Файл: Рабочая программа учебной дисциплиныобщепрофессионального учебного цикла оп. 03. Базы данных СанктПетербург 2023.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение II.3 к ООП

по профессии 09.01.03

Оператор информационных систем и ресурсов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

УЧЕБНОГО ЦИКЛА

ОП.03. Базы данных

Санкт-Петербург

2023

Рабочая программа учебой дисциплины ОП.03. Базы данных разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов, (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 974 от 11.11.2022; зарегистрирован в Минюсте РФ 19.12.2022 № 71639), входящей в состав укрупненной группы профессий 09.00.00 Информатика и вычислительная техника и Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденных Директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России 20.04.2015 № 06-830вн.

Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное специальное реабилитационное профессиональное образовательное учреждение - техникум для инвалидов «Профессионально-реабилитационный центр» (далее - СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»).

Разработчик:

Шундеева Ирина Ивановна – преподаватель, мастер по высшей квалификационной категории СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»

Рассмотрено и одобрено на заседании Методической комиссии преподавателей и мастеров п/о офисных и рабочих профессий СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр».

Протокол № 1 от 26. 08.23

Председатель Методической комиссии отделения по подготовке специалистов промышленных специальностей СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»

Л.М. Нестеренко

Рекомендовано на заседании Методического совета СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр».

Протокол № 2 от 26.08.23

Секретарь Методического совета СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»

Т.В. Белибова

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 8

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 10

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02. Базы данных

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина ОП.03. Базы данных является обязательной частью общепрофессионального учебного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов, входящей в укрупненную группу профессий 09.00.00 Информатика и вычислительная техника. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, личностных результатов ЛР 13-18.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

Код ПК, ОК, ЛР

Умения

Знания

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.6

ПК 1.7

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ЛР 13-ЛР 16

  • Осуществлять сбор, обработку и анализ информации для проектирования баз данных.

  • Проектировать базу данных на основе анализа предметной области.

  • Разрабатывать объекты базы данных в соответствии с результатами анализа предметной области.

  • Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных.

  • Администрировать базы данных.

  • Защищать информацию в базе данных с использованием технологии защиты информации.

  • приемы структурирования информации;

  • форматы оформления результатов поиска информации, современных средств и устройств информатизации; порядка их применения и программного обеспечения в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств;

  • основы теории баз данных;

  • модели данных;

  • особенности реляционной моджели и проектирование баз данных, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании;

  • принципы проектирвоания баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных;

  • средства проектирования структур баз данных.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

45

в том числе в форме практической подготовки

28

в том числе:

теоретическое обучение

15

лабораторные работы (если предусмотрено)

-

практические занятия (в том числе к/р – 2 часа, Дз – 2 часа)

28

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

-

контрольная работа (если предусмотрено)

2

Самостоятельная работа

2

Промежуточная аттестация дифференцированный зачет

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03. Базы данных

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объём в часах, в т.ч. в форме практической подготовки

Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

1 курс

Раздел 1. Организация системы управления базами данных

10




Тема 1.1. Понятия базы данных и систем управления базами данных


Содержание учебного материала

6

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.6

ПК 1.7ОК 01, ОК02, ОК03, ОК 04, ОК 05, ЛР 13-ЛР 18

Понятия базы данных(БД) и систем управления базами данных(СУБД). Функциональные возможности СУБД. Системы клиент-сервер и файл-сервер. Виды инфологических моделей

2

В том числе практических занятий

4

Практическое занятие № 1. Сравнительная характеристика моделей данных

2

Практическое занятие № 2. Проектирование реляционной БД.

2

Раздел 2. Проектирование баз данных

35




Тема 2.1. Основные возможности MS Access

Содержание учебного материала

7

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.6

ПК 1.7ОК 01, ОК02, ОК03, ОК 04, ОК 05, ЛР 13-ЛР 18

Основные этапы разработки базы данных. Обобщенная технология работы с базами данных. Таблицы. Формы. Запросы. Отчеты. Макросы и модули

4

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие №3. Создание проекта БД. Создание таблицы и возможности заполнения данными из внешних источников.

2

Самостоятельная работа

1

Реферат на тему «Наиболее распространённые базы данных»

1

Тема 2.1. Разработка многотабличной базы данных в MS Access

Содержание учебного материала

27

Создание и заполнение данными в многотабличных базах данных.

