Файл: Социальная среда мотиватор познавательных способностей человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДИССЕРТАЦИЯ

по предмету «Психология»

на тему «Социальная среда - мотиватор познавательных способностей человека»


Оглавление


Введение 3

1 Глава Проблема влияния социальной среды на развитие познавательных способностей человека в трудах отечественных и зарубежных исследователей 8

1.1. Понятие, структура и параметры (факторы) социальной среды 8

1.2. Познавательные способности личности 20

1.3. Механизмы влияния факторов социальной среды на развитие познавательных способностей человека 28


Введение
Актуальность темы исследования. Развитие и когнитивная трансформация личности имеют отношение к проблематике социальной и психолого-педагогической трансформации современного мира. Создание креативной, интересной и творческой личности, которая при этом стремится познавать социум, и трансформировать себя и свое «я» в лучшую сторону, совершенно невозможно без осознанного и целенаправленного вектора развития когнитивных навыков (совершенствование памяти, внимания и мышления человека). Данные аспекты свидетельствуют о развитии интеллектуальных основ индивидов.

Если брать во внимание работы Б.М. Теплова, и изучая его школу, то необходимо выделить факты того, что ключевая сложность в развитии способностей людей зависит от определения, что такое в корне представляют из себя данные способности. Большинство отечественных психологов в своих исследованиях опирались именно на труды Б.М. Теплова. Исходя из данных фактов можно сформулировать определение способностей.

Способности личности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые представляют для него условия успешного выполнения того или иного вида продуктивной деятельности или многих видов деятельности в целом, при этом они этом не сводятся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у этого ндивида [49].

Однако для того, чтобы объяснить сущность способностей, одного указания на субъективные (индивидуальные) и поведенческие их проявления.

Личность - это одна из трех составляющих человеческой психики. Наше отношение - это самый внешний слой, и оно является отражением нашей личности и характера. Она больше подвержена влиянию людей, чем наша личность, и поэтому мы видим, что люди, которые по своей природе добры и честны, часто демонстрируют противоположное поведение, когда взаимодействуют с другими людьми. Личность развивается под воздействием двух факторов: окружающей среды и биологических.


Общество оказывает сильное влияние на формирование личности, потому что мы регулярно встречаемся с таким количеством людей, и эти люди прямо или косвенно оказывают влияние на нашу психику. Эти изменения могут быть положительными или отрицательными, и поэтому часто говорят, что вас знает компания, в которой вы работаете.

У индивида может быть приятный характер, но, если он постоянно взаимосвязан с людьми с противоположными чертами характера, через некоторое время эти черты могут начать отражаться на его личности в том числе.

Степень развития проблемы. Предмет данного исследования социальной среды как ценностно-ориентированного мотиватора личностного роста рассматривали в своих работах многие авторы, такие как: В.О. Ушаков [76], А.А. Прядехо [59], А.Н. Воронин [19], Н.В. Иванова [28], В. Шахназай [92], О.В. Соловьева [68] и др., не только с точки зрения психологических проявлений этого аспекта, но и педагогических учений, культурологии и философии.

Вторым проблемным аспектом темы исследования является определение мотивационных процессов личности в целом и системы мотивации познавательных процессов в частности.

Проблемным аспектом изучения мотивационной сферы личности является то, что, несмотря на возросший в последнее время интерес у психологов (А. Г. Асмолов, В. Г. Асеев, К. А. Абульханова-Славская, Е. П. Ильин, В. Г. Леонтьев, А. К. Маркова, В. Д. Шадриков, А. А. Файзулаев, и др.), до сих пор вопрос о психологической природе этого феномена остается одним из дискуссионных и требует глубокой теоретической и методологической проработки. Потребностно-мотивационная сфера личности была и остается предметом пристального внимания философов, начиная со времен древнегреческой философии и заканчивая современностью (Аристотель, Н. А. Бердяев, Р. Декарт, И. Кант, М. Монтень, Платон , Г. Риккер и др.), зарубежные психологи (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.).

В основе изучения мотивационной сферы личности лежит развитие психологических явлений, присущих различным областям личности, в условиях деятельности, отношений, взаимодействия эмоциональных переживаний (Л. И. Божович, А. Л. Леонтьев, В. С. Мерлин, В. Г. Асеев, В. И. Ковалев , А. К. Маркова, В. Г. Леонтьев, В. К. Вилюнас и др.). Определение «мотивационная сфера личности» имеет достаточно широкий спектр трактовок: это иерархия мотивов, основанная на их осознании и обобщении в поведении и деятельности (Л. И. Божович и др.), осознание объективных закономерностей, понимание смысла смысл для себя (А. Н. Леонтьев и др.).



В исследовании раскрываются значение и содержание мотива (В.С. Мерлин и др.), тип психической регуляции жизнедеятельности, внутренняя, деятельная самостоятельность, активно-действенное отношение человека к действительности (В.Г. Асеев и др. и др.) , важнейшая сторона личности, включающая систему мотивов (мотивации) в ее специфическую структуру (иерархию) (В. И. Ковалев и др.).

В то же время эти и многие другие ученые обращали внимание на то, что социальная среда, в которой человек осуществляет свою жизнедеятельность, оказывает непосредственное влияние на развитие способностей вообще и познавательных в частности, в том числе и в спортивной деятельности [26]; 87; 101], то есть факторы социальной среды становятся мотивами развития познавательных (познавательных) способностей. Именно познавательные способности, по мнению П.Н. верит.

