Файл: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ..docx

Добавлен: 02.02.2019

Просмотров: 614

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ


Основные пути и направленность существования и функционирования науки XXI в.: 1) Ускорение роста научного знания, что связано с переработкой огромного количества информации (ее объем удваивается каждые пять-десять лет) и увеличение роста научной продукции, что затрудняет обмен научными идеями (большую часть времени ученые тратят на  поиск информации, нежели на творческое решение проблем, поэтому быстрее решить проблему, чем найти информацию о том, как это делают другие ученые, поэтому учащаются случаи дубляжа научных открытий и технических изобретений). Отсюда возрастает необходимость создания масштабных справочных трудов, энциклопедий, словарей, а также разработки «метанаук» для разработки различных знаний, формализованных языков для обработки опытных данных. 2) Дифференциация и интеграция научного знания, когда на рубеже XVIXVII в. из философии начали выделяться новые научные дисциплины (дифференциация научных знаний) и превращаться в самостоятельные науки и внутринаучные «разветвления». В свою очередь, философия также начинает члениться на ряд философских дисциплин: онтологию, гносеологию, этику и т.д. Следствием дифференциации наук становятся «пограничные» и «стыковые» науки. Одновременно с дифференциацией происходит процесс интеграции, т.е. синтез наук и научных  дисциплин, объединение их  методов, стирание  грани между ними  и формирование таких междисциплинарных направлений, как кибернетика, синергетика, на  основе которых формируются интегрированные картины мира, объединяющие естественнонаучные, философские и общенаучные знания. Возникают научные дисциплины, находящиеся на стыках трех и более наук (биогеохимия). Таким  образом,  развитие  современной  науки  характеризуется диалектическим взаимодействием противоположных процессов – дифференциации и интеграции.3)  Математизация и  компьютеризация научных  знаний,  что  является  основой новых информационных технологий и совершенствованием форм взаимообмена внаучном сообществе. О роли математики в  развитии науки говорили Эвклид,Демокрит, Пифагор. Особое значение ей придавал Галилей, утверждавший, что«книга Вселенной написана на языке математики», но прочитать ее сможет только тот, кто знаком с этим языком. Философская основа математизации – возрастание степени абстрактности научного знания и необходимости их количественного  анализа, что говорит  об  уровне зрелости науки. Этот процесс в каждой частной науке начинается на зрелом этапе ее развития. Применение математических методов расширяет возможности концентрации научной информации, увеличивает ее емкость и расширяет поле формализации, но одновременно отрывает ее от наглядности и практической проверки полученных результатов. 4) Возрастание роли методологии в структуре научного знания, что связано с необходимостью создания метатеории, методологии и логики науки. Если метод – это совокупность правил и приемов получения новых знаний, а методология – это учение о методах получения знания и принципов создания новых методов, то метатеория– это выход на новый уровень логических возможностей, когнитивно-ценностных установок, который возможен  только на рефлексивном уровне развития самойнауки, поэтому ее основными методами являются рефлексия, конструирование и трансцендентальный анализ.  5)  Возрастание роли науки как непосредственной производительной силы общества, т.е. и «дочери производства» наука превращается  в  «мать  производства».  Наука  стала  предопределять  практику  и  многие производственные процессы рождаются в  научных лабораториях. Наука становится предпосылкой технической революции.


Смысловые аспекты понятий «техника» и «информационные технологии» раскрываются в рамках современного гуманитарного знания. Особое внимание уделяется концепции технологического детерминизма. Раскрывается роль концепции технологического детерминизма в понимании современных процессов в обществе, науке и технике.
Ключевые слова: научно-технический прогресс, техника, информационные технологии, технологический детерминизм.
Современное гуманитарное знание называет наше время эпохой второй промышленной революции. Для многих исследователей стало сегодня очевидным, что понимание общественных процессов неразрывно связано с пониманием проблем научно-технического прогресса. Это обусловлено тем, что если раньше влияние техники ограничивалось во многом сферой производства материальных благ, то сегодня это влияние пронизывает всю жизнь человека. Это и высокотехнологичная медицина, и средства связи и т. д. Качественные изменения в социальных отношениях, которые влечет за собой научно-технический прогресс, подтверждают необходимость социально-философского осмысления этих процессов.
Следует отметить, что современный уровень развития техники приводит к невозможности использования ее классических философских определений в современном научном дискурсе. В античном понимании термина «тэхнэ» под техникой подразумевалось некое искусство или технология, но не их продукт - некое техническое устройство. В современной философии с момента появления работы Х. Бэка «Сущность техники» техника воспринимается уже как некие технические устройства, созданные человеком [1]. Автор отмечает, что все, что мы называем техникой, относится к неорганической материи. В этом определении сделана попытка четко отделить технические устройства от живых организмов [1]. Э. Капп подчеркивает, что человек-изобретатель (homo faber) создает нечто, не имеющее аналогов в природе [2].
В философии отделяется понятие техники от понятия технологии. Дж. П. Грант говорит о том, что технология не столько некий инструмент, сколько представление о мире, которое руководит восприятием ученого. Ученый изначально выбирает некую технологию как способ создания неких технических устройств, инструментов и т. д. [3].
В то же время современная техника, и в частности кибернетика, все больше стремится воспроизводить особенности строения и функционирования живых организмов. В частности, создаются кибернетические устройства, которые на основе компьютерного моделирования воспроизводят функционирование живых организмов.

«ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ» 
Клаус Майнцер

Интервью И. Москалева с Клаусом Майнцером — директором Академии им. Карла фон Линде, заведующим кафедрой философии науки Технического университета Мюнхена, президентом Немецкого общества сложных систем и нелинейной динамики.


Мир становится все сложнее. Сегодня исследовательские и инновационные проекты выходят за рамки классических дисциплин, например, физики, химии, биологии или техники. Наши дети и молодежь должны быть подготовлены к нелинейному и сложному миру. Они должны его воспринимать. Изучение «эффекта бабочки» ни в коем случае не позволяет людям быть боязливыми и апатичными: «О Боже, нам вообще ничего нельзя сделать, а то могут произойти катастрофы!». Это было бы абсолютно неверно. Напротив, необходимо, чтобы люди учились мыслить, действовать и вести хозяйственную деятельность в соответствии с принципами устойчивого развития, т.е. мы должны учитывать разнообразные последствия нашей деятельности. Восприятие сложности и идеи устойчивого развития должно войти в плоть и кровь людей. Это является важной предпосылкой системы образования и воспитания в будущем

Клаус Майнцер - Доктор философских наук, Директор Академии им. Карла фон Линде и заведующий кафедрой философии науки Технического университета Мюнхена, президент Немецкого общества сложных систем и нелинейной динамики. Член ряда престижных международных научных организаций Германии, Швейцарии, США. .

Сложные системы способны к самоорганизации – рождению порядка из хаоса. В то же время, усложняясь, мир становится все более хрупким. Как Вы считаете , возможно ли достижение предела сложности ?

Да. Прежде всего, существуют границы сложности в математическом смысле, т.е. границы сложности можно определить математически. Здесь подразумеваются границы логической вычислимости. Они связаны, например, с теоремой Гёделя о неполноте, доказывающей, что формальные системы, в которых можно определить основные арифметические понятия, принципиально не полны. Тем самым, подразумевается, что они охватывают не всю истину: всегда есть утверждение, истинность которого не может быть определена с помощью формальных алгоритмов (в том числе, компьютерных программ).

Это ведет нас к другой принципиальной границе – границе предсказательной силы теорий. Принципиально невозможно сделать долгосрочный прогноз развития системы, которая обладает свойством универсальной вычислимости. В этом есть нечто фундаментальное. «Принципильно» означает здесь, что мы не можем создать такой суперкомпьютер, который бы позволил сделать нам эти предсказания.

Универсальной вычислимостью обладают универсальные машины, которые способны моделировать любые машины и алгоритмы. В принципе, каждый офисный компьютер в какой-то мере представляет такую машину, поскольку на нем могут быть запущены различные компьютерные программы. В этом отношении каждый компьютер выполняет то же, что, по меньшей мере, могла бы выполнять универсальная машина. Разумеется, универсальные машины представляют некоторый идеальный логико-математический концепт в отличие от наших реальных компьютеров с конечной памятью и ограниченным ресурсом работы.


Логико-математический концепт идеальной машины восходит к британскому логику Алану Тьюрингу. Поэтому сегодня говорят об универсальной машине Тьюринга. Если некоторая машина обладает свойством универсальной вычислимости, то невозможно предсказать результаты ее развития. Основанием является знаменитая «проблема остановки» Тьюринга. Не существует алгоритма, с помощью которого компьютерная программа могла бы решить остановится ли она после некоторого числа шагов, закончив вычисления, или будет продолжать работать и процесс вычисления не закончится. Если бы можно было сделать долгосрочный прогноз развития системы методами универсального вычисления, то можно было бы также предсказать, прекратится ли развитие системы. Поскольку речь идет об универсальной системе, которую может смоделировать любая компьютерная программа, то была бы решаема проблема остановки и для любой компьютерной программы – вопреки выводу Тьюринга.

