Файл: Контрольная работа Рынок труда и его характеристики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 стимулирование эффективной и рациональной занятости;

 регуляция индивидуальных доходов работников;

 содействие формированию оптимальной профессионально-квалификационной структуры кадров.

Основными субъектами рынка труда являются: работники и работодатели; посредники (центры занятости, опекунские советы и т.д.);  представители органов власти, вырабатывающие принципы правовой регламентации отношений на рынке труда, осуществляющие его государственное регулирование и контроль за соблюдением законодательства; представители интересов работников и работодателей —общественные организации (профсоюзы, ассоциации и т.д.).

В целом мы можем отметить, что рынок труда это одно из важных составляющих любой экономики, который является общественно-экономической формой движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике государства и мира в целом.
2. Государственная политика на рынке труда
Государственную политику на рынке труда следует понимать, как совокупность социально-экономических мер, принимаемых государством для достижения целей в сфере воспроизводства (профессиональный состав и другие структурные характеристики, предложение труда), обмена (предложение рабочих мест, трудоустройство и социальная поддержка ищущих работу, ведение переговоров, заключение контрактов) и использования рабочей силы (производительность труда, оплата труда, условия труда, социально-трудовые отношения, карьера работников)5.

Потребность в совершенствовании существующих механизмов по регулированию рынка труда и разработке новых, соответствующих постоянно изменяющимся условиям. Участие государства должно выражаться в расширении инструментов активной политики содействия занятости. Особое внимание следует уделить разработке региональных целевых программ по поддержке промышленности, социальной защите населения в области противодействия массовым высвобождениям и обеспечения рационального регулирования процессов переобучения, борьбы с долговременной безработицей, повышения размера выплат по безработице, и, конечно, по поддержке малого предпринимательства.

Государственная политика занятости в РФ осуществляется с помощью мер инвестиционной
, финансово-кредитной, налоговой и социальной политики. Эти меры направлены, в первую очередь, на рациональное размещение производительных сил в стране, повышение мобильности трудовых ресурсов, поощрение гибких режимов труда, создание новых технологий и др. мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест6.

К числу основных задач в политике занятости можно отнести:

1) создание условий для повышения благосостояния граждан (увеличения доходов);

2) обеспечение рациональной занятости граждан, регулирование баланса спроса и предложения;

3) повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы (содействие непрерывному образованию - современная тенденция).

Активная политика занятости - это совокупность организационных, экономических, правовых мер, осуществляемых государством с целью добиться снижения безработицы до её естественного (минимального) уровня. Она включает в себя стимулирование предпринимательских инициатив посредством курсов и семинаров по открытию собственного дела; профориентацию, переобучение, повышение квалификации; организацию специализированных рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями.

Особенностью этого вида политики занятости является попытка «играть на опережение», стремление не допустить кризиса. Поэтому в активную политику также входят меры по профилактике массовых высвобождений работников, перепрофилирование неэффективных рабочих мест в соответствии с потребностями экономики и рынка труда и многое другое. Активная политика занятости наиболее выгодна государству, поскольку меры, лежащие в её основе, подразумевают окупаемость и возвратность средств, вложенных в неё7.

Пассивная политика занятости представляет собой совокупность государственных мер, направленных, в первую очередь, на сглаживание последствий безработицы. Сюда относится материальная поддержка граждан, признанных безработными, в виде выплаты пособий по безработице, а также сохранение рабочих мест. Существуют и доплаты на иждивенцев.

Особенность данной политики занятости заключается в том, что она ограничивается исключительно помощью безработным. Экономическая сфера управления тесно связана с основами труда и занятости населения, так как прямо относится к состоянию жизни человека, к его материальному доходу, к его занятости и возможности реализоваться в трудовой сфере.



Государство реализует регулирующую деятельность в сфере труда через систему правовых актов, регулирующих занятость, трудовую деятельность, возможность получения образования и т.д. Инфраструктуру рынка труда составляют службы занятости и трудоустройства, структуры профессионального обучения и переподготовки. Большое влияние на государственные программы занятости оказывают организации, представляющие интересы работников наемного труда, работодателей, безработных, учащихся, женщин, национальных меньшинств и т.д8.

В настоящее время посредниками в помощи безработным гражданам выступают государственные центры или службы занятости. Они имеют свою технологию работы, функции и предлагают свой комплекс услуг. Структура трудовой занятости населения органов власти согласно статье 15 закона «О занятости населения Российской Федерации» включает в себя:

– уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

– органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

– государственные учреждения службы занятости населения9.

