Файл: Проблемы и необходимость социальной поддержки населения в сфере жкх в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблемы и необходимость социальной поддержки населения в сфере ЖКХ в России

Эффективная социальная политика предполагает реализацию всех этих направлений с учетом интересов различных социальных групп. Как показала практика, социальная политика может быть не только эффективной, но и ошибочной, слабой, деформированной. Такую политику можно было наблюдать и в 90-е годы, и в начале 2000-х годов1.

На реализацию социальной политики, создание условий для достойной жизни россиян требуется всё больше и больше ресурсов и финансовых возможностей. Главной целью социальной политики является обеспечение достойного качества жизни населения на основе динамичного развития экономики. Следует согласиться с тем, что «на этапе вхождения экономики в стадию стабилизации социальная политика должна выполнять не только защитные функции, но и активно воздействовать на ход экономической реформы, стимулируя участие в ней самых широких слоев населения»2.

По своей сути, слово «социальное» означает «совокупность общественных отношений в определенном обществе между различными институтами, группами и общностями людей», а слово «защита» имеет значение «то, что защищает или служит обороной». Если сложить эти слова в словосочетание, то можно представить данное понятие как систему мер, которая направлена на реализацию прав и свобод человека в сфере социального обеспечения и на удовлетворение социальных потребностей общества (достаточный уровень и качество жизни).

Применительно к нынешней ситуации в Российской Федерации «в широком понимании» оно представлено следующим образом: если рассматривать социальную защиту с точки зрения деятельности государственных органов и негосударственных организаций, то, в общей сложности, она направлена на поддержание материального положения каждого гражданина на достойном уровне3.

Плата за коммунальные услуги, неудовлетворительное состояние и ремонт многоэтажек, качество предоставляемых услуг - с этими жалобами люди чаще всего обращались на "горячие линии" и в Общероссийские центры общественного контроля в сфере ЖКХ. Эти вопросы заняли первые три строчки рейтинга по итогам 2021 года, составленного НП "ЖКХ Контроль"4. Его составляют каждый квартал на основе обращений, которые поступают, в том числе, в региональные центры общественного контроля, через официальные сайты, по электронной почте, во время приема граждан.

За 2021 год в адрес общероссийского центра НП "ЖКХ Контроль" и региональных центров поступило около 29 тысяч обращений. Интересным моментом, отмеченным экспертами "ЖКХ Контроль", стало практически равное количество обращений по вопросам, связанным с платой за жилое помещение и коммунальные услуги (4 043 обращения - 14 % от их общего числа) и качество услуг, за которые взимается плата (4 039 обращений - 14 %). За аналогичный период 2020 года указанные позиции существенно расходятся".

Если проанализировать, что людей больше всего беспокоило в жилищно-коммунальной сфере за последние три года, то можно выделить четыре "болевые точки":

1. Качество услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах: 15,5 % - в 2019 году, 16,3 % - в 2020 году и 14 % - в 2021 году.

2. Плата за ЖКУ. Один из самых крупных блоков проблем и до сих пор непонятный для граждан. Первое место рейтинга в 2019 году (15,7 %) и 2021-м (14 %), второе место - в 2020 году (14 %).

Для населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, для безработных граждан, граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, государством может быть предоставлена безвозмездная поддержка в виде субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг в денежной форме, что в настоящее время является одной из важных мер социальной помощи населения.

Субсидия это денежное пособие от государства, которое предоставляется гражданину, испытывающему финансовые трудности, для частичной оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) – услуги по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов коммунального назначения.

В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации5 и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»6 субсидии предоставляются населению в случае, если их расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов населения на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи.

Гражданам и (или) членам их семьи, которые имеют право на субсидии, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают.

Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

Размер предоставленной субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки.

Уполномоченные органы ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги перечисляют средства на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования.

По решению уполномоченного органа субсидии могут предоставляться путем выплаты (доставки) средств через организации почтовой связи в случае отсутствия в населенных пунктах филиалов банков, а также в случае, если по состоянию здоровья, в силу возраста, из-за отсутствия пешеходной или транспортной доступности получатели субсидий не имеют возможности открывать банковские счета или вклады до востребования и пользоваться ими.

Общий срок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составляет 40 рабочих дней со дня подачи заявления и документов, необходимых для получения субсидии, в структурное подразделение КГКУ или МФЦ. Решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии с направлением соответствующего уведомления заявителю (уполномоченному представителю) осуществляется структурным подразделением КГКУ в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов, предусмотренных пунктом 9 административного регламента7.

Регистрация заявления осуществляется путем внесения информации о заявлении (номер заявления, наименование заявителя, наименование вида деятельности (работы, услуги), дата приема заявления, контактная информация заявителя) в электронной базе данных.

Получателями субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг являются физические лица:

а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Основанием для начала административной процедуры является подача заявления и прилагаемых к нему документов.

Конечными результатами предоставления государственной услуги являются:

 а) в случае принятия решения о предоставлении субсидии:  оформление в письменной форме решения о предоставлении субсидии и уведомления о принятии решения о предоставлении субсидии;  направление специалистами структурного подразделения КГКУ заявителю (уполномоченному представителю) уведомления о принятии решения о предоставлении субсидии в письменной форме почтовым отправлением или в форме электронного документа, либо выдача специалистами структурного подразделения КГКУ, работниками МФЦ, заявителю (уполномоченному представителю) уведомления о принятии решения о предоставлении субсидии; предоставление субсидии; 

б) в случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии:  оформление в письменной форме решения об отказе в предоставлении субсидии и уведомления об отказе в предоставлении субсидии;  направление специалистами структурного подразделения КГКУ заявителю (уполномоченному представителю) уведомления об отказе в предоставлении субсидии в письменной форме почтовым отправлением или в форме электронного документа по адресу, указанному в заявлении, либо выдача специалистами структурного подразделения КГКУ, работниками МФЦ заявителю (уполномоченному представителю) уведомления о принятии решения об отказе в предоставлении субсидии.




1 Борисов А.Ф., Домашова Е. В. Система социальной защиты населения в контексте социального управления / А.Ф. Борисов, Е.В. Домашова // Вестник университета. - 2020. - № 3. - С. 149-153.

2 Холостова, Е. И. Социальная работа: учебник для вузов / Е. И. Холостова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 755 с.

3 Измалкова, В. В. Социальная защита населения в Российской Федерации - основа правового государства / В. В. Измалкова, В. Э. Комов // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2016. – № 2(9). – С. 29-32.

4 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль" // Режим доступа: http://gkhkontrol.ru/ (дата обращения: 27.01.2022)

5 "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 28.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14.

6 Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 28.07.2020) "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) // "Собрание законодательства РФ", 19.12.2005, N 51, ст. 5547.

7 Портал государственных услуг Российской Федерации // Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/ (дата обращения: 24.01.2022)