Файл: История средневековья от Падения Рима 476 до Взятия Константинополя 1453.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Средневековье стали замечать лишь в 19 в. Средневековье показывает нам идею божественного. Сильно завязана на христианстве. «Философия как служанка богословия»

Культура:

История средневековья: от Падения Рима 476 до Взятия Константинополя 1453

Между Римом, варварами и Византией


Что привнесли варвары?

  • Молодая, грубая культура (нет ничего выходящего за рамки, что-то пошлое, развратные сценки)

  • Яркие вещи

  • Орнамент

  • Юмор

  • Простота человеческих тел


Византия?

  • Отказ от скульптуры как почитание идолов

  • На первый план выходит живопись, фреска, мозаика (средневековье разделяет мир на 2: мир божественный и земной)

  • Уход от античной чувственности

  • Внимание на внеземное, неизобразимое (мозаика и золото становятся символом божественного)

  • Пренебрежение к натурализму и культу тела

  • Ощущение неземной красоты

Античность Средневековье

Многобожие, Космоцентризм Единобожие, Теоцентризм

Боги в мире Бог вне мира

Боги – силы в природе Бог - Логос

и св-ва души

История как воспоминания о былом История, идущая вперёд

Тело Душа

Мимезис – искусство подражания Символизм – искусство аллегорий

Средневековье

  • Супер эмоциональный век (смех и страх)

  • Слияние интеллектуальной и эмоциональной сфер

  • Бесконечный страх (Люди верили, что Бог все видит, поэтому постоянно боялись)

  • Смех как противостояние страху

Христианство вырастает из античной мысли

Христианство:

Теоцентризм – центральное положение бога в мире (все есть бог)

Креационизм – бог творец всего (бог создал этот мир)

Провиденциализм – история как реализация божественного плана (бог знает что было, что будет)

Библейский текст невероятно сложно толковать

4 уровня толкования текста:

  • Буквальный (вызывающий противоречия)

  • Аллегорический

  • Моральный (текст как этический нравственный трактат)

  • Анагорический (возводящий к идеалу)

Христианство

  • В основе – любовь

  • Любовь к другому, любовь к богу

  • Любовь как истина

  • Христианская любовь – эмоциональная связь между богом и человеком

  • Христианская любовь основывается на моральном принципе


Любовь в первую очередь дарящая

Любить означает сострадать

Патристика (Патры – святые отцы) 4-5в

  • Космическая гармония и миропорядок приобретают значение божественного творения, к-е осуществляется «из ничто»

  • Взгляд на бытие как на преимущество (лучше быть, чем не быть)

  • Быть – верховное преимущество бога и он дарит это преимущество всему сущему

  • На место театра и кумира становятся литургия и икона

Логос – инструмент, с помощью которого бог творит мир

Средневековая философия – это бесконечные попытки понять библейский текст (постоянные споры насчет самых базисных основ)

Бог создал материю из ничего и лишь потом придал ей форму

Бог бесконечен, он творец и правитель мира (он здесь или где-то наверху?)

Гностицизм

  • От греч. Гнозис – знание

  • Гностики считали, что наделены некой мистической полнотой знаний

  • Говорили о двойственности мира добра и зла, света и тьмы

  • 2 начала: одно – духовное, т.е. высшее, добро и плотское – зло

  • Мир лежит во зле, он создан не богом, а злонамеренным Демиургом

! Классическое христианство говорит: мир есть благо божественного, бог даровал нам этот мир

Гностики уверены, что в мире мы изгнанники, наше место в раю. Гностик должен углубиться в себя, чтобы через самопознание вернуться на родину

‹‹

«Верую, ибо абсурдно» (философия отрицается. Вера – это, то, что разуму не подлежит, значит вера абсурдна. Раз абсурдна значит божественна) -Тертуллиан

Аврелий Августин 354-430

  • Первый систематизировал христианское мировоззрение, пытался собрать и представить его как единую разработанную структуру

  • Его главная задача – стремление к счастью, судьба человека это счастье, но это счастье возможно только в божественном, в познании приближения к богу. Ощущение ничтожности самого себя перед божественным и максимальная к нему любовь есть истинное счастье

  • С бога все начинается, с бога все заканчивается

Бог и мир

  • Бог добровольно ради блага создал и наделил мир существованием

  • Судьба становится планом бога и бог выше судьбы

  • Полная зависимость природы и человека от бога

  • Бог ни на один миг не оставляет своего попечения над миром (бог всегда присутствует в своем творении)

  • Мир представляется переполненный чудесами, непостижимыми для человека (чудо есть вмешательство бога в собственное творение)

  • Лишь видимость, что люди черпают свои знания из окружающего мира, а в действительности они находят их в глубинах себя (поэтому так важна исповедь. Через внутреннее принятие себя мы сможем достигнуть чего-то высокого)

  • Сущность теории познания Августина дана нам по умолчанию

  • Вера и разум взаимно дополняют друг друга (разум дает способность ярче поверить в божественное)