Рассмотрим подробнее структуру органов власти в сфере трудовой занятости населения на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура органов власти


На федеральном уровне формируются основные направления политики занятости, определяются цели и решаются задачи согласования политики занятости с финансовой, внешнеэкономической, инвестиционной, демографической, миграционной, социальной политикой государства. Здесь же вырабатываются меры по поддержке безработных и общая политика занятости.

Федеральным органом исполнительной власти в сфере занятости населения является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Оно осуществляет функции по разработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, демографии, уровня жизни и оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования и защиты, условий и охраны труда и т.д. А также министерство оказывает государственные услуги и управляет государственным имуществом в установленной сфере деятельности
10.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан11.

На региональном уровне происходит выявление основных направлений и приоритетов политики занятости, которые выработаны и установлены на федеральном уровне. На данном уровне меры по поддержке малого бизнеса являются наиболее эффективными. Региональное правительство может осуществлять программы, которые могут обеспечить дополнительные рабочие места.

Территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости является Государственная инспекция труда (Гострудинспекция) и осуществляет функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Также на уровне субъекта, функции органа службы занятости исполняет Главное управление по труду и занятости населения. Основными задачами являются осуществление полномочий в области содействия занятости населения и полномочия Российской Федерации, переданного для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также решение вопросов в области социально-трудовых отношений в пределах своей компетенции.

Все услуги, предоставляемые на каждом уровне органов трудовой занятости населения, связанные с обеспечением занятости, предоставляются бесплатно.

Таким образом, государственное регулирование является одним из направлений регулирования занятости. Оно подчиняется основной задаче – предоставление всему трудоспособному населению любой работы и возможность развивать и реализовывать свой потенциал, получая за это вознаграждение. Органом власти занятости населения, который работает с гражданами напрямую, является Центр занятости населения или Биржа труда.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогу нашей работы следует отметить, что рынок труда в целом представляет собой механизм осуществления контактов между покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей силы (нанимаемыми).


Основными субъектами рынка труда являются:

 работники и работодатели;

 посредники (центры занятости, опекунские советы и т.д.);

 представители органов власти, вырабатывающие принципы правовой регламентации отношений на рынке труда, осуществляющие его государственное регулирование и контроль за соблюдением законодательства;

 представители интересов работников и работодателей - общественные организации (профсоюзы, ассоциации и т.д.).

Также в работе мы отметили, что рынок труда это одно из важных составляющих любой экономики, который является общественно-экономической формой движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике государства и мира в целом.

Регулирование рынка труда в Российской Федерации осуществляется государством. Государственная политика занятости в РФ осуществляется с помощью мер инвестиционной, финансово-кредитной, налоговой и социальной политики. Эти меры направлены, в первую очередь, на рациональное размещение производительных сил в стране, повышение мобильности трудовых ресурсов, поощрение гибких режимов труда, создание новых технологий и др. мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест12.

Государство реализует регулирующую деятельность в сфере труда через систему правовых актов, регулирующих занятость, трудовую деятельность, возможность получения образования и т.д. Инфраструктуру рынка труда составляют службы занятости и трудоустройства, структуры профессионального обучения и переподготовки. Большое влияние на государственные программы занятости оказывают организации, представляющие интересы работников наемного труда, работодателей, безработных, учащихся, женщин, национальных меньшинств и т.д13.

Таким образом, государственное регулирование является одним из направлений регулирования занятости. Оно подчиняется основной задаче – предоставление всему трудоспособному населению любой работы и возможность развивать и реализовывать свой потенциал, получая за это вознаграждение. Органом власти занятости населения, который работает с гражданами напрямую, является Центр занятости населения или Биржа труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Некрестьянова, С. Я. Роль государства в становлении и дальнейшем развитии рынка труда на общероссийском и региональном уровнях / С. Я. Некрестьянова // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2019. - № 7. – С. 14-21.

  2. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/ (дата обращения: 19.11.2021)

  3. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения / под ред. Гимпельсона В., Капелюшникова Р, Рощина С. – М. - 2017

  4. Рынок труда: проблемы и решения. Монография. — М.: Научный эксперт, 2018. — 232 с.

  5. Рынок труда: учебное пособие / С.Г. Ермолаева. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. - 2017. - 108 с

  6. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/ministry/about/structure/lowerorg/trud (дата обращения: 19.11.2021)

  7. Хетагурова И.Ю., Адилова А.З.Анализ современного состояния рынка труда. В сборнике: Научно-техническая конференция обучающихся и молодых ученых СКГМИ (ГТУ) «НТК-2017» сборник докладов по итогам научно-исследовательских работ. - 2017. - С. 241-244.