Файл: 01 Нервная система 402 Нейронная доктрина.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

54
ваш мозг, вы сами
Многочисленные исследования поддерживают эту точку зрения: показыва- ют, что состояния тела вполне могут сильно влиять или даже впрямую провоцировать те или иные состояния ума. К примеру, люди рядом с вами могут казаться вам дружелюбнее, если у вас в руках чашка горячего кофе, а не холодного; вы с большей вероятностью пойдете мыть руки, подумав о каких-нибудь грязных делишках, нежели о чем-нибудь хорошем; тяжелая по весу книга покажется вам важнее легкой. Такие исследования показыва- ют важность воплощенной метафорической мысли: симпатия есть тепло, безнравственность есть грязь, а нравственность, напротив, чистота, значимые предметы «весомы».
Однако, согласно некоторым исследованиям, подобные эксперименты лишь верхушка айсберга, и они не демонстрируют «настоящее» вопло- щенное мышление. Они показывают, что поведение возникает из динамического взаимодействия мозга с телом, но также и с внешней средой. Такой подход обращает внимание на важность наших действий и восприятия, наряду с процессом симуляции, или воспроизведением действий и восприя- тия. То есть далекие от абстракций менталь- ные образы ума тесно связаны с событиями в нашей жизни и зависят от них.
Действие, восприятие, симуляция
Действие, восприятие, симуляция
Различные психологические исследования показывают, что наши действия и их последствия влияют на наше восприятие, а процесс симуляции играет в этом ключевую роль. Воспринятый объект хранится в нашей зрительной памяти. Сталкиваясь в дальнейшем с похожими объектами, мы переживаем возвращение этих воспоминаний и симулирование прежнего опыта, и это симулирование может вмешиваться в наше текущее восприятие.
К примеру, посмотрев сначала на цветное изображение банана, а потом сразу — на черно-белое, мы заметим, что наше восприятие сдвинуто к естественному цвету этого объекта: второе изображение покажется нам желтоватым.
Действие и восприятие хорошо согласованы между собой — и объединены симуляцией. Когда мы видим объект, мозг готовится применить получен- ную информацию, включив подходящую симуляцию возможных действий.
Вид чашки активирует симуляцию округлого хватательного движения, молотка — более плотного сжатия рукой, а винограда — захвата очень

Тело… служит для
запечатления понятий
о внешних предметах…
и для вспоминания
и соединения их внутри…
Для мышления это
необходимо

Иммануил Кант
(1755)

воплощенное мышление
55
точного. Эти симуляции зависят от положения предмета относительно тела: если предмет располо- жен удобно, симуляция упрощается, а если нет — за- трудняется, а сам предмет при этом кажется дальше, чем на самом деле. Симуляция также мешает совер- шать не связанные с ней движения — в течение доли секунды после восприятия предмета.
Последствия наших действий тоже влияют на наше восприятие. Спортсмены, оказавшись в полосе везения, часто утверждают, что мишени им кажутся массивнее, чем в действительности, и исследования это подтверждают.
Гольфисты и студенты, играющие в американский футбол, воспринимают размеры лунки или цель, в которую бросают мяч, крупнее, если игра у них задается, и от этого удачных бросков прибавляется. Верно и обратное: когда игра идет плохо, мишень спортсменам кажется меньше реальной, и от этого — менее доступной. Наше восприятие задачи зависит еще и от того, сколько усилий мы вкладываем в ее решение. Место выше по склону видится дальше, чем на самом деле, а сам холм — круче, чем в действительности, если мы тащим что-нибудь тяжелое.
В сухом остатке
Ум — продукт мозга,
тела и взаимодействий
с внешним миром

