Файл: Первичная антибиотикопрофилактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разными исследователями было обнаружено в полости рта более 300 видов различных микроорганизмов - грам(+) и грам(-) аэробных и анаэробных микробов, вирусов, грибов, актиномицетов, простейших. Такое депо микроорганизмов должно было бы держать человека постоянно под угрозой гибели  в результате частого травмирования тканей ротовой полости пищей, при укусах и уколах, а также при стоматологических манипуляциях. Однако общий и местный иммунитет хорошо защищает человека от собственных и внешних патогенов. И только при экстремальных для организма обстоятельствах (тяжелая болезнь, обширная травма, шок, переохлаждение, обезвоживание, стресс и т.п.) или при высокой патогенности возбудителя происходит активация микрофлоры с развитием местного, а иногда и общего инфекционного процесса. Благодаря близости расположения и общим бассейнам крово- и лимфоснабжения инфекция из полости рта легко распространяется в гайморовы пазухи, в глазничную область и в глазное яблоко, в среднее ухо, в кости черепа, а по клетчаточным пространствам - в щеки, дно ротовой полости, шею, средостение. Даже небольшой очаг гнойного воспаления в челюстно-лицевой области может быть причиной синус-тромбоза, менингита, абсцесса мозга, сепсиса, остеомиелита, инфекционного эндокардита, в первую очередь, у иммунодефицитного пациента. Еще больший риск инфекционных осложнений имеет место при реконструктивных и других операциях на кишечнике (особенно толстом) и на мочевыводящих путях.  Источником возбудителей инфекционного эндокардита и других септических осложнений может быть очаг острой или хронической инфекции носоглотки, придаточных пазух носа, рта, среднего или внутреннего уха, кожи. Высок процент ятрогенных осложнений при инвазивных исследованиях, катетеризации сердца и сосудов, операциях, частых внутривенных инъекциях. Вопрос о применении антибиотиков для профилактики решается в зависимости от степени риска возникновения бактериемии и ее продолжительности.  Первичная антибиотикопрофилактика обязательна при инвазивных вмешательствах на фоне инфекционного воспаления при аденотомии, тонзиллэктомии, удалении зубов и других травматичных стоматологических манипуляциях, бронхоскопии жестким бронхоскопом, склеротерапии варикозных вен пищевода и его дилятации, цистоскопии, операциях на желчевыводящих путях, дилятации и катетеризации уретры,
реконструктивных операциях на сердце, сосудах, легких, органах мочеполовой и пищеварительной систем.

У пациентов с врожденным или приобретенным иммунодефицитом (СПИД, хронические заболевания, длительная терапия глюкокортикоидами, цитостатиками, антибиотиками, высокий инфекционный индекс), физиологической иммунной недостаточностью у детей до 3  лет и у лиц пожилого и старческого возраста бактериемия, возникающая при внедрении  инфекции  в кровь  может осложняться развитием инфекционного эндокардита или сепсиса. Антибиотикопрофилактика этих опасных осложнений при инвазивных манипуляциях обязательна у лиц с врожденными и приобретенными пороками сердца, у пациентов с протезами клапанов и пульмонарными шунтами, у оперированных на сердце менее 6 месяцев назад, перенесших ранее инфекционный эндокардит.

Современные рекомендации по антибиотикопрофилактике основываются на следующих положениях:

1.Она показана только у больных с высоким риском возникновения септических осложнений.

2.Эффективная концентрация антибиотика в ране должна сохраняться в течение всего вмешательства, включая наложение швов, а в плазме - до прекращения возможной бактериемии.

3.Выбранный антибиотик должен подавлять наиболее вероятных для данной локализации возбудителей. Крайне желателен бактериологический контроль до и после вмешательства.

4.Плановым операциям на заведомо инфицированных органах (мочевыделительная, пищеварительная системы) должен предшествовать двухдневный пероральный прием 2-3 антибактериальных препаратов с целью селективной деконтаминации слизистых оболочек.

5.Введение антибиотика ранее, чем за 1 час до или после вмешательства, не эффективно. Желательно продлить его действие до 3 часов после операции.

6.Антибиотикопрофилактика свыше 24 часов показана до удаления дренажей и катетеров, а также ослабленным и иммунодефицитным пациентам с высоким риском развития инфекционного эндокардита или сепсиса.              

Послеоперационная профилактика более 24 часов, использование для нее массивных доз и мощных антибиотиков не способствуют повышению ее эффективности, а лишь приводят к формированию полирезистентных штаммов бактерий, тяжелых токсических реакций на эти препараты, подавляют иммунитет и нормальную микрофлору организма.



Если больной получает антибиотик на момент вмешательства, следует не увеличивать его дозу, а заменить препаратом системного действия с иным химическим строением. Предпочтительны аминопенициллины и антибиотики с длительным периодом полувыведения. Путь введения зависит от объема вмешательства и риска бактериемии. В стоматологии  и оториноларингологии антибиотик принимают внутрь за 2 часа до начала вмешательства в средней терапевтической или в максимальной дозе. Максимальная концентрация в крови создается через 30 минут после внутривенного,  через 1 час после внутримышечного и через 2 часа  после перорального приема антибиотика. Предпочтительно струйное введение, капельно вводят только те антибиотики, которые иначе не применяются (ванкомицин). Первая доза антибиотика равна его средней или максимальной разовой дозе. Последующие дозы и интервал между их введениями определяются продолжительностью вмешательства, степенью риска развития инфекционного эндокардита и скоростью элиминации препарата. В стоматологии и оториноларингологии используют ампициллин или амоксициллин внутрь или парентерально. При аллергии на пенициллины используют макролиды (эритромицин, азитромицин, кларитромицин), клиндамицин или цефалоспорины 1-2 поколений (цефалексин, цефадроксил), при высоком риске развития анаэробной инфекции - амоксициллин/клавулановая кислота, цефтриаксон или макролиды (рокситромицин, кларитромицин или спирамицин). При операциях на открытом сердце, протезировании клапанов, использовании искусственных материалов используют цефалотин, цефазолин или цефрадин, а при угрозе инфицирования резистентным стафилококком - ванкомицин, защищенные аминопенициллины (амоксициллин/клавулановая кислота, ампициллин/сульбактам) либо комбинация цефтриаксона с гентамицином.