  • Свобода – максимальное подчинение себя логике бога, потому что божественное обладает высшим знанием (от своеволия – зло)


«Движение вглубь «я» - это движение к богу и путь самопознания»

  • Бог не только сотворил мир, но и продолжает сохранять и творить его

  • Мы пытаемся познать божественное и у нас есть возможность познавать божественное из-за божественного

  • В мире много случайностей, но сотворение мира – это необходимость

Вечность и время:

  • Времени как такового не существовало до сотворения мира (в ничто времени нет)

  • Ни прошлого, ни будущего не существует. Есть только настоящее, то, что вижу сейчас (взгляд назад – это память, а взгляд вперед – надежда)

Добро и зло:

  • Все есть добро, но в разной степени. Зла на самом деле не существует (мир сам по себе добро)

  • Тишина есть отсутствие шума, нагота – отсутствие одежды, болезнь – отсутствие здоровья, темнота – света, зло – добра, а не нечто существующее само по себе. ЗЛО – ЭТО НЕХВАТКА ДОБРОТЫ

Откуда зло? -Мир переполнен злом, но в этом виновен сам человек, его свободная воля

-Грех – бунт тела против души

«Верь, чтобы понимать»

Град божий (Вавилон) град земной (Иерусалим)

Один град подчинен любви к богу – град небесный, а другой град – это любовь к себе, любовь к миру.

Все строится на любви

«Любовь к себе, доведенная до презрения к себе как греховному существу, суть любовь к богу, и любовь к себе, доведенная до презрения к богу – порок»

Августин смыслит отношение к богу как высший любовный акт, т.е. созерцание истины бога

Схоластика 10 в

  • Возникает как следствие Каролинского возрождения (Карл Великий, глядя на европейскую культуру видит, что культура то в упадке, наступил духовный кризис. Была прекрасная античность, к-я завершается в 5 веке с захватом Рима. Что стало с античным наследием? Практически единственными центрами сохранения античности стали храмы и монастыри. При монастырях остаются библиотеки с трудами Аристотеля, Платона и т.д. Именно среди монастырских деятелей ведется сохранение классической латыни. Классическая латынь вплоть до 19 века будет единственным языком европейской науки, более того вплоть до 12 в латынь будет единственным языком в принципе культуры (поэзия, лит-ра, философия). Потом Данте совершил революционный жест, он написал «Божественную комедию» на национальном языке (на итальянском), формируя при этом канон ит. языка. В итоге, латынь остается в очень маленьких кругах. Культура средних веков варварская, Европу после великого переселения народов захватили варварские племена, эти племена делали народную латынь (речь само по себе грязная). С 6-8 вв. в европейской культуре не создаются произведения искусства, к-ра в кризисе. Благодаря Карлу Великому начинается 2й рассвет Средневековья. Карл приглашает в столицу из монастырей от Ирландии до Египта великих ученых: он собирает поэтов, писателей, богословов и предлагает им сформировать новую систему образования. Реформа средневекового образования)

  • Появление первых университетов (11в)

  • Появление сословия свободных интеллектуалов (маленькая прослойка населения, к-я обладает высоким интеллектуальным уровнем, но при этом напрямую не привязана к монастырю). Представителем этого сословия являлся Фауст

  • К церковной и светской власти присоединяется власть интеллектуалов

  • Поединок разума и веры (появился в следствие повторного прочтения Аристотеля. Проблема перевода переводов Аристотеля – арабский, латынь)

  • Аристотель сталь вдохновителем эпохи схоластики (систематичность, историчность, что вписывалось под понятие разума)

  • Складывается культура общения, письма, когда вы не просто в монастыре сидите, а общаетесь с другими монастырями, другими людьми


Схоластика от схола – школа, досуг. Некий более тщательный способ изучения

Ключевой вопрос схоластики – взаимодействие веры и разума

Фома Аквинский 1225-1274

  • По методу достижения истин наука и религия полностью отличаются

  • Вера должна быть подкреплена наукой и философией

  • Разум может ошибаться, а вера опирается на абсолютную правдивость бога. Вера – высший способ познания. Разум должен служить вере

  • Люди существуют не благодаря своей сущности, а благодаря сопричастности с сотворением мира богом

  • Мир существует не сам по себе, а благодаря чему-то иному, чье бытие равно сущности

Доказательства бытия бога:

(возрождает Аристотеля)

1. кинетическое док-во. Основывается на движении. Перводвигатель – бог

2. производящая причина. Если у всего есть причина значит будет момент, когда мы дойдем до первопричины, это причина бог

3. по причине необходимости. Любую вещь или событие можно охарактеризовать как случайность. Если есть случайность значит есть необходимость. Необходимость это божественное

4. по степени совершенства. Мы видим кучу несовершенств, мы понимаем, что где, то есть это совершенство, совершенство – бог

5. телеологическая причина. Если все куда-то стремится значит есть кто то, кто полагает эти цели