Файл: Строение речной долины.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Раздел долгосрочного плана:

Раздел: Гидросфера


Школа: НИШ ФМН г. Шымкент

Дата:

ФИО учителя: Есентаев Ерлан Амангельдиевич.

Класс: 8

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Строение речной долины

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

8.3.3.3 - объясняет строение речной долины

Цель урока

- формирование представлений о водах суши и их значение для жизнедеятельности человека.


  1. Организационный

момент.



  1. Актуализация полученных знаний.



  1. Изучение нового материала.

Вводная беседа.

Слайд№1.


Слайд №2
Постановка педагогических задач:


Слайд №2
Понятие река.


Учебник с. 87

Слайд №3

Составные части реки: Исток, русло, устье.

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7-8

Слайд № 9.

Речная система.
Работа с учебником с.88


Слайд №10.

Типы рек.
Слайд №11-13

Слайд №14-15


Слайд №16-17.
Пороги и водопады.

Учебник с.90
Слайд №18.

Региональный компонент.

Река Дон.


АТЛАС. 4

Слайд №21.

Слайд №22

Река Волга.

Слайд №23
Использование рек.



  1. Закрепление изученного.


Слайд №24

Работа в к\к с.

Итог урока.

Задание на дом.





Учитель приветствует учащихся. Проверяет посещаемость в классе.
-На предыдущем уроке мы ввели в учебный процесс понятие «Воды суши». Рассмотрели подземные воды как вид внутренних вод.

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.

-Что мы знаем о водах суши?

-Что такое межпластовые воды?

-Что такое минеральные воды?

-Где на территории Алматинской области есть источники минеральной воды?
Карточка №1.
1.Место выхода грунтовых вод на поверхность называется ___________.

2.Подземные воды с растворенными в них солями и газами называются ______.

3.Пласт горных пород, в котором накапливаются подземные воды, называется ________________.
Карточка №2.
1.Пласт горных пород, не пропускающий воду, называется ______________.

2.Подземные воды, находящиеся между двумя водоупорными пластами, называются ______________.

3.Горячие подземные воды называются ______________.

Вы знаете…

Вода- чудесный дар природы!

Она вокруг, куда ты не взгляни:

В снегу, в болотах, ледниках, озёрах,

И бьёт ключом на дне реки.

Сегодня мы рассмотрим очередной вид внутренних вод (вод суши).

Темой сегодняшнего урока будет отгадка на загадку:

«Зимой скрываюсь,

Весной появляюсь,

Летом веселюсь,

Осенью спать ложусь? Не конь, а бежит, Не лес, а шумит?»
Вы уже поняли, ребята, что тема урока…

Верно! Открываем тетради, записываем тему урока: «Реки. Части реки. Речная система».

Учитель записывает тему урока на доске.

Ребята!

В природе давно отмечает народ

Из множества фактов такой:

Из родника вытекает ручей- водоток,

Становясь величавой рекой.

Вода устремляет свой путь никуда,

По руслу, всё время в потоке.

А что же такое, ребята, река –

Ответим на нашем уроке.

Сегодня на уроке мы:
- узнаем, что такое река.

- научимся находить на карте исток, русло, устье реки.

- узнаем, что такое речная система, научимся определять и показывать речную систему рек на картах, бассейн реки, водоразделы.

- Научимся определять длину реки и направление течения по карте.
- Кто из вас видел реку?

- А как вы поняли, что это именно река, а не болото или озеро, к примеру?
-Что такое река?
Запишите определение с учебника в тетради.

Выделим ключевые слова в определения. Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.
А теперь вместе со мной немного пофантазируем и порисуем.

Однажды, на белом свете жил ручеёк. Его отцом был Родник Ключевой.

Учитель рисует на доске.









И вот, однажды, ручеёк решил отправиться в путешествие, посмотреть, как красива Земля- матушка. Во время течения по земной поверхности, в наш ручеек дружно вливались слева и справа такие же водные потоки- ручейки, превращая нашего героя в полноводную реку. Звонкое журчание сливалось с живописной природой и пением птиц. И однажды, рано утром река впала в огромный водоём – это было море. Вот такая судьба у каждой реки.
Посмотрите, на доске термины: «Исток», «Русло», «Устье», «Главная река». Нам их надо запомнить.

- Вы знаете, как называется начало реки?

Кто из вас видел в природе исток

У ручья, у реки может быть?

Исток- это место, где ручей-водоток

Только что начинает жить!

- Посмотрите на рисунок: где берёт начало главная река?
Верно! Родник- это и есть исток нашей реки, т.е. именно отсюда река берёт своё начало, она истекает.

Учитель ставит табличку «Исток» на рисунке.
Запишите определение понятия «исток» в тетради.

Исток- начало реки.

- А что еще может служить истоком рек?

Всё правильно! Например, Волга - величавая русская река, берёт своё начало в хвощовом болотце, со дна которого бьют родники. На арке есть название: «Исток великой русской реки Волги».

Учитель показывает исток реки на карте:

Вот от сюда. именно отсюда,

Из глубин лесного родника

Выбегает голубое чудо –

Русская великая река.

Н.Палькин.

- Вернёмся к определению реки, где протекает водоток?

Учитель прикрепляет таблицу: «Русло».

У реки выделяют устье.

- Кто из вас видел устье?

- А что это такое?

Даже если не каждому из вас довелось видеть устье большой реки, то наверняка все видели, как один ручей впадает в другой. Это и есть устье.

Демонстрирует репродукции картин и читает текст:

Устье, ребята, это место, куда,

Впадает ручей-караван.

Это может быть море, другая река,

Это может быть весь океан.

Существуют различные виды устьев.

Демонстрирует схемы:

Эстуарии - воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря.

Дельта- форма устья с потоками, на которые делиться главное русло.

Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии.
Схема:

Устье

Дельта Эстуарии

Помните, в наш ручеёк по мере течения дружно вливались другие ручейки. Как бы вы их назвали? Ведь, они приносят воду в главную реку!
Правильно! Дополним рисунок термином «Приток».

- Как мы определим, какой левый приток, а какой правый?

- Посмотрите на притоки, берущие начало в горах и в озере. Что вы можете сказать о них?


-Сделайте подзаголовок рисунка в тетради: «Речная система».

Прочитайте в учебнике определение: что принято называть речной системой?
На Физической карте полушарий в атласе найдите самые крупные речные системы мира.
Вам в тексте встретились понятия: «Бассейн реки» и «Водораздел».

Запишите определения этих понятий в тетради.

- Что вы записали в определении «Бассейн реки»?

«Водораздел»?

В чём различия между понятиями «Речная система» и «Речной бассейн»?


-Ребята, а какие типы рек вы знаете?

-Равнинные.

-Горные.

-Как вы думаете чем отличаются горные реки от равнинных?

- Ребята на горных реках образуются водопады.
(Учитель дает информацию о водопадах , порогах).
- Ребята, а как вы считаете на территории нашего района какие типы рек протекают?
- Ребята, а как реки пополняются?

р. Каратал
Длина 390 км, площадь бассейна 19,1 тыс. км²[2]. Образуется при слиянии трёх речек, называющихся Текелинка, Чажа и Кора[3]. Начальные 160 км носит горный характер, из Джунгарского Алатау, затем течёт по песчаной пустыне Сарыесик-Атырау, последние 40 километров до впадения в Балхаш река образует обширную дельту площадью 860 км². В среднем течении в прошлом многоводное русло Каратала было нестабильным из-за лёгкого размыва песчано-глинистых почв. Основное питание ледниковое и снеговое.

ПРАКТИКУМ.
1. Пользуясь физической картой России в атласе, ответе на вопрос: Водоразделом каких рек, являются Уральские горы?

2. Найдите на Физической карте России р.Волга. Давайте вместе опишем речную систему по плану:

  1. Название.

  2. На каком материке находится.

  3. В какой части света находится.

  4. Исток (где берёт начало).

  5. Устье (куда впадает).

  6. Вид устья (дельта или эстуарий).

  7. Направление течения.

  8. По каким формам рельефа протекает (определяется по цвету с помощью шкалы высот и глубин).

  9. Притоки.

- Ребята, а как мы используем реки?

- Какой вред мы причиняем рекам?

1 этап. Работа в к\к.
Задание: отметить крупнейшие реки мира.
ПРАКТИКУМ.
-А как можно определить длину реки?
Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб карты. Измерьте длину рек:

1 вариант - р. Обь.

2 вариант - р. Енисей.


2 этап. Тестирование по теме «Реки».

(ОМS-модуль).

(индивидуальный подход к учащимся, так как задание рассчитано на ученика, владеющего знаниями пользования ПК).
1.Что такое река?

2. Какие типы рек вы знаете?

3. Какой тип питания имеют реки?

4. Что такое исток, устье реки?

5. Самый высокий водопад в мире?

6. Что такое речная система?

Записывает задание на доске.

$30 (1 пункт). Составить описание реки Амазонка. по плану в учебнике с.94





Учащиеся приветствуют учителя. Делают последние приготовления к уроку.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.


Учащиеся отвечают на карточки. Конкретизируют ответы примерами.

Река.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

Дети дают свои определение.
Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.
Учащиеся записывают определение в тетрадь с учебника.
Ребята выделяют слова.

Учащиеся рисуют в тетради.

Исток.
В роднике.

Записывают определение в тетради.
Болото, горы, озеро.

В углублении- русле.

Выполняют работу. Схема:


дельта

эстуарии

Лена Енисей

Волга Св.Лаврентия

Миссисипи


Притоки.
Выдвигаются варианты. (Левый и правый)

Встать по течению лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, если слева- то левый.
Читают определение в учебнике:

Совокупность главной реки и её притоков.
Амазонка, Конго, Обь с Иртышем, Миссисипи с Миссури.
Читают текст учебника.

Записывают определения в тетради.

Бассейн реки - площадь, с которой река собирает воду.

Водораздел- линия, разделяющая смежные бассейны рек
Речная система- черта- длина.

Бассейн-площадь.


Ребята делают вывод о сходстве и различиях рек. Отмечают необходимое себе в тетрадь.


Учащиеся слушают учителя и записывают определение «водопад» в тетрадь.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.


Учащиеся знакомятся с понятием «питание реки»
Учащиеся слушают учителя и записывают информацию.

Учащиеся выполняют работу по слайду презентации.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.


С помощью линейки, нитки.

= 4250км

=3000км.

Учащиеся выполняют задание на ПК, листочках (для слабых учащихся).

Учащиеся записывают задание в дневнике и в тетради.




Критерий оценивания:


формировать у учащихся представления о водах суши — их видах, особенностях, частях;

- определять понятие «река» и «озёро»;

- продолжить формировать умения работать с географической картой — определять местонахождение крупнейших водоемов Земли;

- составлять описание географического объекта — реки, озера;

Языковые цели

Река

Исток, Устье

Дельта, Эстуарий

Приток

Водораздел

Бассейн реки

Пойма, Долина

Терраса, Русло

Как измерить длину реки по карте?

Как описать положение реки?

Как определить бассейн реки?


Привитие ценностей

воспитать уважительное отношение к окружающей природе залога здорового поколения,охрана окружающей среды

Межпредметные связи

Физика, химия,

Навыки использования ИКТ

используется интерактивная доска и презентация в качестве визуализации материала

Предварительные знания

Материалы раздела «Гидросфера»