Обработка данных в многотабличной базах данных.

4

В том числе практических занятий

22

Практическое занятие №4. Создание БД. Редактирование и модификация таблиц

4

Практическое занятие № 5. Редактирование таблиц базы данных и расчеты в таблицах

4

Практическое занятие № 6. Создание пользовательских форм для ввода данных в СУБД MS ACCESS

4

Практическое занятие № 7. Работа сданными с использованием Запросов в СУБД MS ACCESS

4

Практическое занятие № 8. Создание отчетов в СУБД MS ACCESS

2

Практическое занятие № 9. Создание составных форм в СУБД MS ACCESS

4

Самостоятельная работа

1

Облачные базы данных.

1

Дифференцированный зачет

2


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины ОП.03. Базы данных, предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Информатики и информационных технологий», оснащенный оборудованием:

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся,

  • рабочее место преподавателя,

  • комплекты учебно-наглядных пособий,

  • учебники, в том числе на электронных носителях,

  • дидактический материал.

Технические средства обучения кабинета:

  • компьютеры с лицензионным программным обеспечением подключенные к локальной сети и сети Internet;

  • планшетный сканер с возможностью сканирования слайдов

  • цифровая видеокамера;

  • цифровой фотоаппарат;

  • веб-камера – по числу рабочих мест;

  • гарнитура – по числу рабочих мест;

  • медиапроекторная установка;

  • интерактивная доска;

  • графический планшет и световое перо – по числу рабочих мест;

  • многофункциональное устройство;

  • колонки.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.

3.2.1. Основные печатные издания:

  1. Ляхович В.Ф. , Молодцов В.А. , Рыжикова Н.Б. Основы информатики (СПО)М.Кнорус,2018

  2. Михеева Е.В. «Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности», 2019

  3. Михеева Е.В. Информатика. Практикум (1-е изд.) учеб. пособие, М.: ОИЦ «Академия», 2017

  4. Струмпэ Н.В. Оператор ЭВМ. Практические работы, 2018.- . - М.: ИЦ «Академия»

  5. Немцов М.В., Немцова М.Л. Остроух А.В. Ввод и обработка цифровой информации, М.:ИЦ «Академия», 2018

  6. Курилова А.В. Ввод и обработка цифровой информации. Практикум. М.:ИЦ «Академия», 2018

3.2.2. Основные электронные издания

1. Голицына, О. Л. Основы проектирования баз данных [Электронный ресурс]: учебное пособие / О. Л. Голицына, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 416 с. - Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1190668

2. Грошев, А. С. Основы работы с базами данных: учебное пособие для СПО / А. С. Грошев. — Саратов: Профобразование, 2021. — 255 c. — ISBN 978-5-4488-1006-0. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/102199

3. Молдованова, О. В. Информационные системы и базы данных: учебное пособие для СПО / О. В. Молдованова. — Саратов: Профобразование, 2021. — 177 c. — ISBN 978-5-4488-1177-7. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/106617

4. Швецов, В. И. Базы данных: учебное пособие для СПО / В. И. Швецов. — Саратов: Профобразование, 2019. — 219 c. — ISBN 978-5-4488-0357-4. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/86192

5. Волк, В. К. Базы данных. Проектирование, программирование, управление и администрирование / В. К. Волк. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 340 с. — ISBN 978-5-8114-9682-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/198584

3.2.3. Дополнительные источники:

  1. ЭОР Журкин М.С. Основы информационных технологий. «Академия-Медиа», 2014

  2. . Мартишин, С. А. Базы данных. Практическое применение СУБД SQL и NOSQL-типа для проектирования информационных систем: учеб. пособие / С. А. Мартишин, В. Л. Симонов, М. В. Храпченко. - М.: ИД "ФОРУМ: ИНФРА-М», 2018.-368 с.

  3. 2. Федорова, Г. Н. Основы проектирования баз данных: учебник / Г. Н. Федорова. Изд. 4-е, стер. - М.: ИЦ "Академия", 2020.-224 с.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка текущих результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения проверочных работ, практических и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты освоения (умения, знания)

Критерии оценки

Методы оценки

ЗНАТЬ







приемы структурирования информации;

  • форматы оформления результатов поиска информации, современных средств и устройств информатизации; порядка их применения и программного обеспечения в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств;

  • основы теории баз данных;

  • модели данных;

  • особенности реляционной моджели и проектирование баз данных, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании;

  • принципы проектирвоания баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных;

  • средства проектирования структур баз данных.

