Файл: Сократ (469 до н э. 399 до н э.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Софистика

Софисты, преподаватели мысли, риторики. Софистика важный фон, на котором разворачивалась философия Сократа и Платона, связывает досократическую мысль с концептами Платона и Сократа

  • Именно софисты совершили революцию, сместив философию с проблематики физики и космоса на проблему человека и его жизни

  • Ключевые темы софистики- этика, политика, риторика (умение красиво формировать мысль-самый важный навык на то время), искусство, язык, воспитание

  • Отрицательное отношение к софистам началось с Платона

  • Действительно преследовали цели чисто практические и искали учеников (свободные ученые, которые за деньги учили людей разговаривать и мыслить). Учили истине за деньги, что раздражало критиков софистов

  • Брали плату за преподавание. Софисты сделали занятия знанием ремеслом. Сделали знание доступным для всех

  • Начинают заниматься истиной, знанием как профессией

  • Добродетель не дается от рождения и не зависит от благородства крови, но основывается только на знании

Протагор

  • Нет абсолютной истины, моральных ценностей и благ (в центр ставит именно человека, человек становится мерой вещей, но только в сфере своего бытия)

  • Рациональный агностик (не может вынести суждение о существовании или несуществовании божественного)

Сократ (469 до н. э. – 399 до н. э.)

  • Афинский гражданин (Афин, который имел права и свободы)

  • Сын камнетеса и повивальной бабки (любил называть себя повитухой мысли)

  • Был внешне очень некрасив (для Греции считалось чем более человек красив, тем более он добродетелен)

  • Любил постоянное общение с людьми, которые этого не хотели (метод Сократа, за который был казнен). Сократ заставлял человека менять собственное мнение, при том, что тот весь такой сгорбленный и неказистый и конечно это невероятно било по самомнению афинских граждан, т. к. не понятно кто задает всем непонятные вопросы ведет непонятные дискуссии и вообще очень подозрительная личность

  • Сократ ничего не написал (часто фигурировал в «диалогах Платона», отделить настоящего Сократа от платоновского невероятно сложно)

Сократическая мысль:

  • В натурфилософии не было метода познания (предъявляли уже готовое знание, не показывая, как его найти)

  • Беседа как способ философствования

  • Научил задавать вопрос (мифлогич сознание- сознание, когда вы живете в готовых ответах, вам не нужно идти за мудростью, она дается готовой, не нужно двигаться за этой мыслью, она уже есть), суть философского познания- периодически задавать вопросы(именно банальные вопросы), ставить под сомнение мысли

  • Сократу не интересно выговаривать в чем суть мира, ему интересно дать инструмент, с помощью которого вы сами сделаете это (интересно помочь нам родить истину- повитуха мысли)

  • Эленхос- искусство поставить собеседника в ситуацию, когда он вынужден отказаться от утверждения, высказанного в начале беседы

  • Истина рождается в беседе

  • В ЦЕНТРЕ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА


Натурфилософы → Что такое природа?

Сократ → Что такое человек?

‹‹

«Человек- это его душа»

«Душа- это наш разум, мыслящая активность»

«Душа руководит в познании тем, кто следует призыву познать самого себя»

! Сократ в определенном смысле совершает переворот в традиционной системе ценностей:

Истинные ценности не те, что связаны с вещами внешними (богатство, сила, слава), еще менее телесными (жизнь, здоровье, красота), но лишь сокровища души суть ценности, которые вместе составляют познание.

Парадоксы сократовской этики:

  • Добродетель есть всегда знание, порок- всегда невежество. Никто не грешит сознательно (от незнания возникает зло)

  • Человек по своей природе ищет благо, т.е. то, что хорошо то, где добродетель и зло делается только потому, что он хочет извлечь выгоду, т.е. зло мы делаем вне ведения

  • Зло есть ошибка разума, непонимание истинного блага

‹‹

«Я знаю, что ничего не знаю» (Софисты уверены, что все знают и продают свои знания)

«Познай самого себя»

Диалектика- диалог диа-логос (2 логоса, логос-миф, ум, речь, разум, мысль. 2 логоса соединяются в диалоги и 2 логоса более продуктивны, чем 1 диалог продуктивнее монолога)

Смерть как поступок

  • Казнен по обвинению в богохульстве, неверии и непонимании местных богов, в растлении молодежи

  • Идет афинский суд, Сократ сам себя защищает как прекрасный оратор, но делает только хуже еще больше раззадоривает публику и ему выносят смертный приговор. В этот момент был культурный праздник пришлось ждать казни месяц. Его друзья могли устроить побег, но Сократ принципиально отказался и в назначенный день выпил яд. Этот жест превратил фигуру Сократа в бессмертного.

