Холдинговая форма организации МНК: дочерние и зависимые фирмы, виды холдингов, создание холдинга.

  24. Стратегическое планирование в международной компании.

  25. Особенности управления персоналом в международной фирме.

  26. Оценка стран на основе метода сетки параметров.

  27. Оценка стран на основе метода Борга-Уорнера.

  28. Предпосылки и проблемы международного лицензирования.

  29. Предпосылки и проблемы международного франчайзинга.

  30. Предпосылки и проблемы международных контрактов на управление.





  1. Содержание программы итогового междисциплинарного экзамена по специализации «Стратегический менеджмент»


На итоговый государственный экзамен выносятся:

  1. Вопросы по специальным дисциплинам:

  • Менеджмент

  • Организационное поведение

  1. Вопросы по дисциплинам специализации:

  • Стратегический менеджмент.



Раздел 1. Специальные дисциплины


    1. Менеджмент


Определение менеджмента. Основные функции менеджмента. Мастерство менеджера (концептуальные навыки; человеческие навыки; технические навыки). Типы менеджмента. Деятельность и роль менеджеров. Движущие силы изменений. Обучающая организация.

Классическое направление менеджмента (Ф.У. Тейлор, Лилиан и Фрэнк Гилберты, М. Вебер и др.). Гуманистический менеджмент (М.П. Фоллет, Н. Барнар, А. Маслоу, Д. Макгрегор и др.). Новейшие исторические тенденции (теория систем; ситуационные воззрения; глобализация; управление тотальным качеством; обучающаяся организация).


Структура внешней среды (общая среда; среда задач и внутренняя среда организации). Взаимоотношения. Организация – внешняя среда (неопределенность среды; адаптация к условиям среды; воздействие на среду).

Корпоративная культура, среда и культура (адаптивные культуры; типологии корпоративных культур; изменение и развитие корпоративных культур; лидеры-символы). Менеджмент и наемные работники.

Основные факторы международной среды. Экономическое развитие. Законодательно-политическая среда. Социокультурная среда. Законы и ограничения (Генеральное соглашение по тарифам и торговле; Европейский союз; Североамериканское соглашение о свободной торговле, торговые альянсы и др.). Выход на зарубежные рынки (использование зарубежных ресурсов; экспорт; лицензирование; франчайзинг; прямые инвестиции; многонациональные корпорации (МНК и ТНК); менеджмент в глобальном масштабе).

Что такое этика менеджмента? Критерии принятия этически сложных решений (утилитарный подход; индивидуальный подход; концепция справедливости). Факторы, определяющие этический выбор. Оценка результатов деятельности. Управление этикой и социальной ответственностью компании.

Предпринимательство как альтернатива. Предпринимательство и среда. Роль малых предприятий. Создание собственной фирмы (идеи нового бизнеса; бизнес-план; юридические формы; финансовые ресурсы; тактика управления растущим бизнесом; стадии роста; планирование; предпринимательство в растущей организации).

Миссия организации. Цели и планы, их значение, характеристика целей. Типы и модели планирования, управление по целям, ситуационные планы. Горизонты планирования, планирование и организационная ответственность. Современные подходы к планированию.

Основополагающая стратегия компании. Глобальная стратегия. Стратегия намерения (стержневые компетенции; синергизм; создание ценности). Стратегия корпоративного уровня; стратегия уровня бизнес-единиц; стратегия функционального уровня. Стратегический менеджмент. Ситуационный анализ. Внутренние сильные и слабые стороны. Разработка стратегии на корпоративном уровне, портфельная стратегия. Конкурентные силы и стратегии М. Портера (дифференцирования; лидерства по издержкам; фокусирования). Жизненный цикл товара. Формирование стратегии на функциональном уровне.

Различные типы решений и проблем (программируемые и непрограммируемые решения). Уверенность, риск, неуверенность и неопределенность. Модели принятия решений (классическая модель; административная модель; интуиция; создание коалиций). Этапы процесса принятия решений (осознание потребности в решении; диагностика и каузальный анализ; разработка вариантов решения; выбор наилучшего решения; реализация решения; оценка результатов и обратная связь). Побуждение сотрудников к участию в принятии управленческих решений (модель Врума-Джаго). Формы группового участия (интерактивные группы; номинальные группы; группы Дельфи). Преимущества и недостатки участия работников в принятии решений (как сделать процесс принятия решений наиболее творческим).


Вертикальная организационная структура (специализация выполнения рабочих заданий; командная цепочка; властные полномочия; ответственность и делегирование; нормы управляемости; высокие и плоские организационные структуры; централизация и децентрализация; формализация; департамента­лизация). Функциональная структура (достоинства и недостатки). Дивизиональная структура (достоинства и недостатки). Матричные структуры (достоинства и недостатки). Командный подход (достоинства и недостатки). Сетевой подход (достоинства и недостатки).

Координация и реинжиниринг. Специальные группы и команды. Менеджеры-интеграторы. Механическая и органическая организации. Ситуационные факторы и организационные структуры (ситуационные факторы и стратегические цели; структурная шкала компании Polaroid; внешняя среда и организационная структура; размеры и жизненный цикл организации).

Обучающаяся организация. Модель плановых организационных изменений. Движущие силы перемен (инициирование изменений; поиск; креативность; защитники идей и венчурные команды). Осуществление изменений (сопротивление изменениям; собственная выгода; недостаток понимания и доверия; неопределенность; различные оценки и цели). Анализ силового поля. Тактика внедрения изменений (коммуникация и образование; участие; переговоры; принуждение; поддержка высшего руководства; инновации). Типология плановых изменений (технологические изменения; изменения в продуктах; структурные изменения; изменения в культуре и людях). Мероприятия по организационному развитию.


1.2 Организационное поведение


Основы психоаналитической теории. Фрейдизм. Главные мотиваторы поведения в теории Фрейда. Структурная гипотеза Фрейда. Функции механизма, смягчающего конфликт между психическими инстанциями. Аттитюды. Экстраверсия и интраверсия. Коллективное бессознательное. Социальные мотиваторы М. Вебера.

Теория научения Скиннера. Использование выводов теории научения в процессе подбора и обучения кадров. Теория роста. Прикладные теории поведения человека. Теория поля. Равнозначность личностного фактора и фактора внешней среды. Теория Макклеланда-Аткинсона. Теория самосогласования.

Логика и творчество. Интуиция и привычки. Система ценностей и позиция. Восприятие. Роли. Эмоции. Влияние на поведение окружающих. Основные типы личности.

Формальные и неформальные группы. Классификация формальных групп. Комитеты. Факторы эффективного функционирования формальных групп. Характеристики неформальных организаций. Хоторнский эксперимент. Формирование групп. Групповая структура. Эффективность рабочей группы. Влияние организационного климата на эффективность рабочей группы. Причины вступления людей в неформальные группы. Сущность негативного влияния малой неформальной группы. Действия руководителя в процессе нейтрализации влияния малой неформальной группы.