Файл: Социальные ценности и нормы культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 249

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уссурийский филиал

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Владивостокский базовый медицинский колледж»

(Уссурийский филиал кгбпоу «вбмк»)

Реферат по дисциплине «Философия»

на тему:

«Социальные ценности и нормы культуры»



Выполнил(и) студент(ки) 234 гр.

Терешкина Софья

Дейна Анастасия


Уссурийск 2023.

Содержание

Введение 1

1. Понятие и классификация ценностей, их характеристика 4

2. Ценности и нормы в культурной жизни 7

3. Особенности ценностей в современной культуре 10

Заключение 13

Список использованных источников и литературы 14


Введение
Любое общество, несмотря на то, на каком этапе развития оно находится, нуждается в ценностной аргументации собственного существования в конкретном историческом моменте. Более того, эта ценностная аргументация становится базовых формой его развития, определяет возможные перспективы с «намеком» на прогресс или регресс. Интересен тот факт, что отсутствие / наличие системы ценностей общества позволяет утверждать об уровне морально-психологической зрелости социума, его готовности принимать определенные решения, умение быть ответственным за то, что происходит, и адекватно реагировать на внешние предложения и угрозы.

Человек – это сознательное существо. В том смысле, что он осознает условия собственного существования, поставленную цель и средства ее осуществления, регулятивные нормы поведения, формы социального контроля, имеющийся статус и приписанный сценарий ролевой деятельности, собственные притязания и степень их реализации. Одной из особенностей человека является способность придавать вещам и явлениям действительности ценностных черт, осуществлять их определенную оценку и действовать в соответствии с ними. В таком случае ценности и оценки становятся факторами человеческих действий, определяют их содержание и направленность. Поэтому они должны рассматриваться в контексте взаимодействия человека со своим общественным окружением.

Социальные психологи обратились к понятиям «ценности» и «ценностные представления» в 30‑е годы прошлого века в связи с исследованием факторов, побуждающих регуляцию человеческого поведения. С середины прошлого века ценности заняли свое постоянное место в социологической теории, а с конца ХХ в. начался этап масштабных сравнительных, кросс-культурных исследований.


Ценность – феномен, который объективно, по своей природе является благом для человека, направленным на утверждении его в бытии, реализации его творческих возможностей. Система первичных смыслов, или ценностей, формирует определенную модель культуры, которая, в свою очередь, цементирует сообщество. Человек всегда будет оставаться основной ценностью в обществе, ведь дана большая свобода выбирать принципы, по которым он будет устраивать себе жизнь.

Ценности относятся к тем ментальным образованиям человека, которые влияют на его жизнь и судьбу. И наоборот, условия жизни постоянно меняются, также оказывая свое влияние на содержание наших ценностей. Этот взаимное влияние имеет принципиальное значение, поскольку искусственное искажение социальных представлений о ценностях может трагическим образом влиять на общественное развитие целых народов. Достаточно вспомнить ценности фашистской идеологии.

Цель данной работы – охарактеризовать ценности и нормы культуры.

Задачи:

1. Изучить понятие и классификацию ценностей, их характеристику.

2. Охарактеризовать ценности и нормы в культурной жизни.

3. Раскрыть особенности социального аспекта ценностей и норм в современной культуре.
1. Понятие и классификация ценностей, их характеристика
Ценности каждого человека – это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценности и ценностные ориентации являются теми внутренними пружинами, теми побуждениями, которые мотивируют поведение человека, склоняют его действовать определенным образом. Ценность с точки зрения социальной психологии – это переживания значимости, приоритетности усердной идеальной сущности (идеи), которая может непосредственно воплощаться в тех или иных объектах и явлениях.

По сути, все разнообразие объектов окружающего мира, общественных отношений и природных явлений, относящихся к их кругу, может оцениваться с точки зрения добра или зла, истины или лжи, красоты или уродства, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого. Скажем, справедливость, красота, добро является примером ценностей, которые закрепились в общественном сознании как идеализированные атрибуты.



Природа ценностей в большей степени является априорной, чем эмпирической: мы переживаем их независимо от того, насколько они воплощены в нашем конкретной социальной среде.

Ценность отражает отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе. Отношения эти могут быть разными в разных культурах, социальных группах.

По своей сути, ценности – это обобщенные понятия о том, что для человека является желательным, к чему следует стремиться, то есть они ориентируют его как цель, на достижение которой следует направлять свои замыслы, решения, поступки, действия.

Личность растет по мере того, как растут его жизненные цели. Самую высокую из них – цель жизни – К.Д. Ушинский считал сердцевиной человеческого достоинства, человеческого счастья. К ценностям относятся средства исследования цели. Благородная цель облагораживает деятельность. Наличие жизненных ценностей в сознании человека зависит как от возрастного этапа, на котором находится индивид, новообразований этого периода, так и уровня развития общества в целом.

Исключительная важность ценностей как фактора, регулирующего и детерминирующего мотивацию личности, обеспечивающего ее убеждения, устойчивость, заключается в определении привязанностей, нравственных принципов и определенных правил поведения.

Согласно с основными сферами общественной жизни обычно различают три группы ценностей: материальные, социально-политические, духовные. Это высшие ценности, к которым относится прежде всего: мир, жизнь человечества; представление о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви; родственные связи; ценности деятельности (труд, творчество, созидание, познания истины); ценности самосохранения (жизнь, здоровье); ценности самоутверждения, самореализации; ценности, характеризующие выбор личных качеств (честность, храбрость, верность, справедливость, добро) и др.

