Файл: Политология РГР-1 Политические взгляды казахских просветителей..docx

Добавлен: 02.02.2019

Просмотров: 1359

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Ч. Валиханов и его политико-правовые взгляды

Чокан Чингисович Валиханов (1835—1865) — казахский учёный, а также историк, этнограф, фольклорист, путешественник и просветитель, офицер Генерального штаба Российской армии, разведчик. Исследования Валиханова печатались в трудах Русского Географического общества, также выходили в Берлине (1862 год), в Лондоне (1865 год) (фр. «La Nouvelle géographie universelle») Элизе Реклю. Собрание сочинений в пяти томах Ч. Валиханова вышли в Алма-Ате в 1961—1972 гг. и повторно в 1984—1985 гг.

В Омск, как и в другие города Сибири, революционно-демократические идеи стали проникать через русскую литературу, запрещенную царской цензурой, но распространяемую политическими ссыльными. Решающее влияние на формирование мировоззрения Валиханова оказали произведения русских революционных демократов: Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова и статьи журнала «Современник», которые регулярно читал Валиханов. Для укрепления демократических взглядов Ч. Валиханова исключительное значение имела его встреча с великим русским революционером-демократом Н.Г. Чернышевским во время пребывания в Петербурге в 1860 г. Вспоминая эту встречу. По своим общественно-политическим воззрениям Ч. Валиханов был просветителем-демократом. Характерными чертами просветительства являлись: вражда к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области, защита просвещения, самоуправления, свободы и отстаивание интересов народных масс, главным образом Крестьян.

Все эти черты просветительства мы находим и в Деятельности первого казахского ученого-демократа Ч.Ч. Валиханова. Хотя Валиханова нельзя назвать революционером-демократом типа Герцена и Чернышевского, но как просветитель он принадлежал к революционной части русского просветительства, к которой примыкали и такие писатели-демократы, как Н.А. Некрасов и М.Е. Салтыков-Щедрин. Осуществляя свою просветительскую деятельность, Ч. Валиханов также боролся за распространение просвещения, развитие науки и социальный прогресс своего народа. Он, как и другие просветители-демократы, защищал и отстаивал интересы народных масс, мучительно переживал экономическую и культурную отсталость казахского народа и изыскивал пути для выхода из этого состояния. Ч. Валиханов прежде всего правильно оценил факт добровольного присоединения Казахстана к России. Он считал, что только приобщение отсталой феодальной экономики Казахстана к более передовой российской экономике может способствовать не только развитию производительных сил казахского общества, но и духовному возрождению народа.

Ч. Валиханов не ограничивался критикой действий местных чиновников царской колониальной администрации: несмотря на свое сословие и служебное положение, он иногда выражал протест против действий царской власти; но выступать открыто он не решался, опасаясь жестоких репрессий которые грозили всякому, кто решался бороться против царизма хотя бы и идейно, а не только оружием в руках. Возмущаясь действиями властей не удовлетворивших его требований, в письме Ч. Валиханов с болью в сердце отмечал, как народы Средней Азии, в том числе и Казахстана, переживают глубокий духовный кризис, и искал пути для выхода из этого состояния. Кризис выражался прежде всего в упадке многовековой культуры народов Средней Азии. В результате междоусобных феодальных войн среднеазиатских ханств были уничтожены богатейшие библиотеки Ташкента, Ферганы, обсерватории в Самарканде и другие культурные ценности. Характеризуя общественное и экономическое состояние народов Средней Азии во второй половине XIX в., казахский просветитель писал: «Средняя Азия в настоящем общественном устройстве представляет явление крайне печальное, какой-то патологический. кризис развития. Вся страна, нисколько не преувеличивая, есть не более не менее как одна громадная пустыня с заброшенными водопроводами, (шлаками и колодцами, усеянная развалинами, пустыня, занесенная песком, заросшая карликовыми кустами колючего саксаула и обитаемая только стадами: их ослов и пугливых сайгаков». Важными условиями для выхода из состояния социально-экономического и духовного кризиса Ч. Валиханов считал распространение передовой русской науки и просвещения и всяческую борьбу с отсталостью и невежеством. Науку и просвещение казахский народ мог приобрести путем сближения с Россией. Приобщение своего народа к русской науке и культуре было целью, «кораном» его жизни. Это подтверждает в своих воспоминаниях один из его близких друзей, Н. Ядринцев: «Он понимал окружающую русскую среду и готов был сродниться с ней на почве европейской цивилизации. Это был новый коран его жизни».