В основе мышления
лежат состояния
и действия тела

Лоренс Барзалу
(р. 1951), американский ученый-когнитивист

СТРЕЛА ВРЕМЕНИ
56
ваш мозг, вы сами
Кто я и как стал тем, кем стал? Самоопределение есть сложное
явление, включающее многие компоненты: личность, память,
сексуальную и национальную принадлежность. А в глубине
человеческой самости лежит то, что большинство из нас
считает само собой разумеющимся: тело и наше осознание его.
14
Философы-экзистенциалисты — Фридрих Ницше и Морис Мерло-
Понти, например, — были уверены: то, что мы называем «собой», тесно связано с телом, и нейробиология наконец взялась наверстывать упущенное. Современные исследования уже слегка докопались до нейробиологического основания телесной осознанности и хотя бы отчасти сумели показать, что такая осознанность тела есть ключевой компонент самоопределения.
Изучение телесной осознанности началось более ста лет назад — с работы британских неврологов Хенри Хеда и Гордона Хоумза.
Они обследовали десятки пациентов с трудностями осознания тела, возникшими в результате повреждения правой теменной доли, и заключили, что эта часть мозга хранит динамический образ тела, или модель самости, которую они назвали «схемой тела».
Современные изыскания показали, что мозг действительно кодирует множество образов тела и что телесная осознанность состоит из двух связанных, но самостоятельных компонентов. Каждый из них может быть по отдельности подвергнут искажению или манипуляции, и оба они совершенно необходимы для самосознания.
Присвоение тела
Присвоение тела
Наше обыденное переживание самих себя — внутри тела, и мы признаем свое тело как свою собственность. Так происходит потому, что мозг отличает, что есть часть нашей самости,
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Осознание тела
1910
Хед и Хоумз формулируют понятие схемы тела
1946
Выходит в свет «Феноменология восприятия» Мерло-Понти
1998
Мэтью Ботвиник и Джонатан Коэн описывают иллюзию резиновой руки
осознание тела
57
а что — нет, из чего произрастает наше присвоение тела, а это один из компо- нентов телесной осознанности. Но иногда это присвоение теряет однознач- ность: например, в результате внетелесных переживаний (когда «я» будто покидает на время физическое тело) или в результате недуга под названием
«соматопарафрения» (пациенты с этим заболеванием утверждают, что та или иная часть тела им не принадлежит), а также при расстройстве теле- сной целостности личности — остром желании избавиться от той или иной вполне здоровой части тела.
Однако искажения чувства обладания телом не сводятся к психиатриче- ским заболеваниям, они случаются и в повседневной жизни. Хед и Хоумз предположили, что «все, участвующее в осознанном движении тела, добавляется к нашей модели себя» и что схема тела женщины «может распространяться и на перо у нее на шляпке». В наши дни известно, что, например, компьютерная мышь или любой иной инструмент, которыми мы пользуемся, интегрирует- ся в образ тела. Иными словами, мозг после продол- жительного применения человеком сторонних предметов начинает относиться к ним как к части самости. Это объясняет, как слепым удается «чувство- вать» тростью. И вот что необходимо отметить: эта особенность ума в конце концов приведет нас к новому поколению искусственных органов, которые мозг признает частью тела.
Власть над телом и свобода воли
Власть над телом и свобода воли
Еще один компонент осознания тела — власть над ним, т. е. ощущение, что мы контролируем свое тело и отвечаем за его действия. Эта власть зависит от так называемых опережа- ющих моделей, производимых мозгом: они предсказывают последствия любых наших действий.
Решая включить свет, к примеру, ваш мозг предвидит, как вы потянетесь к выключателю на стене, сдвинете его, потом услышите щелчок и увидите освещенную комнату. Затем мозг сравнивает эти предсказания с тем, что происходит на самом деле, и близкое сходство модели и действительности дает нам ощущение контроля тела.

Входя в то, что
я называю собой,
я всегда натыкаюсь
на то или иное
восприятие… Никогда
и никак не удается
мне застать себя без
восприятия

Дэйвид Хьюм
(1711–1776), шотландский философ, историк, экономист
2002
Патрик Хэггард исследует механизмы власти над телом
2006
Дэйвид Иглмен экспериментирует с властью над телом
2008
Хенрик Эрссон и Валерия Петкова описывают иллюзию обмена телами


58
ваш мозг, вы сами
Исследования механизмов, лежащих в основе этих процессов, указывают на то, что мозг активно искажает восприятие времени для поддержания чувства власти над телом — чтобы нам казалось, будто мы управляем им. Судя по некоторым экспериментам, произвольные движения воспринимаются как происходящие раньше, чем в реаль- ности, и, таким образом, намерение к действию и его последствия воспринимаются как одновременные.
В ходе других исследований обнаружили, что мозг обращает порядок действий: результат воспринимается на долю секунды быстрее, чем движение, которое его породило. Между происходящим и точкой нашего воспри- ятия этого события во времени есть отсрочка в 80 милли- секунд — столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить информацию. Исследования показывают: мозг калибрует последователь- ность событий, чтобы они совпали с нашими ожиданиями.
Ощущение власти над телом важно, потому что ведет к сознательному переживанию свободы воли, а также поддерживает чувство присвоения тела — подтверждением, что рука, производящая действие, принадлежит вам. При некоторых расстройствах, однако, ощущение власти над телом
Верить ли глазам своим?
Простые манипуляции с поступающи- ми в мозг чувственными данными порождают иллюзии, искажающие образ тела и чувство самости. Иллюзия возникает, к примеру, при одновремен- ном касании резиновой руки и настоя- щей одним и тем же способом, если при этом испытуемому показывают резиновую руку*. Это создает нестыковку в ощущениях, в результате чего мозг обманывается и думает, что резиновая рука — это часть тела, и доказывает, что зрение — важнейшее для присвоения тела ощущение.
Иллюзия обмена телами основана на тех же принципах. Два человека стоят друг напротив друга, на голо- вах у них — шлемы с экранами, в которые встроена камера. Камера транслирует изображение одного человека на экран другого и наобо- рот, т. е. оба они видят собственное тело глазами третьего лица, разме- щенного в той же точке, что и другой человек. Если одновременно прикоснуться к обоим, они воспри- мут это ощущение как возникшее в чужом теле.
* Полное описание эксперимента: добровольца усаживают за стол, где лежит правая или левая резиновая рука, при этом соответствующую руку участника эксперимента прячут за ширмой или под столом.
Экспериментатор двумя кисточками начинает одновременно касаться резиновой руки и руки добровольца, в результате чего спустя две-три минуты примерно у двух третей подопытных возникает стойкое ощущение того, что резиновая рука принадлежит им. Именно на нее они указывают с закрытыми глазами, когда об этом добровольцев спраши- вает экспериментатор. —
Прим. науч. ред.

