Файл: Задания по теме 2 Общение как основа деятельности педагога дополнительного образования Цель занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 526

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- трудовое воспитание средствами общественной деятельности;

- трудовое воспитание средствами трудовой деятельности.

Данное содержание реализуется посредством таких форм работы, как посещение художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок, беседы, встречи со знаменитыми творческими людьми города.

Допобразование направлено на формирование базовых ценностей:красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, трудовое развитие личности.

Важнейшим условием полноценного допобразования является среда, которая окружает ребенка, в детском саду «организуются зоны для деятельности детей» [18, 52], – там располагаются необходимые материалы.

Актуальность нашей работы заключается в том, что продуктивные практики  – есть  одна  из  форм  организации  речевой  ситуации, используемой в учебных целях педагогом допобразования. Набор качеств, правильное направление на пути подготовки. Это созидательная работа, нацеленная на преобразование исходного материала.

Прием «Цветная ладошка» - это прием (обрисовывание ладошек) помогает задействовать кинестетику, аудиоинформацию и визуальную информацию, дает возможность пофантазировать и придумать из рисунка ладошки животного или предмет быта. Возможность работать парами, в малых группах, с родителями дома и варьировать инструменты для создания «цветных ладошек» (карандаши, маркеры, краски, цветная бумага, можно работать стоя или сидя).

Прием «Пальчиковая живопись» (чаще всего такой техникой    рисуем военную технику).

Давным-давно жили на земле две волшебные птицы. Одна, прилетая на землю, приносила с  собой холод, на земле выпадал снег и наступала зима. Другая птица, прилетая на землю, приносила собой тепло, на земле начинало светить солнце и наступало лето. Со временем оперение у птиц выцвело и птицы стали похожи друг на друга. От этого им стало очень грустно.

Но помогать нашим птицам мы будем тоже необычным способом. К нам в помощь спешат наши волшебные ручки, на которых есть по пять волшебных кисточек-пальчиков. Мы аккуратно будем окунать наши кисточки-пальчики в воду, затем в соответствующие цвета и будем наносить отпечатки на наших птиц — помощниц.

Чтобы начать работу, мы разделимся с вами на две команды. Одна команда будет называться «ЛЕТО» и будет помогать летней птице возвращать оперение. Другая команда будет называться «ЗИМА» и будет помогать зимней птице возвращать оперение.  Для этого каждая команда будет пользоваться только своими цветами. Команда «ЛЕТО» - теплыми, команда «ЗИМА» - холодными.


Прием «Ватные палочки» (любимое место на природе).

Соединяем ватные вазочки резинкой и предлагаем ребенку закрасить таким образом точечно большой объем листа: море, лужайку, крону дерева.

Прием «Трафарет».

Можно делать рисунки красками, мелками или обводить листья. На лист дерева наносится краска (лучше выбирать обратную сторону). Потом переворачиваем листочек с краской и прижимаем его к белой бумаге.

Прием «Помощник-поролон» (этот прием помогает создать большие полотна: флаг, поляну, реку, гору).

С помощью кусочка поролона ребенок может нарисовать все, что захочет, можно помочь ему, обрисовав контур фигуры, например, фигуры-мишки.

Прием «Щётка» (любимые животные).

Можно взять щетку любого размера и ее помощью нарисовать, например, шерсть животному или крону дерева.

Прием «Кулачок»(рисуем любимых животных).

Для рисунка, например, морских коньков ребенку придется сжать руки в кулачки. Затем обмакнуть тыльную сторону пальцев в краску и ставить отпечатки, создавая нужную форму. Рыбок и крабов можно создать при помощи отпечатков пальцев.

Адекватно подобранные приемы работы на занятиях позволяют детям с обрести навык различных компетенций, научиться видеть красоту природы, знать символы России, уметь выражать любовь к родине.

