Файл: Практическое задание 3, Модуль Особенности психического развития от юности до пожилого возраста слушатель Петрушенко Анастасия Николаевна Преподаватель Коломейцева Лидия Владимировна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 353
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки
Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340 ч)_new
Дисциплина: Психология развития и возрастная психология
Практическое задание 3, Модуль 3. Особенности психического развития от юности до пожилого возраста
Выполнил:
слушатель Петрушенко Анастасия Николаевна
Преподаватель:
Коломейцева Лидия Владимировна
г. Москва – 2023
Задание 1
Цель: закрепить представления об особенности самооценки в подростковом и юношеском возрастах.
Задание: сравните особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Заполните правую часть таблицы 1.
Самооценка | |
Подростки | Юноши |
Применительно к своему настоящему. Каков я как член коллектива? | Готов ли я к взрослой жизни? |
Противоречива. На основе суждений взрослых | На основании самоанализа. |
На основе отдельных поступков | В юношеском возрасте уже способны проанализировать как свои достоинства, так и свои недостатки, при этом охватив практически все аспекты своей жизни. |
Способны оценить простые отношения (усидчивость, смелость…) | Способны оценить как простые, так и более сложные отношения (верность, совесть, обязательства и пр.) |
Задание 2
Цель: закрепить представления об особенности развития юношеского, зрелого возраста, также периода старения.
Задание:Охарактеризуйте развитие в юношеском, зрелом возрасте, также периода старения по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б. Эльконину), потребность, психологические новообразования. Заполните таблицу 2 «Возрастная периодизация психического развития».
Возрастной период | Хронологические рамки | Ведущая потребность | Социальная ситуация развития | Ведущий вид деятельности | Психологические новообразования | Кризисы возрастов |
Молодость | Студенчество, 18 - 23/25 лет | Общение, творчество | Сверстники рассматриваются как субъект и объект отношений, старшие- как наставник, учитель | Учебная и учебно-профессиональная деятельность. Активный поиск партнера для построения отношения | Рефлексия. Создание смысловых систем (систематизируется жизненный опыт, организуется мышление, определяют поведение). | Так называемый «кризис третьего курса», выражается в навязчивых мыслях о якобы неверном самоопределении, о дальнейших действиях в карьере и своей профессиональной принадлежности. |
Ранняя взрослость | 23/25-33/35 лет | Создание семьи. Активный профессиональный рост. | Активное включение человека в сферу общественного производства | Реализация через трудовую/профессиональную деятельность, семейную жизнь, рождение детей. | Развитие в аспекте Я- концепция, связь установок и принципов с реальностью, развитие как профессионала и как члена семьи | Кризис 30 лет. Выражается в переоценке пройденного пути и возможностей дальнейшего развития, потребность в переменах. |
Период зрелости | Акме, 35-55 (60) лет | Достижение общественно-значимых целей | Достижение профессиональной карьеры и компетентности, материального благосостояния. Человек видит результаты развития своей семьи и воспитания детей, подводит итоги достижения жизненных целей | Передача опыта. Реализация «заветной мечты» | Для человека в данном периоде очень важна профессиональная значимость, реализация себя через воспитание детей (передача опыта), опыт. что в совокупности приводится как важному новообразованию- мудрости | Кризис середины жизни. Выражается в опустошении, неудовлетворенностью в личной жизни, перераспределение ролей внутри семьи, резком желании изменить свою жизнь на 180 градусов. Синдром опустевшего гнезда. |
Период старения | от 60 до 80; дряхлость от 80 лет | Обособление, индивидуализация и «выживание» индивида на фоне угасающих психофизиологических функций, передача опыта | Удаление от дел, много времени уделяется пережитому опыту- воспоминаниям. Утрата социальных связей. | Сохранение и передача опыта, возможен уход в религию | Изменение личностных качеств, угасание психофизиологических функций. | Самый тяжелый кризис – выход на пенсию, одиночество, утрата социальных связей, вдовство |
Задание 3
Цель: закрепить представления об особенности протекания возрастных кризисов по Эпигенетической теории Э.Эриксона.