осознание тела
59
поколеблено: при синдроме чужой руки, редком психиатрическом заболева- нии, пациенты сообщают, что не контролируют действия одной из двух своих верхних конечностей (
см. стр. 62); при шизофрении пациенты часто приписывают свои мысли и действия силам, контро- лирующим их извне.
Видим себя
Видим себя
Телесная осознанность возникает благодаря мультисенсорной интеграции; на практике это означает, что мозг соединяет три разных вида чувственных данных, получаемых от тела: зритель- ную, осязательную и проприоцептивную, или мышеч- ную, информацию (связанную с положением частей тела в пространстве). Зрительная информация перерабатывается в затылочной доле, а осязательная и проприоцептивная — в соматосенсорной коре. Затем все три объединяются в верхней теменной дольке, и там создается динамический образ тела, который ныне именуют схемой тела или образом тела.
Этот образ являет себя как умозрительное изображение тела, и тело свое мы воспринимаем посредством этой картинки.
Расстройства осознания тела могут изменить образ тела в мозге, а это, в свою очередь, фундаментально меняет и ощущение самости у человека. К примеру, расхождения между образом тела и физиче- ской его формой может вызывать когнитивный диссонанс (кон- фликт мыслей и чувств, приводящий к психологическому страда- нию) или приводить, скажем, к анорексии, дисморфофобии
**
или транссексуальности.
В сухом остатке
Осознание тела
необходимо
для чувства самости

Я — тело, только
тело, и ничто больше;
а душа есть только
слово для чего-то
в теле

*
Фридрих Ницше
(1844–1900), немецкий мыслитель, философ, композитор
* Из книги «Так го- ворил Заратустра»
(1883–1885), цит. по пер.
Ю. М. Антоновского.
** Дисморфофобия
(дисморфия) — пси- хическое расстрой- ство, при котором человек чрезмерно обеспокоен и занят незначительным дефектом или осо- бенностью своего тела.

СТРЕЛА ВРЕМЕНИ
60
ваш мозг, вы сами
Свободная воля — ключевая часть нашего представления
о том, что значит быть человеком, и предмет размышлений
философов многих столетий. Мы все хотим верить, что рас-
полагаем свободой воли, властвуем над своими действиями
и решениями, однако исследования мозга подсказывают, что
это, быть может, лишь иллюзия.
15
Спор, которому не одно столетие, разделил философов на два лагеря.
Поборники свободы воли — Рене Декарт, например, — считали, что мы суть разумные лица, выбирающие свои действия, в то время как детерминисты вроде Джона Лока, доказывали, что наш выбор ограни- чен физическими силами, правящими нашими телами. Примерно
30 лет назад к этому спору присоединились нейробиологи — следом за изданием исследования, выдвинувшего соображение, что совершае- мые нами выборы — результат бессознательных процессов в мозге.
Хотя это можно было бы интерпретировать как отсутствие у нас свободной воли, не все нейробиологи разделяют эту точку зрения.
Свободная неволя?
Свободная неволя?
Ранние свидетельства против свободы воли относятся к классическому исследованию 1983 года, в котором измерялась мозговая деятельность, связанная с контролируемыми движениями руки.
В сравнительно простом эксперименте исследователи попросили участни- ков двигать пальцами, когда захочется. Также участникам велели смотреть на пустой циферблат часов с бегущей по кругу точкой и замечать положе- ние этой точки в момент осознания желания дернуть пальцем.
Для записи мозговой деятельности исследователи применили электр о энцефалографию (ЭЭГ) и регистрировали сигнал, имену- емый «потенциалом готовности», рождающийся в дополнительной
Свободная воля
1689
Джон Лок выдвигает аргументы против наличия у человека свободной воли
1964
Ханс Корнхубер и Людер
Дике определяют потенциал готовности
1983
Бенджамин Либет с коллегами показывают: потенциал готовности предваряет осознание намерения двигаться