Файл: Философия Беркли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В конечном счете, считает он, определение этой природы — дело веры. Беркли только убежден, что его идеализм, соединяющий эмпиризм и метафизику, позволяет избежать тех философских, физических, математических и моральных противоречий, в которых запутываются те, кто верит в материю как независимую от духа реальность.

Он здесь был согласен с Локком и утверждал, что цвет, запах, звуки, вкус существуют не в воспринимаемых вещах, а в сознании человека, в его разуме. Он пошел дальше Дж. Локка и объявил, что и первичные качества — форма, протяженность, плотность, тяжесть и т. д. являются субъективными. Такими же он объявил пространство и время. За признание объективности пространства и времени он критиковал И. Ньютона. Этой критике была посвящена его работа «Аналитик», или «Рассуждение, адресованное неверующему математику», а также работа «Защита свободы мышления в математике».

В теории познания Беркли отрицает роль абстрактного мышления, необходимость образования общих понятий. В познании, утверждал Дж. Беркли, человек имеет дело лишь с отдельными, конкретными представлениями, восприятиями. Человек воспринимает не движение вообще, а движение данного предмета, не животное вообще, а конкретное животное, не цвет вообще, а цвет определенного предмета. Общие понятия ничего реального не отражают и приносят только вред науке и философии. Теория познания Беркли, следовательно, сводилась к тому, что познание человеком мира заключается лишь в описании различных ощущений и их комбинаций как единственной реальности. Следовательно, Дж. Беркли отрицает существование реального, существующего за пределами наших ощущений мира, а значит, и возможности его познания. Такая позиция однозначно может быть названа агностицизмом. Его теоретико-познавательные взгляды — это крайний сенсуализм в субъективно-идеалистической форме, агностицизм и имматериализм (от лат. immaterialis — нематериальный), т. е. попытка обосновать несостоятельность материалистической философии и объявить единственно истинной философией философию субъективного идеализма.Таким образом, начав с субъективного идеализма и пытаясь избежать солипсизма, Беркли своим призна­нием сверхприродной духовной силы — бога — делает шаг к объективному идеализму. Впоследствии Беркли все более ограничивает свое идеалистически-сенсуали­стическое учение, склоняясь к объективному идеализму в духе неоплатонизма. В «Материализме и эмпириокри­тицизме» В. И. Ленин дал всестороннюю критику субъ­ективного идеализма Беркли как теоретического обосно­вания религиозного мировоззрения. Определяя историче­ское значение берклианства, В. И. Ленин рассматривает его как один из источников реакционной буржуазной философии конца XIX и начала XX в.


Отсюда следующие центральные принципы философии Беркли:

1) существовать (быть) — значит быть воспринимаемым: esse — percipi; 2) "...я не в состоянии помыслить ощущаемые вещи или предмет независимо от их ощущения и восприятия. На самом деле объект и ощущение — одно и то же и не могут быть абстрагируемы одно от другого". 3) Мы никогда не можем воспринимать реки, горы, дома, словом, предметы природы, в некоем их существовании, отличном от того, каким они предстают перед разумом. "А что же мы воспринимаем, как не свои собственные идеи или ощущения"? 4) Отсюда для Беркли следует, что необходимо отвергнуть свойственную материалистической теории отражения мысль о том, что "идеи могут быть копиями или отражениями вещей". Идеи не могут походить ни на что, кроме самих идей: например, цвет или фигура (которые Беркли считает именно идеями, притом довольно сложным путем возникшими) могут походить только на другие цвет или фигуру.

Заключение

Значение философии Беркли в истории человеческой мысли (которое было несправедливо принижено Лениным и другими марксистскими авторами) на самом деле весьма велико. Кроме того, что он по справедливости прослыл оригинальным философом-спорщиком, задавшим современникам и потомкам немало трудностей и загадок, он был ученым, вмешавшимся в спор физиологов, математиков, физиков. Без Беркли отныне уже непред ставима философская теория ощущений, чувственных восприятии. "Парадокс Беркли" относительно независимого от ума существования тел и невозможности для людей представить мир иначе, чем через наш дух, через человеческое сознание, стоит у истоков весьма сходного "парадокса Канта" (хотя Канту, о чем речь пойдет в посвященном ему разделе, пришлось преодолевать трудности, заданные берклеанским подходом).

Список использованной литературы

  1. https://filosoff.org/berkeley/

  2. https://philosophiya.ru/George-Berkeley#close

  3. https://psyera.ru/filosofiya-dzhordzha-berkli_16014.htm