  • Возникает идеал поступка смерти-бессмертия

  • Бессмертие утверждает власть разума над судьбой и формирует культурный идеал (его жизнь в его руках, и он сам решил, что так будет)

Платон (428-347)

  • Ученик Сократа (человек из аристократического мира, посвящал время драматургии)

  • До нас дошли 36 платоновских диалогов (практически всегда диалог начинается с конкретной сценки, затем идет философский разговор. У Платона очень много претензий к искусству и мифам, но при этом он сам постоянно использует мифы, также Платон сам по себе литератор, драматург. Его произведения выстраиваются по законам классической трагедии. Очень часто мы видим не оригинальный сюжет, а пересказ пересказа, Платон очень аккуратен с прямым повествованием, он держит дистанцию пересказа)

  • Основал Академию (Пифагорейская академия больше напоминала секту, чем школу. Платон создал именно место, где преподавали философию. На входе в академию висела знаменитая надпись «Не геометр да не войдет», потому что геометрия была неотъемлемой частью философского знания по Платону. Философия в этот момент является совокупностью всех знаний в мире в принципе, в ее входят биология, физика, астрономия и т.д.) 2 науки, которые более-менее нужно отличать от философии это медицина и история.


Платон ни о каких 2 мирах понятия не имеет. Платон имеет в виду единый космос древнегреческой культуры. Это единое пространство, в котором есть и вещи, и идеи. Идеи существуют. Это не просто другой мир, а часть этого мира. МИР ЧУВСТВЕННЫХ ВЕЩЕЙ (среднее)- это тот мир, который вокруг нас, это стулья, это чашка, т.е. конкретные предметы. В этот чувственном мире мы находимся, мы его видим и познаем его. За всем чувственным миром стоит над ним МИР ИДЕЙ, ЭЙДОСОВ (мир сущего) мир, где есть идеи Платона, это грубо говоря чертежи мира. Например, есть стул, а есть идея стула. Эта идея стула остается в мире идей, а сам стул, какой-то конкретный вариант того самого стула находится в мире вещей. Мир идей- это мир истины, где есть сущность. Справа есть МИР МАТЕРИЙ, то, из чего собираются физические миры. Мир бытия и мир небытия это конечно единство противоположностей. Там есть одновременно и чертежи, и та масса, материя из которой будут появляться реальные предметы. То есть у нас есть идеи- чертежи, есть материя- масса, есть конкретное чувственное воплощение этих 2 начал.

- по Платону, весь мир представляет лесенку, когда на первых ступеньках это просто конкретные предметы, потом постепенно они теряют свой облик, из них выходит материя.

Только когда материя соединяется со схемой возникает конкретный предмет.

Миф о пещере:

- это мифологическое объяснение структурности мира

Платон говорит, что все люди это узники пещеры. Связаны по рукам и ногам, шея зафиксирована, мы смотрим только в стену, и мы не видим ничего кроме этой стены. Мы все привязаны к другой стене, но за этой стеной есть пространство и там вдоль стены некто носит таблички предметов (не сами предметы). За ними стоит большой костер, поэтому пламя светит на таблички, а таблички бросают тень на стену пещеры. Дело в том, что люди видят всю жизнь лишь тени предметов на стене, мы понятия не имеем что это тени. Человек в платоновской пещере не знает, что он в пещере. Если ты всю жизнь видишь только тени предметов, для тебя эти тени и есть суть. Тени предметов и есть истина.

А философ-это человек, который способен встать (его освобождает разум). Он может оглянуться в этой пещере и увидеть, что мы все это время видели тени. Дальше может пройти сквозь огонь (понимание). Пещера-это некая первая ступень познания. Потом может выйти наружу и сначала его может слепить яркость блага и истины, и смотреть на их сможет только через отражение в воде. Это 2 этап. Только потом посмотрит на само благо. В этот момент, если философ действительно увидел благо, он обязан вернуться в пещеру и рассказать людям правду, что все, что они видят иллюзия.


А теперь представьте, как отреагируют люди на слова философа? Они ведь уверены, что видят истину, потому что не видели другого.

Обязанность философа- попытаться показать людям, что мир работает по-другому, пытаться показать, что истины, в том, что они видят-нет.

Миф о пещере:

1. говорит об онтологической градации бытия

2. 3 ступени познания

3. аскеза, мистика и теология

Смерть по Платону

  • Смерть- освобождение бессмертной души от физического тела

  • Душа обладает полнотой знаний, но перед тем, как воплотиться в теле, она выпивает из реки забвения и попадая в тело, душа ничего не помнит.