Социально-когнитивная теория отводит центральную роль когнитивным, замещающим, саморегулирующимся и саморефлексивным процессам. Необычайная способность к символизации предоставляет людям мощный инструмент для понимания окружающей среды, а также для создания и регулирования экологических событий, которые затрагивают практически все аспекты их жизни. Большинство внешних воздействий влияют на поведение скорее через когнитивные процессы, чем напрямую. Когнитивные факторы частично определяют, какие события окружающей среды будут наблюдаться, какой смысл будет придаваться возложенные на них функции, оставляют ли они какие-либо долговременные последствия, каким эмоциональным воздействием и мотивирующей силой они будут обладать и как передаваемая ими информация будет организована для использования в будущем. Именно с помощью символов люди обрабатывают и преобразуют преходящий опыт в когнитивные модели, которые служат ориентирами для суждений и действий. С помощью символов люди придают смысл, форму и непрерывность своему опыту.

Люди обретают понимание причинно-следственных связей и расширяют свои знания, символически оперируя огромным количеством информации, полученной из личный и опосредованный опыт. Они генерируют решения проблем, оценивают их вероятные результаты и выбирают подходящие варианты, не прибегая к кропотливому поведенческому поиску. С помощью символов люди могут общаться с другими на любом расстоянии во времени и пространстве. Однако, в соответствии с перспективой взаимодействия, социально-когнитивная теория уделяет много внимания социальным истокам мышления и механизмам, посредством которых социальные факторы оказывают свое влияние на когнитивное функционирование. Другой отличительный человеческие способности основаны на этой развитой способности к символизации [83].


Объектом исследования являются познавательные способности.

Предмет исследования – механизм влияния социальной среды на развития познавательных способностей.

Цель исследования – определить, на основании проведенного анализа, роль и механизм влияния социальной среды на развитие познавательных способностей, в том числе в спортивной деятельности.

Задачи исследования

Гипотеза исследования формируется на основе того, что, исходя из многоаспектности социальной среды зависит последующая трансформация личности каждого отдельного индивида.

Теоретическую значимость составляют научные работы психологов и педагогов - специалистов в области социологии, материалы научно-практических конференций, опыт отечественных пи зарубежных ученых в психологии и социологии последних лет, начинающие рассмотрение социума на принципе трансформации личности.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании методики по оптимизации социологических знаний и учений о психолого-педагогическом становлении личности в социуме.

Положения, выносимые на защиту. Основные положения и предложения могут быть использованы при решении таких задач, как: организация изучения социальной среды с точки зрения мотивированности личности на трансформацию в обществе.

Научная новизна: определен механизм влияния социальных факторов на познавательное развитие человека: представлена модель, описывающая механизм влияния социальных факторов посредством предметно-информационного аспекта и аспекта межличностного взаимодействия на мотивацию личности к осуществлению познавательной деятельности.

Методы исследования, которые использовались в работе:

1. Сбор и анализ данных;

2. Статистический метод обработки информации;

3. Аналитический метод обработки информации;

4. Графический метод предоставления информации.

Структура исследования представлена таким образом, чтобы отразить основные проблемы и особенности, связанные с социологической трансформацией личности и мотивацией ее на последующее развитие.


1 Глава Проблема влияния социальной среды на развитие познавательных способностей человека в трудах отечественных и зарубежных исследователей
1.1. Понятие, структура и параметры (факторы) социальной среды
Одними из самых важных и значимым проблемных аспектов выступают те моменты, которые взаимосвязаны с социальной средой в целом, каким образом она оказывает свое воздействие на индивидов, на культуру и происходящие в ней процессы.

Если рассматривать этимологию восприятия, то вполне легко можно увидеть взаимосвязь в определении среды и социума, при этом существует большое множество трактовок учеными данных терминов, но изначально понятие «среда» было введено в науку ученым И. Тэном.

Верно, что человек живет в определенных географических условиях и что для его общества характерна определенная модель экономической деятельности; однако социальный человек в такой же степени является продуктом своего социального окружения, как и физического окружения и экономических условий. Социальная среда была приравнена к его культуре, и многие писатели назвали это его социальным наследием» [77, c.435].

По словам Я. Икскюль, вначале «теория среды» признавала человека всецело зависящим от окружающего его мира и поэтому морально совершенно неответственным [77].

Согласно теориям Г.А. Ковалева, человек живет в условиях "тотальной окружающей среды", концепции его экологии, которая охватывает все его существование [34, c. 15]. Живя на равнинах или в горах, занимаясь сельскохозяйственной или промышленной деятельностью, он ведет образ жизни, сформированный его социальным наследием. Он рождается под этим знаком и в своей семье; сначала он учится приспосабливаться к обычаям и практикам, верованиям и нормам, присущим его сообществу.

Окружающая среда имеет как свои физические, так и социальные аспекты. Часть физического окружения остается для него неподконтрольной, в то время как другую часть он модифицирует в соответствии со своими преимуществами. Он улучшает почву, которую возделывает, одомашнивает животных, которых использует, и изготавливает инструменты и оборудование, соответствующие его знаниям и техническим навыкам [78,