Театрализация в играх – процесс сложный, для успешного понимания необходимы несколько этапов развития мышления школьника, чтобы обучение было гармоничным и формировалась компетенция, в помощь могут быть взяты такие приемы, как картинки, рисуночное письмо (создаём рисунок вместе), иллюстрации сюжета сказок, где есть цифры (считаем яблоки, избушки, животных), рисуем цифры, лепим, собираем из камней и палочек, вырезаем из бумаги и картона – все это технология визуализации, все данные приёмы помогают родителям в патриотическом образовании детей.
Задание 6. Опираясь на документ «Письмо» Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") разработайте программу дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства (тематика программы на Ваш выбор). 


Задания по теме 2.3 Учет педагогом дополнительного образования возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Цель: формирование умений осуществлять  поиск, анализ и оценку возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся для решения практических задач; формирование умения ставить цели по учету данных особенностей в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.

 

Задание 7. Проанализируйте ситуацию по данным ниже вопросам.

Характеристика  конкретной ситуации

Формируется команда для выполнения коллективной композиции по изобразительной деятельности к городскому конкурсу. Однако ребята не хотят брать в команду мальчика Александра, считая, что он подведет остальных. На общем собрании некоторые из ребят высказываются отрицательно, мотивируя тем, что Александр не всегда внимателен, не настроен на успех, не быстро решает текущие вопросы, требующие собранности, ответственности, медлителен, не аккуратен и может испортить общую работу.
Вопросы для анализа:
1.Определите, какие возрастные и индивидуально–психологические особенности присущи подростковому возрасту?
2. Какие черты характера Александра могли повлиять на сложившееся о нём мнение коллектива?
3. Как следует поступить педагогу дополнительного образования в сложившейся ситуации, взять для участия в работе Александра или нет? Предложите три варианта решения данной ситуации, спрогнозируйте результаты их принятия.


  1. В данном возрастном периоде у ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
    Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.
    Начинают формироваться элементы теоретического мышления.
    Память развивается в направлении интеллектуализации.
    Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания.
    Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками.

  2. Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, не внимание,медлительность,рассеяность. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний и измерению себя и обучающегося.
    Педагогу необходимо знание особенностей познавательной сферы Александра. Нужно понять причину его невнимательности и несобранности. Может ему не интересна работа в этой технике и он не стремится к победе, как остальные ребята, ему может быть все равно. А может ему нравится предлагать идеи и обсуждать с остальными ребятами, но он наслаждается самим процессом работы, ему не важно победит он или нет, главное – участие.

  3. Нужно взять во внимание все, что ребята говорили об Александре: не всегда внимателен, не настроен на успех, не быстро решает текущие вопросы, требующие собранности, ответственности, медлителен.

    . Здесь нужно подумать над тем, действительно ли ребенок хочет учавствовать.
    Если мальчик долго решается на работу , а потомвысказывает свою идею, то нужно выслушать его. Если же другой ребенок предлогает идею раньше Александара, то, в этом случае педагогу нужно сказать мальчику, что его идеи тоже важны для коллектива.
    Затем, когда педагог предлагает взять ту форму что предложилдругой ребенок, он, как и обещал, должен первым обратиться к Александру. Если мальчик долго будет думать, но в его взгляде будет желание участвовать, то педагогу нужно напутствующими вопросами подтолкнуть его к идеи и «раскрутить» общую форму включая и идею Александра.
    В этом случае нужно обратить внимание на то, как отреагирует мальчик: если он примет тот факт, что его идеи тоже учитывают, то можно спокойно продолжить работу. Если же Александр расстроился(была для него важна только его идея т.к для него она кажется идеальной), то нужно похвалить его за участие и сказать, что в следующий раз мы попробуем индивидуально разработать его работу именно по той идеи которую он предложил.
    Если же у мальчика нет абсолютно никакого желания участвовать , он не стремится работать вместе, сидит тихо, невзаимодействует, если ему задать вопрос, то он не захочет отвечать на него, то в таком случае лучше не трогать Александра, не заставлять его участвовать в том, в чем он не хочет.
    В данных вариантах стоит посмотреть на реакцию детей: Если перед работой они жаловались на мальчика, то им может быть некомфортно участвовать вместе с ним. Поэтому, нужно внимательно смотреть за ними, чтобы они случайно не обидели мальчика.
    Если педагог не возьмет мальчика участвовать в викторине:
    Педагог может посадить ребят, участвующих в работе, за один стол, а Александра отсадить за другой. В таком случае, ребята будут активно принимать участие в викторине, а медлительный Саша не сможет им помешать.
    В этой ситуации присутствуют определенные риски.
    Если взять во внимание тот факт, что Саша хочет участвовать в конкурсе, но вместо этого сидит отдельно от всех, то в последствии он может перестать доверять учителю и перестать общаться с ребятами.
    Чтобы этого не произошло, педагогу нужно спокойно объяснить мальчику, что из-за некоторых факторов он не подходит для работы и дать ему другое занятие, которое не наскучит мальчику и поможет ему развиться.
    Также можно предложить мальчику важную работу: Он может помогать преподавателю во время работы. Тогда он не будет чувствовать себя не нужным.