Существует 3 основных схемы антибиотикопрофилактики при травматичных вмешательствах.

Ультракороткая схема: однократное парентеральное введение антибиотика за 30-60 минут до операции используют при низком риске инфекционного эндокардита, кратковременных вмешательствах на «чистых » тканях.

Короткая схема: дополнительные введения антибиотика в течение 1 суток. Используется при умеренном риске инфекционного эндокардита, непродолжительных вмешательствах, низкой контаминации микробов в рану и отсутствии воспалительного очага.


Длительная профилактика: в течение 3 или более (при необходимости) суток - при высоком риске инфекционного эндокардита, длительных и травматичных вмешательствах на заведомо инфицированных тканях. 

Вторичная антибиотикопрофилактика  направлена на  предупреждение рецидивов инфекционного эндокардита пациентам. Она предусматривает проведение весенних и осенних курсов антибиотиков, а также проводится во время интеркуррентных инфекций у пациентов с инфекционным эндокардитом, сепсисом, септическим шоком в анамнезе, у оперированных на сердце более 6 месяцев назад (особенно на фоне бактериемии и при наличии микробных тел на клапанах,  протезов в сердце и сосудах). При продолжительной бактериемии и неэффективности нескольких курсов антибиотикотерапии показаны антибактериальные препараты, эффективные в отношении эндогенных анаэробов и антибиотикорезистентных штаммов бактерий (защищенные пенициллины, гликопептиды, макролиды, цефалоспорины 3 - 4 поколений, карбапанемы, монобактамы). Против пропионибактерий,  имеющих сродство к чужеродным материалам, назначают также метронидазол (метрогил), рифампицин, доксициклин. 

Для селективной деконтаминации  слизистых оболочек мочевыделительной и пищеварительной систем используют в разных сочетаниях нитрофураны (нифуроксизид, фурагин, нифурател), налидиксовую кислоту, метронидазол, нистатин, фузидин  и др.  В периоперационном периоде - амоксициллин или ампициллин,  при среднем или высоком риске инфекционного эндокардита - ванкомицин, аминогликозиды, цефтриаксон или ципрофлоксацин.

Общие принципы антибиотикотерапии

 Для определения тактики лечения в каждой конкретной клинической ситуации следует исходить из предполагаемого или выделенного возбудителя и его чувствительности к антимикробным химиотерапевтическим средствам (АМХТС), из степени тяжести процесса или степени опасности возможного осложнения, умения интерпретировать деление АМХТС по химическому строению, спектру и механизму антимикробного действия. Бактериальную природу воспаления можно заподозрить при наличии в анамнезе травмы (например, стоматологических вмешательств) с нарушением целостности  тканей
, по характерному виду первичного очага (гиперемия, отек, болезненность) и характеру экссудата (гной, детрит), наличию реакции регионарных лимфоузлов и симптомов общей интоксикации, а также нейтрофильного лейкоцитоза, часто с палочкоядерным сдвигом в лейкоцитарной формуле и повышению СОЭ. Присутствие анаэробной флоры в очаге воспаления  сопровождается неприятным, гнилостным запахом, наличием грязно-серого детрита (некротический стоматит Венсана, вызванный фузобактериями, периодонтальные осложнения пептострептококковой, энтерококковой или синегнойной этиологии, тяжелый энтероколит, вызванный клостридиями, при антибиотик-ассоциированной диарее). Для кандидоза слизистых оболочек типичным является появление белого творожистого, легко снимающегося налета на фоне ярко-красной, разрыхленной слизистой, жжение, болезненность во время еды.

Чувствительными к АМХТС считаются микроорганизмы, рост и размножение которых в крови и очагах воспаления прекращается при назначении средних терапевтических доз препарата. В начале лечения тяжелого острого инфекционного заболевания при неизвестном возбудителе после забора материала для микробиологического исследования целесообразно применять только максимальные дозы. По получении результата бакпосева и антибиотикограммы производят коррекцию терапии: если возбудитель чувствителен к антибиотику, можно перейти на среднюю терапевтическую дозу, если умеренно чувствительный, использовать только максимальную, и если нечувствительный, применение препарата нецелесообразно.

 Стартовую терапию в тяжелых случаях проводят только бактерицидными АМХТС, вводя их в течение первых 2-4 суток внутривенно или внутримышечно с возможным переходом на пероральный прием этого же препарата при клинико-лабораторном улучшении (ступенчатая антибиотикотерапия). Последняя особенно широко применяется в стоматологии и оториноларигологии, так как позволяет, помимо улучшения качества жизни пациента, избежать постинъекционных осложнений (инфильтратов, гематом, абсцессов на местах инъекций, флебитов и сепсиса при длительной катетеризации вены) и получить фармакоэкономический эффект, связанный со стоимостью шприцев, инфузионных систем, труда медперсонала и пребывания больного в стационаре. Завершить лечение можно в амбулаторных условиях под контролем лечащего врача.