  • Смерть- это ясность, а жизнь- сновидение

  • Смерть- это освобождение

‹‹

«Те, кто предан философии, заняты, по сути вещей только одним- умиранием и смертью» (настоящий философ хочет освободиться от чувственного и перейти к эйдосам-идеальному)

Логическое движение знания:

От познания чувственности к познанию геометрических основ этой чувственности к познанию самих эйдосов.

Идея- «форма»

Сущность вещей делает каждую вещь тем, что она есть на самом деле

Идеи Платона:

  • Вечны

  • Неделимы

  • Множественны

  • неизменны

Благо- солнце, истина- свет, познание- зрение

Мысль Платона:

  • Знание об идеальных сущностях врожденно (нужно лишь вспомнить)

  • Совершенство человека в его добродетели

  • Критика мифа и искусства. Искусство подражает реальности. Искусство- копия копии. (момент создания образов не двигает нас к познанию истины, лишь копирует ее внешние формы)

  • При этом сам создавал мифы

Государство:

Цель создания «Государства» заключается в том, чтобы определить «справедливость» на его примере.

Государство- 1я европейская утопия

Государство Платона- это небольшой полис, которым управляют философы, отвечающие за мудрость. Философ логично становится главой государства, потому что это единственный человек, к-й обладает возможностью создавать добродетель, потому что обладает способностью мыслить, понимать мудрость вещей, понимать сущность мира. Эту страну нужно защищать возникает сословие стражей. А все остальные- это торговцы и крестьяне, рабочие и т.д. составляют 3й класс.

Правильное сочетание этих сословий приводит к появлению справедливого государства, как и правильное сочетание добродетелей создает справедливого человека.


Добродетельный человек- это мудрость, мужество и воздержанность от лишнего.

Государство Платона=3 сословия=3 состояния души

Философы- мудрость→ стражи- мужество→ все остальные- воздержанность

Таким образом «Государство» превращается в метафору и человека и государства

Семья и воспитание в государстве:

  • Постоянная семья, как источник эгоизма, запрещена (семья уничтожена, потому что, если ты обладаешь семьей значит есть нечто, что есть у тебя одного и ни у кого другого. Отсюда возникает частная собственность, эгоизм, стремление помогать себе, а не обществу

  • Женщины должны принадлежать всем и никому, быть равными с мужчинами в гос. делах

  • Детей отсылают в дальние воспитательные дома, куда матери поочередно приходят и кормят всех

  • Поскольку ребенок не знает, кто его родители, он должен называть отцом каждого мужчину, к-й по возрасту мог бы быть ему отцом; это также относится к матери, брату, сестре (формируется коллективное уважение, любовь друг к другу)

Положение женщин:

  • Девушки должны получать точно такое же воспитание, как и юноши, изучая музыку, гимнастику, военное искусство

  • Должны обладать полным равенством с мужчинами во всех отношениях

  • Несомненно, между мужчинами и женщинами есть различия, но они не имеют отношения к политике

Образование:

  • Образование делится на 2 части- музыку и гимнастику

  • Музыка так же широка, как культура в наше время

  • Гимнастика означает все, что связано с физической подготовкой

Отношение к поэтам:

  • Изгонялись все поэты

  • Строгая цензура над литературой и музыкой, которую молодежь могла слушать с раннего возраста

  • В пьесах, если их можно было допустить, должны были выводиться только безупречные мужчины-герои хорошего происхождения. Невозможность этого столь очевидна, что Платон изгоняет всех драматургов из города

Утопия Платона:

  • Воспринимал демократический полис Афин как хаос

  • Выстраивает антидемократическую и в то же время архаическую модель, к-ю стремится жестко закрепить идеологически

  • Уничтожить собственнические отношения на всех уровнях

  • Нравственность- главный критерий всего

Платон пытался воплотить в жизнь этот проект в Сиракузах, но это не получилось

Эрос- сила, которая соединяет божественное и чувственное

Аристотель (384-322)

  • Философ (символ, образ первого философа)

  • Учился в платоновской академии (высший ученик Платона, понял его и пошел дальше)

  • Видим прямое отрицание идей Платона, но все-таки прослеживается общий комплекс идей. Скорее всего Аристотель продолжает линию Платона, чем отрицает

  • Первый, кто собирает и систематизирует знания предшественников

  • Учитель Александра Македонского

  • Создатель революционной философской системы