Это предел нашей способности познания. Этот вывод просто гениален с точки зрения философии и математической логики. Это величайшее открытие XX века, которое можно сравнить только с теорией относительности и квантовой механикой. В отличие от физики этот вывод был получен посредством простого размышления.

В теории сложных динамических систем указываются точные границы сложности для возможных прогнозов, что демонстрируют модели динамических систем в природе, экономике и обществе. Эти проблемы я рассматриваю в своей книге о сложных системах, которая была переведена на русский язык. Непредсказуемость всегда также означает ограничение возможностей управления. (Представьте себе, например, сложность нашего мозга). Поэтому подобные рассуждения имеют не только теоретическое, но и огромное практическое значение.




  1. Основные характеристики современной постнеклассической науки:

  • процессы дифференциации и интеграции в современной науке; системный подход;

  • синергетическая парадигма как стратегия новых научных поисков;

  • глобальный эволюционизм: синтез эволюционного и системного подходов.

  1. Проблемы биосферы и экологии в современной науке:

  • учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере;

  • экологические концепции современной науки.

  1. Наука и паранаука.

 

1. Происходящие в современной науке процессы можно характеризовать с точки зрения как формы, так и содержания.

 

С точки зрения организации и формы в современной науке происходят процессы дифференциации и интеграции.

 

Дифференциация научного знания связана с возникновением науки в XVII-XVIII вв., появлением новых научных дисциплин со своим предметом и специфическими средствами познания (как известно, в античной философии не сложилось разграничения между отдельными областями исследования, не существовало отдельных научных дисциплин, за исключением математики и астрономии).


 

Первыми, оформившимися в научные дисциплины, были небесная и земная механика, наряду с математикой и астрономией. В дальнейшем процесс дифференциации научного знания углублялся и расширялся с появлением новых научных дисциплин, таких как химия, геология, биология и др. Сформировались образ науки как дисциплинарно организованного знания и дисциплинарный подход, ориентированный на изучение специфических, частных закономерностей и явлений.

 

В связи с обозначенными моментами назрела другая, противоположная дифференциации, тенденция – интеграция, позволяющая изучать сразу многие процессы и явления с единой, общей точки зрения. Кроме того, в процессе интеграции становится возможным использование методов одной науки в другой, в результате чего возникли такие междисциплинарные науки, как астрофизика, биофизика, биохимия, геохимия и т.д. В настоящее время процесс интеграции в науке усиливается, появляются все новые синтетические науки, позволяющие рассматривать объекты и явления в их глубинных взаимосвязях и, одновременно, с точки зрения общих закономерностей и тенденций.

 

Процесс дифференциации и интеграции в современной науке дополняется системным подходом, при котором предметы и явления окружающего нас мира рассматриваются как части и элементы единого целого, взаимодействующие друг с другом и приводящие к появлению новых свойств системы, отсутствующих у отдельных ее элементов.

 

Системный подход, возникший сравнительно недавно (50-е гг. XX в.), распространился не только на естественные, но и на социально-гуманитарные науки. Главное достоинство системного принципа заключается в том, что мир в нем предстает как многообразие систем разнообразного конкретного содержания, объединенных в рамки единого целого – Вселенной.

 

Таким образом, современная наука опирается на такие подходы и методы исследовательской деятельности, как интегративный, междисциплинарный, комплексный, системный способы. К их числу относится и эволюционный подход, который в современной науке приобрел статус глобального эволюционизма. О содержательном аспекте этих методов речь пойдет дальше.

 

1. В числе междисциплинарных исследовательских направлений сегодня важное место занимает синергетика.

 

Термин «синергетика» (от греч. synergeticos – совместно действующий) ввел в научный обиход немецкий физик Г.Хакен (в работе «Синергетика» он поясняет, что назвал так новую дисциплину потому, что хотел указать на то, что для исследования процессов самоорганизации в сложных системах необходимо кооперирование многих дисциплин. – Прим. автора).

 

Что такое сложные системы? К ним относятся, к примеру, системы живой природы, некоторые социальные и гуманитарные системы. Их отличительными особенностями являются динамичность и перестройка структурных и организационных форм. Поэтому их определяют как самоорганизующиеся системы.