Задание: заполните таблицу, опираясь на этапы эпигенетической теории Э.Эриксона, на примере своего жизненного пути или других реальных людей. Выделяя в каждом этапе: возрастной период; психосоциальную стадию; предмет конфликта развития; социальные условия; психосоциальный исход. (в таблице дан пример заполнения).
Краткий анализ Вашего жизненного пути
Возрастной период | Психосоциальная стадия | Предмет конфликта развития | Социальные условия | Психосоциальный исход |
Младенчество | Орально-сенсорная | Формирование базового доверия к миру. | Первый ребенок семье, долгожданный, тесная связь с матерью, кормление грудью по требованию до года, часто брали на руки, баловали | Доверие к миру у ребенка сформировано. Когда он вырос, стал открытым, экстравертом, имеет много социальных связей в виде родных и друзей. |
Ранний возраст | Мышечно-анальная | Формирование умения управлять своим телом | Девочка пошла в сад. В семье и в саду прививались зачатки социальных, поведенческих, бытовых навыков в ненавязчивой форме, поощрение самостоятельности в разумных пределах. | Базовые навыки сформированы, ребенок не боится проявлять инициативу, при этом с легкостью, в момент неудачи, обращается за помощью |
Возраст игры | Локомоторно-генитальная | Исследование границ собственных возможностей | Родители поощряли исследование мира вокруг, активность, тягу к творчеству и новым знаниям, открывали «новые горизонты», | Ребенок более уверено проявляет инициативу, тяготеет к новым знаниям, открыт и непосредственен в общении с людьми разных возрастных групп. |
Школьный возраст | Латентная | Получение знаний и навыков, обучение построения социальных связей | Девочка пошла в школу, в классе вспыхивают иногда ссоры. Имеются элементы, так называемого Буллинга, причины незначительные, эти ситуации разрешаются с помощью учителя и родителей. При этом класс достаточно дружный и сплочённый. | Ребенок учится выходить из конфликтных ситуаций, приобретает новых друзей, получает знания, благодаря положительной атмосфере в семье, уверен в себе, не стесняется отвечать на уроке |
Подростковый возраст | Отрочество-юность | Поиск себя, своей жизненной позиции, выбор будущей профессии | Подросток уже занял определенный уровень в социальной среде, посещает танцевальный кружок народных танцев, при этом активно интересуется аниме культурой, в каникулярное время пытается изменить свой внешний вид (красит волосы, делает маникюр). Определяется с будущей профессией, в семье поддерживают. Происходит первая влюбленность, неудачная | Подросток выбрал свой стиль в общении, внешности. Определился с профессией, «с головой окунулся» в новую среду среднего учебного заведения. Первое разочарование в противоположном поле |
Молодость | Ранняя взрослость | Получение образования, начало трудовой деятельности, создание семьи, рождение детей | Девушка получила образование, начала работу по специальности(Учитель начальных классов), нашла «того самого», рождение троих детей, полная реализация себя в семье, т.к. был большой период нахождения в декретном отпуске, карьера пока на втором плане, при этом получение второго образования(логопед- дефектолог). Ближе к 35 годам повышение квалификации, выход на работу. | Реализация себя через создание семьи и рождение детей, следом- через карьеру. Удовлетворенность как складывается жизнь |
Зрелость | Средняя взрослость | Передача опыта, наставничество | Дети выросли, синдром опустевшего гнезда, но следом появилось осознание, что можно пожить «для себя», реализовать давно отложенные планы. Кризис средних лет, в процессе которого переезд в другую область к морю, новые увлечения- рисование. | Удачный выход из кризиса, удовлетворенность жизнью, есть еще силы на реализацию новых проектов и задач. |
Старость | Поздняя зрелость | Анализ прожитой жизни | Выход на пенсию, переориентация жизни, но, благодаря удачному прохождению кризиса средних лет, у женщины нет ощущения о зря прожитой жизни. Давняя мечта жить у моря реализована. Дети внуки живут далеко, поэтому женщина идёт работать на общественных началах- уже для души, занимается волонтерством(вплоть до своей смерти в 81 год) | Активная передача опыта, в женщине еще много сил и жизненной энергии, спокойствие и удовлетворенность прожитой жизнью |