Файл: Курсовая работа рпц в начале хх века. Дело патриарха Тихона.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Условно деятельность Патриарха Тихона можно разделить на две составные части: деятельность направленная на деятельность церкви и деятельность направленная на противостояние идеологическому и насильственному наступлению Советской власти.

1 февраля 1918 года вышло в свет «Послание Святейшего патриарха Тихона об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной». Это была реакция на отлучение церкви от государства и школы от церкви, т.е. политику проводимую большевиками. В этом послании Патриарх выступил в защиту церкви от нападок, в частности Патриарх Тихон сказал, что переживаемее тяжелые времена, государственную политику он прямо трактует как гонения. Высказываемые сожаления о братоубийственной войне, Патриарх оценивает как страшнейшее преступление. В целом такой поступок Патриарха Тихона, можно трактовать как чрезвычайно важный, для своего авторитета и очень смелый исходя из времени, в которое оно вышло. В действительности, это послание носило ярко выраженный антибольшевистский характер. В нем Патриарх Тихон запрещает большевикам «Приступать к Тайнам Христовым», превозносится прямой призыв к пастве, не вступать в ряды большевиков, называя их извергами рода человеческого. В заключении послания Патриарх Тихон, осознавая, что такая деятельность в тоталитарном государстве однозначно вызовет ответную реакцию написал, что готов во имя веры на смерть и страдания 18.

Но если указанное выше Послание имеет антигосударственную деятельность, то в области религиозной деятельности Патриарх всеми силами стремился укрепить позиции церкви сохраняя ее единство. Об этом свидетельствуют письма Святейшего Патриарха Тихона к архиепископу бывшему Владимирскому Алексию 19, в которых он призывает сохранить церковное единство и не оказывать поддержку раскольнического движения церкви в Украине. Автокефальная церковь в Украине начала развиваться после февральской революции также в свете революционных событий. Но для противостояния с Советской власти. Которое только началось, и видимо Патриарх Тихон был намерен его продолжать, так как верил в благоприятный исход, было крайне важно сохранить всю силу и влияние церкви. Разъединение которой, могло причинить огромный вред для организации.

Также, оказавшись в крайне сложной и затруднительной ситуации Патриарх Тихон продолжал поддерживать тесные взаимоотношения с верующими, после отмены государственного ассигнования на нужды церкви. Патриарх Тихон обратился за помощью к верующим людям, с
призывом придти на помощь храму Христа Спасителю, об этом свидетельствует «Резолюция Святейшего Патриарха Тихона» который был опубликован в январе 1918 года 20. Особое внимание следует уделить такому антигосударственному акту, а точнее призыву к противостоянию политики большевиков и консолидации усилий для противостояния гонениям. Это отображено в Постановлении Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода от 15 февраля 1918 года «О деятельности церковно-административного аппарата в условиях новой государственной власти». Это Постановление имеет огромное значения, как для истории государства так и для политического накала в то время. Такие действия Патриарха были продиктованы необходимостью противодействия против большевистской политики общим фронтом. Для создания такого фронта было необходимо консолидировать усилия церкви с прихожанами. Численность духовных лиц незначительна, в условиях государственной изоляции ее деятельность можно было бы уничтожить быстро, учитывая мощное идеологическое давление. Но опираясь на прихожан, можно было предпринимать попытки активного противодействия. Можно сделать вывод, что такая антиидеологическая борьба церкви дала результаты. Есть все основания полагать, что именно благодаря такой активной общественно-религиозной деятельности Патриарха Тихона возникли прецеденты такие как в Шуе. Что в свою очередь вызвало международный резонанс. В Постановлении Патриарх Тихон указывал «новые условия церковной жизни требуют от церковных деятелей, особенно местных, чрезвычайного внимания и напряженных усилий для того, чтобы надлежаще и с добрым успехом совершать духовное делание, невзирая на встречаемые препятствия и даже гонения. Святейшим Собором и Святейшим Патриархом указано общее направление, в каком должна идти ныне деятельность духовных пастырей. Ныне призывая их к проявлению собственного доброго почина и необходимой самодеятельности в настоящих трудных обстоятельствах, преподать им, в предупреждение возможных с их стороны, по неведению, ошибочных действий и для руководства в недоуменных случаях, нижеследующие указания:», далее следуют указания духовенству всех уровней какие действия необходимо предпринимать, следует отметить, что во многих предписаниях Патриарх Тихон призывает нарушать декреты и постановления Советской власти 21.

