Файл: Практическое задание 3, Модуль Особенности психического развития от юности до пожилого возраста слушатель Петрушенко Анастасия Николаевна Преподаватель Коломейцева Лидия Владимировна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 353

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки

Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340 ч)_new


Дисциплина: Психология развития и возрастная психология

Практическое задание 3, Модуль 3. Особенности психического развития от юности до пожилого возраста

Выполнил:

слушатель Петрушенко Анастасия Николаевна

Преподаватель:

Коломейцева Лидия Владимировна


г. Москва – 2023
Задание 1

Цель: закрепить представления об особенности самооценки в подростковом и юношеском возрастах.

Задание: сравните особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Заполните правую часть таблицы 1.

Самооценка

Подростки

Юноши

Применительно к своему настоящему. Каков я как член коллектива?

Готов ли я к взрослой жизни? 

Противоречива. На основе суждений взрослых

На основании самоанализа. 

На основе отдельных поступков

В юношеском возрасте  уже способны проанализировать как свои достоинства, так и свои недостатки, при этом охватив практически все аспекты своей жизни.

Способны оценить простые отношения (усидчивость, смелость…)

Способны оценить как простые, так и более сложные отношения (верность, совесть, обязательства и пр.) 


Задание 2

Цель: закрепить представления об особенности развития юношеского, зрелого возраста, также периода старения.

Задание:Охарактеризуйте развитие в юношеском, зрелом возрасте, также периода старения по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б. Эльконину), потребность, психологические новообразования.  Заполните таблицу 2 «Возрастная периодизация психического развития».


Возрастной период

Хронологические рамки

Ведущая потребность



Социальная

ситуация

развития

Ведущий

вид

деятельности

Психологические

новообразования

Кризисы возрастов

Молодость

Студенчество, 18 - 23/25 лет

Общение, творчество

Сверстники рассматриваются как субъект и объект отношений, старшие- как наставник, учитель

Учебная и учебно-профессиональная деятельность. Активный поиск партнера для построения отношения

Рефлексия.

Создание смысловых систем (систематизируется жизненный опыт, организуется мышление, определяют поведение).

Так называемый «кризис третьего курса», выражается в навязчивых мыслях о якобы неверном самоопределении, о дальнейших действиях в карьере и своей профессиональной принадлежности.

Ранняя взрослость

23/25-33/35 лет

Создание семьи. Активный профессиональный рост.

Активное включение человека в сферу общественного производства

Реализация через трудовую/профессиональную деятельность, семейную жизнь, рождение детей.

Развитие в аспекте Я- концепция, связь установок и принципов с реальностью, развитие как профессионала и как члена семьи 

Кризис 30 лет. Выражается в переоценке пройденного пути и возможностей дальнейшего развития, потребность в переменах.

Период зрелости

Акме, 35-55 (60) лет

Достижение общественно-значимых целей

Достижение профессиональной карьеры и компетентности, материального благосостояния. Человек видит результаты развития своей семьи и воспитания детей, подводит итоги достижения жизненных целей  

Передача опыта. Реализация «заветной мечты»

Для человека в данном периоде очень важна профессиональная значимость, реализация себя через воспитание детей (передача опыта), опыт. что в совокупности приводится как важному новообразованию- мудрости

Кризис середины жизни. Выражается в опустошении, неудовлетворенностью в личной жизни, перераспределение ролей внутри семьи, резком желании изменить свою жизнь на 180 градусов.

Синдром опустевшего гнезда.

Период старения

от 60 до 80; дряхлость от 80 лет

Обособление, индивидуализация и «выживание» индивида на фоне угасающих психофизиологических функций, передача опыта

Удаление от дел, много времени уделяется пережитому опыту- воспоминаниям. Утрата социальных связей.

Сохранение и передача опыта, возможен уход в религию

Изменение личностных качеств, угасание психофизиологических функций.

Самый тяжелый кризис – выход на пенсию, одиночество, утрата социальных связей, вдовство



Задание 3

Цель: закрепить представления об особенности протекания возрастных кризисов по Эпигенетической теории Э.Эриксона.