Традиционной классификацией ценностей в отечественной психологии является их распределение на: общечеловеческие; общесоциальные; социально-групповые; личностно-индивидуальные.

Также существует распределение ценностей на:

– актуальные, которые имеют место в процессе формирования и развития личности и играют существенную роль в ее повседневной жизни;

– потенциальные, то есть те, потребность в достижении которых еще существует.

В этом, на наш взгляд, заключаются трудности в социально-психологическом исследовании ценностей: как перейти от изучения желательных и одобряемых обществом идеалов и целей к реальным – тех, которые отображаются в сознании личности и в дальнейшем структурируются в определенную систему ценностных ориентаций?


Другое измерение данной классификации наблюдается в распределении ценностей на:

– естественные – объективно существующие, независимые от человеческой общественности;

– социальные – предопределенные общественным характером жизни человека.

Прикладной классификацией ценностей является их распределение на материальные, связанные с удовлетворением практических потребностей в связи с инстинктивными стремлениями, естественными стремлениями личности, и духовные, которые порождают, развивают, а в дальнейшем и характеризуют запросы людей относительно высших форм личного сознания (свобода, истина, добро, красота, совесть, нравственность).

Человеку, кроме давно известных предметно-практического и познавательного созерцания мира, присуще еще и ценностное отношение к объективной реальности, которая является аналогом категорий ценностей. Г. Олпорт в связи с этим классифицировал ценности на: теоретические, социальные, политические, религиозные, эстетические, экономические. В его теории есть конфликтные ценности, которые, в свою очередь, могут быть источником развития.

Современная социальная психология различает два класса ценностей – ценностей-целей (терминальные) и ценностей-средств (инструментальные). Важнейшими являются терминальные ценности, то есть основополагающие цели человека, которые отображают долгосрочную жизненную перспективу, определяют смысл его жизни, указывают, что для него является сверхважным и сверхзначимым.

Терминальные ценности достойны того, чтобы каждый гражданин смог достичь их как конечную цель индивидуального существования. Все явления действительности, в том числе и поступки людей, можно подать в виде набора ценностей, которые отображают субъективную оценку личностью этих явлений, учитывая их весомость в удовлетворении ее интересов.

2. Ценности и нормы в культурной жизни
Человечество выработало этические ценности, которые помогают отдельному индивиду сформировать сознательное отношение к жизни. Если философия и этика как науки о нравственность изучают универсальные законы морали, то для социальной психологии важным аспектом становится вопрос, как люди приобретают жизненные ценности, насколько они распространены в обществе, каким является их содержание. В социальной психологии, изучающей человеческие взаимоотношения, акцент исследований сосредоточен на ценностях, регулирующих взаимоотношения людей, их поведение в группе и обществе. Причем в каждом исследовании человеческого поведения неявно присутствует этическая составляющая: что можно и нельзя, правильно и нет, что хорошо и плохо.


Сначала к ценностям обратились психологи. Так, Э. Шпрангер в 30‑е годы выделил шесть основных идеальных типов индивидуальности, которые обусловлены ориентацией на те или иные объективные ценности:

– теоретический тип (науки, проблема истины);

– экономический (материальные блага, полезность);

– эстетический (стремление к красоте формы, к самовыражению);

– социальный (общественная деятельность, обращение к чужой жизни);

– политический (власть как ценность);

– религиозный (смысл жизни).

У каждого человека могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в определенной степени и с доминированием одной из них. На основе данной типологии личностей Г. Олпорт, П. Вернон и Г. Линдсейм разработали первый тест изучения ценностей, а также появился тест интересов Дж. Холланда. Позже психологи обратились к исследованию ценностных суждений в связи с изучением уровня нравственной зрелости человека и особенностями усвоения нравственных норм в детском возрасте. Наконец, в последние два десятилетия, в связи с развитием кросс-культурных исследований, интерес к проблеме ценностей значительно возрос.

Выяснилось, что люди, отдельные группы и даже целые народы в своей жизни руководствуются разными ценностями. Все эти ценности моральные и значимые, но по-разному формируют картину мира, влияют на культурные нормы и социальную эволюцию общества. Так или иначе, но ценности играют значительную роль в жизни людей.

Д.А. Леонтьев предлагает различать собственно ценности и рефлексивные ценностные представления, присутствующие в сознании. Он считает, что фактически речь идет о трех группах явлений:

– ценность как знания об общественных идеалах, которые сформировались общественным сознанием и присутствуют в обобщенном виде о должном в различных сферах социальной жизни;

– ценность как действие, к которому стремятся, то есть предметное воплощение общественных идеалов, требующих конкретных действий людей. Эти действия могут быть благородными, бескорыстными, направленными на общее благо и не противоречить личным стремлением индивида;

– ценности как личные идеалы, которые присутствуют в мотивационных структурах человека («моделях должного») и побуждают его к реальному воплощению в своей жизни и деятельности.

Ценности включают потребности, привязанности, желания, ожидания в связи с которыми формируется тенденция выбора. Говоря о социально-психологическом контексте ценностей, к выделенным трем группам явлений следует добавить четвертую как реально существующую в нашей жизни. Это – ценность как критерий нравственной оценки и этической позиции индивида. Она присутствует в самооценке лица и его самосознания, она определяет позицию индивида по отношению к другим людям, а также влияет на выбор друзей и партнеров, существенно влияет на характер межличностных отношений.