Задание 8. Проведите сравнительный анализ возрастных особенностей обучающихся, необходимых при планировании занятий педагогом дополнительного образования.

Возраст обучающегося

Особенности памяти, воображения, мышления

Особенности взаимодействия со сверстниками и педагогом

Специфика в работе педагога дополнительного образования

Дошкольный

 В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах - восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность.

Особенности взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста влияют на психо-эмоциональное и личностное развитие ребенка, тип отношений к детям и стиль руководства ими определяют взаимоотношения в детском обществе, его структуру, обеспечивают состояние удовлетворенности и психологического комфорта детей.

Необходимо предоставлять детям больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослого. Педагог должен использовать различные формы работы с дошкольниками: игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, творческие задания, экспериментирование. А работы детей, выполненные на дополнительных занятиях, стоит использовать при оформлении выставок в стенах детского сада, участия в различных творческих конкурсах.

Младший школьный

 Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении. Только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.

У школьников в данный период возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. Данные потребности выражаются в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все вместе, делать то, что делают другие.

Социализация младшего школьника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Средний школьный

 У детей в среднем школьном возрасте продолжается развитие теоретического мышления. В подростковом возрасте ребенок способен с помощью небольшой подсказки взрослого выдвинуть гипотезу, проверить, подтвердить или опровергнуть ее. На основе этого нового умения у детей среднего школьного начинает развиваться логическое мышление.
В условиях увеличения объема информации в средней школе ребенок вынужден преобразовывать учебный материал таким образом, чтобы его было легче запомнить.

Физическое, умственное, нравственное и социальное начала являются основным содержанием взаимодействия с внешним миром. Подросток социально активен, строит отношения со взрослыми, товарищами, но также особое значение уделяет собственной личности, проектируя себя на будущее, ставя в центр свои задачи, цели, рассматривая пути их реализации. Дети данного возраста хотят чувствовать себя взрослыми, стремятся быть ими.

 Средний школьный возраст- дети и подростки получают полную информацию о своих личных способностях, оценивают свои возможности и сопоставляют с интересами и профессиональными предпочтениями (обучающие и практические занятия, тренинги, профориентационные игры)

Старший школьный

У старших подростков происходит развитие абстрактного и гипотетического мышления. Ребенок, оперируя накопленными знаниями и мыслительным опытом, начинает проявлять интерес к разнообразным философским проблемам, он с блеском в глазах строит планы на будущее, приобретает более глубокий взгляд на окружающий мир.

Одной из важнейших особенностей юношеского возраста становится развитие самосознания, открытие собственного «Я», а также потребность «найти себя», «стать самим собой». В результате этого в ранней юности быстро расширяется и перестраивается сфера общения.
В отношениях учителя с учениками особенно выразительным способом осуществляется роль взрослого как образца, фактора постоянной помощи, поддерживающего высокий уровень мотивации в трудной психической деятельности, фактора формирования ближайшей зоны дальнейшего развития ученика во всем ее мотивационном ориентирующем воздействии.

Старший школьный возраст - это формирование представлений о современном мире профессий о собственных возможностях, склонностях и интересах, а так же знакомство с рынком труда и учебными заведениями.