Задание: заполните таблицу, опираясь на этапы эпигенетической теории Э.Эриксона, на примере своего жизненного пути или других реальных людей. Выделяя в каждом этапе: возрастной период; психосоциальную стадию; предмет конфликта развития; социальные условия; психосоциальный исход. (в таблице дан пример заполнения).

Краткий анализ Вашего жизненного пути

Возрастной период

Психосоциальная стадия

Предмет конфликта развития

Социальные условия

Психосоциальный исход

Младенчество


Орально-сенсорная

Формирование базового доверия к миру.

Первый ребенок семье, долгожданный, тесная связь с матерью, кормление грудью по требованию до года, часто брали на руки, баловали

Доверие к миру у ребенка сформировано. Когда он вырос, стал открытым, экстравертом, имеет много социальных связей в виде родных и друзей.

Ранний возраст


Мышечно-анальная

Формирование умения управлять своим телом

Девочка пошла в сад. В семье и в саду прививались зачатки социальных, поведенческих, бытовых навыков в ненавязчивой форме, поощрение самостоятельности в разумных пределах.

Базовые навыки сформированы, ребенок не боится проявлять инициативу, при этом с легкостью, в момент неудачи, обращается за помощью

Возраст игры

Локомоторно-генитальная

Исследование границ собственных возможностей

Родители поощряли исследование мира вокруг, активность, тягу к творчеству и новым знаниям, открывали «новые горизонты»,

Ребенок более уверено проявляет инициативу, тяготеет к новым знаниям, открыт и непосредственен в общении с людьми разных возрастных групп.

Школьный возраст

Латентная

Получение знаний и навыков, обучение построения социальных связей

Девочка пошла в школу, в классе вспыхивают иногда ссоры. Имеются элементы, так называемого Буллинга, причины незначительные, эти ситуации разрешаются с помощью учителя и родителей. При этом класс достаточно дружный и сплочённый.

Ребенок учится выходить из конфликтных ситуаций, приобретает новых друзей, получает знания, благодаря положительной атмосфере в семье, уверен в себе, не стесняется отвечать на уроке

Подростковый возраст

Отрочество-юность

Поиск себя, своей жизненной позиции, выбор будущей профессии

Подросток уже занял определенный уровень в социальной среде, посещает танцевальный кружок народных танцев, при этом активно интересуется аниме культурой, в каникулярное время пытается изменить свой внешний вид (красит волосы, делает маникюр). Определяется с будущей профессией, в семье поддерживают. Происходит первая влюбленность, неудачная

Подросток выбрал свой стиль в общении, внешности. Определился с профессией, «с головой окунулся» в новую среду среднего учебного заведения. Первое разочарование в противоположном поле

Молодость

Ранняя взрослость

Получение образования, начало трудовой деятельности, создание семьи, рождение детей

Девушка получила образование, начала работу по специальности(Учитель начальных классов), нашла «того самого», рождение троих детей, полная реализация себя в семье, т.к. был большой период нахождения в декретном отпуске, карьера пока на втором плане, при этом получение второго образования(логопед- дефектолог). Ближе к 35 годам повышение квалификации, выход на работу.

Реализация себя через создание семьи и рождение детей, следом- через карьеру. Удовлетворенность как складывается жизнь

Зрелость

Средняя взрослость

Передача опыта, наставничество

Дети выросли, синдром опустевшего гнезда, но следом появилось осознание, что можно пожить «для себя», реализовать давно отложенные планы. Кризис средних лет, в процессе которого переезд в другую область к морю, новые увлечения- рисование.

Удачный выход из кризиса, удовлетворенность жизнью, есть еще силы на реализацию новых проектов и задач.

Старость

Поздняя зрелость

Анализ прожитой жизни

Выход на пенсию, переориентация жизни, но, благодаря удачному прохождению кризиса средних лет, у женщины нет ощущения о зря прожитой жизни. Давняя мечта жить у моря реализована. Дети внуки живут далеко, поэтому женщина идёт работать на общественных началах- уже для души, занимается волонтерством(вплоть до своей смерти в 81 год)

Активная передача опыта, в женщине еще много сил и жизненной энергии, спокойствие и удовлетворенность прожитой жизнью