Несмотря на опальное положение церкви, Патриарх Тихон постоянно продолжал общественную деятельность и весомые и значимые события в стране не оставались без его оценки и комментариев. Не исключением стало и заключение Брестского мира, по поводу которого Патриарх Тихон обратился к верующим, он акцентировал внимание, что

заключение мира не принесло успокоения, что продолжатся кровопролитие, которое перешло в разряд Гражданской войны, настаивая на страшнейшем насилие, которое совершается самосудами.

Противодействие Советским законам был и выпуск религиозной литературы, естественно подпольный, а именно газеты «Церковные ведомости». О продолжении выпуска этой газеты докладывал Собранию редактор газеты П.Н. Лахотский 22.

Однако, глава РПЦ не использовал сложности в государстве для достижения своих целей, продолжая служение во имя человека. Об этом свидетельствует ряд действий Патриарха Тихона, который пошел на некоторое примирение с Советской властью и по большому счету начал совместное сотрудничество для борьбы с голодом 1922 года. Например, им был создан Всероссийский церковный комитет помощи голодающим, также по позволению Политбюро от 9 февраля 1922 года, Патриарх Тихон издал послание в котором призвал всех придти на помощь голодающим. В этот момент, интересы и цели двух противоборствующих сторон совпали, церковь пыталась продемонстрировать людям, что она необходима и имеет рычаги влияния в обществе, Советская власть, на заре своего существования могла подвергнуться еще сильнейшим социальным потрясениям – голодным бунтам. Не имея признания в мире, большевистская Россия не могла получить ни помощи на поддержки из-за границы, в этих целях была использована имеющая авторитет и признание Православная Церковь. В лице Патриарха Тихона. Было провозглашена просьба о помощи. Все средства, которые были собраны церковью, как внутри страны, так и за ее пределами передавались Помголу. Однако Декрет от 23 февраля, который положил начало разграблению церквей поставил точку на сотрудничестве РПЦ и Советской власти. Патриарх Тихон призвал служителей церкви и верующих не отдавать культовые ценности, назвав этот акт большевиков «святотатством». В принципе, это и можно считать отправной точкой в Деле «Патриарха Тихона».

Как следует из вышесказанного, Патриарх Тихон оставался верен своему долгу и выполнял его до конца. Но в религиозно-общественной деятельности можно выделить несколько векторов:

Укрепление церковной власти, консолидация общества для борьбы с большевиками;

Общественно-разъяснительная и пропагандистская работа с населением и имеющая антибольшевистский контекст;

Компромиссное сотрудничество с Советской властью.

Таким образом, в сложнейших для себя условиях Русская Православная Церковь, под руководством Патриарха Тихона продолжала свое существование и борьбу.

ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ «ДЕЛА ПАТРИАРХА ТИХОНА»
2.1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ПО ДЕЛУ ПАТРИАРХА ТИХОНА
Дело «Патриарха Тихона» по существу было первым громким делом новой власти России против идейного врага. Громкие дела против различных «Центров» и внутриполитические баталии еще впереди. Поэтому это дело против церкви заслуживает большого внимания, потому, что служило лакмусовой бумагой способности «нового правосудия» противостоять своим противникам. К этому времени уже прошло довольно много процессов над духовными деятелями, обвинительные приговоры которым были неизбежны, но подавить церковную оппозицию можно было только осуждением Патриарха Тихона, главу РПЦ. Именно поэтому дело «Патриарха Тихона» вызвало такой резонанс в обществе и в мире. В руках большевиков, были все методы борьбы, к которым в 1922 году они прибегали без промедлений, но Патриарха Тихона. Устранить физически было невозможно, вначале было нужно уничтожить его имя, очернить его деятельность. Поэтому этот судебный процесс отличался идеологическим подтекстом и широко освещался в коммунистической прессе.

