ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Классификация цифровых инструментов обучения, сгруппированных по уровням «Анализ» и «Оценка»
№ п/п | Название результата | Виды деятельности | Типы программных средств | Перечень цифровых инструментов обучения |
Уровень Анализ | ||||
1. | Устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа | Работа с каталогами Создание заметок Работа с текстом | Приложения, реализующие графический интерфейс доступа к файлам | Доступ к файлам: Windows Dolphin |
Облачные хранилища | Облачные хранилища: Яндекс.Диск Dropbox Fotki фотосервис PearlTrees | |||
Средства визуализации данных (облако тегов) | Word's Cloud Wordcloud.online | |||
2. | Эффективно запоминать и систематизировать информацию | Средства для создания заметок, замена бумажных конспектов | Средства для создания заметок: Dropbox Paper Bear MS OneNote Google Keep ЯндексЗаметки | |
Электронные дневники | Дневник.ру Penzu Diaro MyInfo | |||
3. | Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями | Построение схем Создание диаграмм Работа с электронными таблицами Построение графиков | Средства визуализации данных Средства визуализации данных: схемы облако тегов ментальные карты комиксы графический калькулятор | Flourish Infogram Create Graphs Online Advanced Grapher Сanva Easel.ly Venngage Stencil Piktochart Creately Infogr.am Lucidchart.com Word's Cloud Wordcloud.online XMind MindMeister FreeMind сторителлинг Pic Lits MakeBeliefsComix Mathway GeoGebra |
4. | Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях | Построение схем, инфографики Создание диаграмм Работа с электронными таблицами Построение графиков | ||
5. | Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов | Построение схем Создание диаграмм Работа с электронными таблицами Построение графиков | Офисные технологии, документ-сервисы | Офисные технологии, документ-сервисы MS Office Р7-Офис OpenOffice LibreOffice |
6. | Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений) | Построение схем (ментальных карт) | ||
7. | С учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях | Построение графиков Работа с электронными таблицами Работа с текстом | Средства работы с электронными таблицами | MS Excel OpenOffice Calc Р7-ОфисТаблицы FreeOffice PlanMaker ЯндексТаблицы МойОфис Таблица MS Word Writer |
8. | Предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий | Работа с электронными таблицами Работа с текстом | Средства обработки текстовой информации | ЯндексДокумент FreeOffice TextMake Dynalist Scrivener |
Уровень Оценка | ||||
9. | Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев) | Обзор Выдвижение гипотез Обмен мнениями | Средства виртуального взаимодействия Каталоги цифровых ресурсов различных видов информации Образовательные платформы | ZOOM ЯндексТелемост Navek.Meet Сферум Средства виртуального взаимодействия: виртуальные доски Miro GoogleJamboard ЯндексВидео Teachvideo Президентская библиотека Мировая цифровая библиотека ЯндексМузыка ЯндексКартинки Фоксворд Geekschool ЯндексУчебник Учи.ру |
10. | Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей | Критически оценить Сделать выводы Приоритизировать Решить | Офисные технологии, документ-сервисы Органайзеры, информеры | ЯндексКалендарь Outlook Миниплан Time-master Microsoft To Do YouTrack |
11. | Оценивать соответствие результата цели и условиям | Критически оценить Сравнивать Делать выводы | LMS Офисные технологии, документ-сервисы | Moodle Stepik GoogleClassroom Курсометр |
12. | Оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно | Критически оценить Сравнивать | Информационно-поисковые системы Средства виртуального взаимодействия LMS Социальные сети | Яндекс Социальные сети ВК Телеграмм |
13. | Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев | Обмен мнениями Рекомендации | ||
14. | Находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках | Выдвижение гипотез Выдвижение суждения Обмен мнениями Резюмирование |
Выводы
Проведенный анализ позволяет сделать следующие основные выводы.
1. Учителя образовательных организаций, педагоги дополнительного образования, преподаватели СПО имеют широкие возможности и доступ к разнообразному комплексу цифровых инструментов обучения. И, хотя некоторые российские разработки пока отстают от мировых аналогов, в целом они обеспечивают методическую поддержку практически всех тем и уровней освоения по многим предметам.
2. Значительная часть методических материалов и цифровых образовательных ресурсов в рамках учебных дисциплин доступна бесплатно после прохождения процедуры регистрации.
3. Школьные учителя, как правило, имеют опыт использования цифровых инструментов, электронных образовательных ресурсов и платформ в учебном процессе.
4. Качественные цифровые инструменты обучения позволяют добиваться интенсификации и активизации процессов обучения, создают возможности индивидуализации учебного процесса.
5. Вместе с тем явно не хватает комплексных программных решений, где цифровые инструменты обучения были бы интегрированы в цифровую образовательную среду конкретной школы, колледжа, вуза. В условиях использования широкого перечня платформ, ресурсов и сервисов актуальными становятся вопросы хранения и обмена персональными данными, а также безопасности обучающихся и педагогов в цифровой среде, то есть организации безопасной цифровой образовательной среды с использованием широкого спектра защищенных и верифицированных цифровых инструментов обучения.
6. Актуальной является задача хранения, анализа и регулярного мониторинга опыта использования цифровых инструментов и ресурсов для организации эффективной образовательной деятельности на этапе проектирования и реализации учебного процесса, а также для его сопоставления с данными о происходящих процессах цифровой трансформации в образовательных организациях.
В то же время практически отсутствуют данные об эффективности использования соответствующих цифровых инструментов обучения для повышения результатов достижения показателей обучения.
В данном исследовании не ставится точка, на данном этапе мы в первую очередь хотели показать большое разнообразие и возможности цифровых инструментов обучения, которые сегодня можно предложить учителям-предметникам; проведена классификация их в соответствии с ФГОС и таксономией Блума.
Мы надеемся, что предложенная классификация поможет учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования и руководителям образовательных организаций при выборе инструментов проектирования и организации образовательного процесса в образовательных организациях.
В дальнейшем необходимо ответить на следующие возникающие вопросы: каковы эффекты, результаты достижения показателей обучения после применения тех или иных цифровых инструментов; какие негативные факторы, влияющие на результаты обучения, могут быть выявлены в ходе учебно-воспитательного процесса в современной школе; как с использованием данных цифровых инструментов обучения можно формировать индивидуальные образовательные траектории обучения.