ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классификация цифровых инструментов обучения, сгруппированных по уровням «Анализ» и «Оценка»



п/п

Название результата

Виды деятельности

Типы программных средств

Перечень цифровых инструментов обучения

Уровень Анализ

1.

Устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа

Работа с каталогами

Создание заметок

Работа с текстом

 

Приложения, реализующие графический интерфейс доступа к файлам

Доступ к файлам:

Windows

Dolphin

Облачные хранилища

 

Облачные хранилища:

Яндекс.Диск

Dropbox

Fotki фотосервис

PearlTrees

Pinterest

Средства визуализации данных (облако тегов)

Word's Cloud

Wordcloud.online

2.

Эффективно запоминать и систематизировать информацию

 

Средства для создания заметок, замена бумажных конспектов

 

Средства для создания заметок:

Dropbox Paper

Bear

MS OneNote

Google Keep

ЯндексЗаметки

Электронные дневники

Дневник.ру

Penzu Diaro

MyInfo

3.

Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями

 

Построение схем

Создание диаграмм

Работа с электронными таблицами

Построение графиков

Средства визуализации данных

 

 

 

 

 

 

Средства визуализации данных:

схемы

 

облако тегов

ментальные карты

 

 

комиксы

графический калькулятор

Flourish

Infogram

Create Graphs Online Advanced Grapher

Сanva

Easel.ly

Venngage

Stencil

Piktochart

Creately

Infogr.am

Lucidchart.com

Word's Cloud

Wordcloud.online

XMind

MindMeister

FreeMind

сторителлинг

Pic Lits

MakeBeliefsComix

Mathway

GeoGebra

4.

Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях

Построение схем, инфографики

Создание диаграмм

Работа с электронными таблицами

Построение графиков

5.

Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов

 

Построение схем

Создание диаграмм

Работа с электронными таблицами

Построение графиков

Офисные технологии, документ-сервисы

 

Офисные технологии, документ-сервисы

MS Office

Р7-Офис

OpenOffice

LibreOffice

6.

Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений)

Построение схем (ментальных карт)

7.

С учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях

Построение графиков

Работа с электронными таблицами

Работа с текстом

Средства работы с электронными таблицами

 

 

MS Excel

OpenOffice Calc

Р7-ОфисТаблицы

FreeOffice PlanMaker

ЯндексТаблицы

МойОфис Таблица

MS Word

Writer

8.

Предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий

Работа с электронными таблицами

Работа с текстом

Средства обработки текстовой информации

ЯндексДокумент FreeOffice TextMake

Dynalist

Scrivener

Уровень Оценка

9.

Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев)

Обзор

Выдвижение гипотез

Обмен мнениями

Средства виртуального взаимодействия

 

 

 

 

 

 

Каталоги цифровых ресурсов различных видов информации

 

 

 

Образовательные платформы

ZOOM

ЯндексТелемост

Navek.Meet

Сферум

Средства виртуального взаимодействия: виртуальные доски

Miro

GoogleJamboard

ЯндексВидео

Teachvideo

Президентская библиотека Мировая цифровая библиотека

ЯндексМузыка ЯндексКартинки

Фоксворд

Geekschool

ЯндексУчебник

Учи.ру

10.

Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей

Критически оценить

Сделать выводы

Приоритизировать

Решить

Офисные технологии, документ-сервисы

Органайзеры, информеры

 

ЯндексКалендарь

Outlook

Миниплан

Time-master

Microsoft To Do

YouTrack

11.

Оценивать соответствие результата цели и условиям

Критически оценить

Сравнивать

Делать выводы

LMS

Офисные технологии, документ-сервисы

Moodle

Stepik

GoogleClassroom Курсометр

12.

Оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно

Критически оценить

Сравнивать

 

Информационно-поисковые системы

Средства виртуального взаимодействия

LMS

Социальные сети

 

 

Яндекс

Социальные сети

ВК

Телеграмм

13.

Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев

 

Обмен мнениями

Рекомендации

14.

Находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках

 

Выдвижение гипотез

Выдвижение суждения

Обмен мнениями

Резюмирование


Выводы

Проведенный анализ позволяет сделать следующие основные выводы.

1. Учителя образовательных организаций, педагоги дополнительного образования, преподаватели СПО имеют широкие возможности и доступ к разнообразному комплексу цифровых инструментов обучения. И, хотя некоторые российские разработки пока отстают от мировых аналогов, в целом они обеспечивают методическую поддержку практически всех тем и уровней освоения по многим предметам.

2. Значительная часть методических материалов и цифровых образовательных ресурсов в рамках учебных дисциплин доступна бесплатно после прохождения процедуры регистрации.

3. Школьные учителя, как правило, имеют опыт использования цифровых инструментов, электронных образовательных ресурсов и платформ в учебном процессе.

4. Качественные цифровые инструменты обучения позволяют добиваться интенсификации и активизации процессов обучения, создают возможности индивидуализации учебного процесса.

5. Вместе с тем явно не хватает комплексных программных решений, где цифровые инструменты обучения были бы интегрированы в цифровую образовательную среду конкретной школы, колледжа, вуза. В условиях использования широкого перечня платформ, ресурсов и сервисов актуальными становятся вопросы хранения и обмена персональ­ными данными, а также безопасности обучающихся и педагогов в цифро­вой среде, то есть организации безопасной цифровой образовательной среды с использованием широкого спектра защищенных и верифицированных цифровых инструментов обучения.

6. Актуальной является задача хранения, анализа и регулярного мониторинга опыта использования цифровых ин­струментов и ресурсов для организации эффективной образовательной деятельности на этапе проектирования и реализации учебного процесса, а также для его сопоставления с данными о происходящих процессах цифровой трансформации в образовательных организациях.

В то же время практически отсутствуют данные об эффективности использования соответствующих цифровых инструментов обучения для повышения результатов достижения показателей обучения.

В данном исследовании не ставится точка, на данном этапе мы в первую очередь хотели показать большое разнообразие и возможности цифровых инструментов обучения, которые сегодня можно предложить учителям-предметникам; проведена классификация их в соответствии с ФГОС и таксономией Блума.



Мы надеемся, что предложенная классификация поможет учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования и руководителям образовательных организаций при выборе инструментов проектирования и организации образовательного процес­са в образовательных организациях.

В дальнейшем необходимо ответить на следующие возникающие вопросы: каковы эффекты, результаты достижения показателей обучения после применения тех или иных цифровых инструментов; какие негативные факторы, влияющие на результаты обучения, могут быть выявлены в ходе учебно-воспитательного процесса в современной школе; как с использованием данных цифровых инструментов обучения можно формировать индивидуальные образовательные траектории обучения.