Примечательно, что на момент возбуждения уголовного дела против Патриарха Тихона, РСФСР не имело еще своего Уголовного Кодекса. Он появился спустя несколько месяцев, его выход датируется 25 мая 1922 года.

Законодательную базу против Патриарха Тихона составляли отдельные статьи Уголовного Кодекса и статьи Процессуального Кодекса РСФСР.

Формированию уголовного дела главе РПЦ было уделено довольно много внимания, в деле фигурирует комплексное обвинение, оснований для которых у большевиков было более чем достаточно, так как Патриарх вел активную общественно-государственную деятельность. В частности ему инкриминировалась контрреволюционная деятельность, по действующему в то время Уголовному кодексу: «Контрреволюционным признается всякое действие, направленное на свержение завоеванной пролетарской революцией власти рабоче-крестьянских Советов и существующего на основании Конституции Р.С.Ф.С.Р. Рабоче-Крестьянского Правительства, а также действия в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализма коммунистической системы собственности и стремится к ее свержению путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и т. п. средствами» (статья 57 УК РСФСР). Исходя из того, что «любое действие» (высказывания, воззвания, публикации и т.д.) которое так или иначе следственные органы могут трактовать как контрреволюционное уже вменят вину, то осуждение такого авторитетного и социально значимого человека как патриарх Тихон, было неизбежным
23.

События в Шуе (и другие столкновения при изъятии церковных ценностей), которые Советская власть интерпретировала не иначе, как вооруженное противостояние против действующей власти и ее политики, позволило обвинить Патриарха Тихона по статье 58 УК РСФСР, из статьи следует: «Организация в контрреволюционных целях вооруженных восстаний или вторжения на советскую территорию вооруженных отрядов или банд, а равно участие во всякой попытке в тех же целях захватить власть в центре и на местах или насильственно отторгнуть от Р.С.Ф.С.Р. какую-либо часть ее территории, или расторгнуть заключенные ею договоры, карается высшей мерой наказания и конфискацией всего имущества, с допущением при смягчающих обстоятельствах понижения наказания до лишения свободы на срок не ниже пяти лет со строгой изоляцией и конфискацией всего имущества. При установлении судом неосведомленности участника о конечных целях означенного в сей статье преступления, участие в нем карается лишением свободы на срок не ниже трех лет». Оснований для приобщения этой статьи к уголовному делу было предостаточно, одного Послания Патриарха Тихона в котором он призывает духовенство и верян не отдавать церковные ценности было достаточно. Этот призыв собственно и лег в основу формирования уголовного дела.

Статья 59 УК РСФСР предусматривает наказания согласно 1-й части статьи 58 УК РСФСР, но контекст этой статьи предусматривает привлечение иностранной интервенции в государство. Естественно, РПЦ имела связи с иностранными государствами и их отдельными организациями, чаще духовными, но Патриарх Тихон в своей общественно-политической деятельности не призывал к вооруженному вмешательству со стороны последних, напротив по решению Политбюро, он призывал к помощи голодающим, но это не помешало обвинению использовать эти факты против него и статья 59 УК РСФСР непосредственно фигурирует в деле 24.

Практически все Воззвания Патриарха, подпадают под статью 62 УК РСФСР, в статье указано: «Участие в организации, действующий в целях, означенных в 57 статье Уголовного Кодекса, путем возбуждения населения к массовым волнениям, неплатежу налогов и невыполнению повинностей или всяким иным путем в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции, хотя бы вооруженное восстание или вооруженное вторжение и не являлось ближайшей задачей деятельности этой организации карается теми же наказаниями».