Файл: Проблемы финансирования и осуществления контроля за государственными учреждениями на современном этапе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 336
Проблемы финансирования и осуществления контроля за государственными учреждениями на современном этапе
Тагиева Гюзаль Исламовна,
Средне - Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), студент
Аннотация:

Известно,  что  финансирование  государственных   учреждений играет  важную  роль  в  экономическом  развитии  всего  государства.  Поэтому  очень  важно  вовремя  определить  и  решить  потенциальные  проблемы  в  данной  сфере.  Это  определило  выбор  темы  настоящей  статьи,  которая  и  посвящена  проблемам  финансирования и контроля за  государственных  учреждениями на современном этапе. 

Ключевые слова: финансирование, контроль, учреждения, правоотношения, проблемы, законодательство.
PROBLEMS OF FINANCING AND IMPLEMENTATION OF CONTROL OVER PUBLIC INSTITUTIONS AT THE PRESENT STAGE
Abstract:

It is known that the financing of public institutions plays an important role in the economic development of the entire state. Therefore, it is very important to identify and solve potential problems in this area in time. This determined the choice of the topic of this article, which is devoted to the problems of financing and controlling public institutions at the present stage.

Keywords: financing, control, institutions, legal relations, problems, legislation.
Достижение  целей  и  реализация  задач,  поставленных  перед  государственной  экономикой  страны,  во  многом  зависит  от  финансового  благосостояния  всех  государственных  и  муниципальных  организаций.  В  последние  годы  социально-экономическая  сфера  Российской  Федерации  претерпела  существенное  изменение.  Введение  новых  условий  хозяйствования,  ухудшение  финансирования  привели  к  повышению  значимости  экономической  стороны  деятельности  государственных  учреждений1.

Финансирование государственных учреждений - это один из важнейших принципов хозяйственного расчета на наиболее развитой его стадии, характерной для рыночной экономики. При финансировании за счет выручки от реализации продукции (услуг) не только покрываются текущие затраты (себестоимость), но и обеспечивается расширенное воспроизводство, то есть все виды инвестиций, а также направление средств на социально-экономическое развитие предприятий.


В литературе имеются, достаточно различные друг от друга по смыслу, понятия финансирования. Раньше под финансированием понималось безвозвратное предоставление денежных средств на развитие предприятия, социально-культурные мероприятия и другие общественные потребности за счет финансовых ресурсов предприятий. Финансирование носило строго целевой характер и осуществлялось в меру выполнения установленных планов, при условии соблюдения режима экономии и под финансовым контролем. Существовало также и такое понятие, что финансирование – это долговременное приобретение заемных  денежных средств по случаю особых событий, таких как основание и расширение производства1.

Сегодня существуют определения финансирования, которые расширяют и частично изменяют предшествующие понятия. Некоторые авторы причисляют к финансированию все процессы, которые затрагивают обеспечение  потребности в капитале предприятия без движения денежных средств. Под последним понимается обеспечение потребности в капитале из средств самого предприятия. То есть  финансирование предприятия – это все необходимые мероприятия для поддержания финансового равновесия предприятия. Иногда к финансированию также относят возврат заемных средств.

В экономике, где деньги используются как средство обмена, приобретение производственных факторов требует денежных средств. Вот почему задачей предприятия является следить за тем, чтобы необходимые производственные факторы были приобретены за счет денежных средств, в соответствии с целями предприятия. По этим причинам определение финансирования, как покрытия текущих затрат за счет выручки и обеспечение расширенного воспроизводства, ставится на передний план2.

В тесной связи с финансированием стоит понятие финансы предприятий. Финансы предприятий являются важнейшим элементом хозяйственного механизма, коммерческого расчета, основой рыночной экономики и товарно-денежных отношений. Они представляют собой систему регулируемых экономических отношений, связанных с образованием и использованием денежных ресурсов для нужд производства и воспроизводства. Назначение финансов – обслуживание денежными ресурсами планомерно организованного кругооборота средств предприятий.



Государственные предприятия России находятся сегодня, как и все общество, в состоянии глубокого кризиса. Его коренная причина в том, что десятилетиями производство было привязано к государству, к господствующей системе. Производство было нацелено на воспроизводство антирыночной экономики, антидемократической системы, где нет свободного человека.

Государственные предприятия не могут жить в современных условиях без поддержки со стороны государства. Сегодня из государственного бюджета удовлетворяются потребности в финансировании только на 30—40 процентов. Этих средств едва хватает, ими лишь частично покрывается самое скудное обеспечение текущей деятельности предприятий. Этим и объясняется актуальная проблема на современном этапе. Состояние государственных финансов непосредственно влияет на экономическое и социальное развитие всего общества. Поэтому государству следует эффективно контролировать все процессы государственных учреждений.

В связи с принятием закона 83-ФЗ1 произошли кардинальные изменения в деятельности государственных и муниципальных учреждений и порядке их финансирования, как элемента финансовой системы государства. Основные изменения коснулись повышения качества предоставления государственных услуг, снижения роста расходов бюджетов всех уровней за счет сокращения внутренних издержек учреждений, создания условий и стимулов для привлечения внебюджетных средств за счет осуществления коммерческой деятельности2.

Расширение самостоятельности государственных и муниципальных учреждений (автономных, бюджетных, казенных)  ставит вопрос о пересмотре границ государственного финансового контроля и четком разграничении полномочий органов, контролирующих учреждения в рамках обеспечения выполнения государственного задания и использования закрепленного за ними имущества, целевого использования денежных

1 Понамаев  А.Я.  Государственное  и  муниципальное  управление  //  А.Я.  Понамаева.  СПб.,  2004.  —  С.183.

1 Атаманчук  Г.В.  Теория  государственного  управления  //  Г.В.  Атаманчук.  М.,  2014.  —  C. 128.


2 Афанасьев  М.П.  Модернизация  государственных  финансов:  учебное  пособие.  2-е  изд.  М.:  ГУ  ВШЭ,  2016.  —  C. 92.


1 Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" // Собрание законодательства. – Ст. 33.

2 Арзуманова Л.Л. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Монография / Л.Л. Арзуманова, отв. ред. Е.Ю. Грачева. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М. – 2013. – C. 104.