.

- Мониторинг появления новой или необходимой информации внутри организации, в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" и других источниках

- Общая оценка значимости и приоритетности получаемой информации

- Принципы организации информационных баз данных

- Основы законодательства Российской Федерации в области хранения и распространения персональных данных.

  • Знать различные методы поиска, сортировки и обработки в информационных базах данных.

Оценка ведения конспекта.

Оценка подготовки рефератов и сообщений.

Тест.

Устный опрос.

Письменный опрос.

Дифференцированный зачет

УМЕТЬ







Осуществлять сбор, обработку и анализ информации для проектирования баз данных.

  • Обоснованность выбора метода сбора, обработки и анализа информации для проектирования баз данных;

  • Грамотное использование методов сбора, обработки и анализа информации для проектирования баз данных;

  • Соблюдение технологии сбора, обработки и анализа информации для проектирования баз данных;

  • Рациональное распределение времени на все этапы сбора, обработки и анализа информации для проектирования баз данных.

  • Оценка результатов выполнения практических работ № 3,4

  • Тест.

  • Устный опрос.

  • Письменный опрос.

  • Дифференцированный зачет

Проектировать базу данных на основе анализа предметной области.

  • Обоснованность выбора технологии проектирования баз данных на основе анализа предметной области;

  • Грамотное использование технологии проектирования баз данных на основе анализа предметной области;

  • Соблюдение технологии проектирования баз данных на основе анализа предметной области;

  • Рациональное распределение времени на все этапы проектирования баз данных на основе анализа предметной области.

  • Оценка результатов выполнения практических работ № 1-4

  • Тест.

  • Устный опрос.

  • Письменный опрос.

  • Дифференцированный зачет

Разрабатывать объекты базы данных в соответствии с результатами анализа предметной области.

  • Обоснованность выбора методов технологии разработки объектов баз данных в соответствии с результатами предметной области;

  • Грамотное использование методов технологии разработки объектов баз данных в соответствии с результатами предметной области;

  • Соблюдение методов технологии разработки объектов баз данных в соответствии с результатами предметной области;

  • Рациональное распределение времени на все этапы разработки объектов баз данных в соответствии с результатами предметной области.

  • Оценка результатов выполнения практических работ № 1,2

  • Тест.

  • Устный опрос.

  • Письменный опрос.

  • Дифференцированный зачет

Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных.

  • Обоснованность выбора методов технологии реализации баз данных в конкретной системе управления базами данных;

  • Грамотное использование технологии реализации баз данных в конкретной системе управления базами данных;

  • Соблюдение технологии реализации баз данных в конкретной системе управления базами данных;

  • Рациональное распределение времени на все этапы реализации баз данных в конкретной системе управления базами данных.

  • Оценка результатов выполнения практической работы № 2

  • Тест.

  • Устный опрос.

  • Письменный опрос.

  • Дифференцированный зачет

Администрировать базы данных.

  • Обоснованность выбора технологии администрирования баз данных;

  • Грамотное использование технологии администрирования баз данных;

  • Соблюдение технологии администрирования баз данных;

  • Рациональное распределение времени на все этапы администрирования баз данных.

  • Оценка результатов выполнения практической работы № 5 Тест.

  • Устный опрос.

  • Письменный опрос.

  • Дифференцированный зачет

Защищать информацию в базе данных с использованием технологии защиты информации.

  • Обоснованность выбора защиты информации в базе данных с использованием технологии защиты информации;

  • Грамотное использование технологии защиты информации в базе данных с использованием технологии защиты информации;

  • Соблюдение технологии защиты информации в базе данных с использованием технологии защиты информации;

  • Рациональное распределение времени на все этапы защиты информации в базе данных с использованием технологии защиты информации.

  • Оценка результатов выполнения практической работы № 1, 4, 6.

  • Тест.

  • Устный опрос.

  • Письменный опрос.

  • Дифференцированный зачет

В ходе оценки результатов освоения программы учебной дисциплины ОП.03. Безопасность жизнедеятельности, учитываются личностные результаты (ЛР1-ЛР6)