3.Политические представления Ы. Алтынсарина


Первым выдающимся педагогом казахского народа был Ыбрай Алтынсарин (1841–1889 гг.). Основную цель своей деятельности видел в выработке у казахов «здравого взгляда на вещи», правильного понимания общечеловеческой жизни. Он боролся за распространение знаний в широкой народной среде. По его мнению, только знания, просвещение способны избавить трудящиеся массы от притеснений, открыть им глаза на действительный мир, рассеять вредные иллюзии и способствовать достижению подлинного прогресса. Лучшая жизнь и справедливость должны были осуществиться, как он полагает, через просвещение и «восстановление древних форм народных общин».

Стимулирующим началом для действий людей, утверждал Алтынсарин, являются основные жизненные начала, а именно: потребности существования, знания, цивилизация и т.д. Поскольку люди к ним стремятся, то объективно возникает необходимость изменения старых форм правления.

Алтынсарин выступал за оседлость казахского народа и занятие земледелием, считая это прогрессивным явлением. Однако преобразования должны происходить естественным, закономерным путем, без насильственно – принудительных мер, разработанных царскими чиновниками. Он писал: «В законах природы нет примера, чтобы возможно было враз превращать малолетнего ребенка превращать во взрослого мужа». Принудительная ломка быта целой нации, писал он, не считаясь с естественными условиями их существования, может привести к отрицательным последствиям. Это гениальное предостережение и было подтверждено в годы сплошной коллективизации в бывшем Советском Союзе.

Резко и открыто выражал Алтынсарин свое недовольство по поводу шовинистической политике царизма. Осуждая проводимые меры в Казахстане, он писал: «Подобные способы искусственного сближения народов России до сих пор не приводили еще к особо успешным результатам, как это мы видим на живых примерах татар, башкир и прочих инородцев…». Жизнь подтвердила правильность и этой мысли великого педагога. Что стало из искусственно созданного «советского народа» как «новой исторической общности людей» в недалеком прошлом, мы хорошо знаем.

Формирование демократических взглядов Алтынсарина происходило в период, отмеченный значительным историческим событием. Это была переломная эпоха, ознаменовавшаяся окончательным присоединением Казахстана к России.

С первых же дней своей работы Ыбрай Алтынсарин стремился к широкому внедрению народного образования в казахской степи. Практически это означало прежде всего заняться созданием сети начальных русско-казахских школ, в которых казахская детвора могла овладеть русской грамотой и языком, получить элементарный запас знаний по таким предметам, как арифметика, география, естествознание.


Ыбрай Алтынсарин глубоко верил в неисчерпаемые силы, способности и возможности своего народа, считая, что долг каждого человека – сделать все возможное для того, чтобы дать проявиться его лучшим качествам. Это придавало бодрость и энергию, заставляя забывать окружавших неприглядную действительность мелочных дрязг, подсиживаний, отравляющих его существование.

В разрешении проблем взаимодействия истории и общественного явления, в выборе правильного пути построения развитого общества Алтынсарин, в первую очередь, возлагал надежды на силу науки и просвещения.







Заключение

В Казахском обществе под влиянием классовой борьбы происходило дальнейшее разложение патриархально-феодальных отношений. Этот процесс нашел свое отражение прежде всего в устном народном творчестве, легшем в основу казахской демократической литературы. Значительное место в общественно-политической мысли Казахстана занимает Абай, вобравший в себя все духовно-нравственные ценности своего народа. Абай обращает внимание на то, что в самом государстве царит преступность, оно не является отныне гарантом права, власть сама становится преступником. Размышляя над негативными сторонами общественной жизни, о проблеме управления, о статуте государства, права, Абай говорит о необходимости восстановления и определенной модификации нравственно-правовых принципов Тауке-хана, Есима и Касым-хана.

Пристальное внимание заслуживают демократические взгляды Валиханова. Он считал первым условием для общественного прогресса – подъем просвещения и науки, за которыми последуют и другие реформы.

Общественно-политическим взглядам Ыбрая Алтынсарина присущи по-настоящему глубокий демократизм и стремление защитить интересы своего народа. Недовольство колониально-административной реформой царского правительства он выражает в статье «Несчастье киргизов». В разрешении проблем взаимодействия истории и общественного явления, в выборе правильного пути построения развитого общества Алтынсарин, в первую очередь, возлагал надежды на силу науки и просвещения.









Список использованной литературы

  1. Алмуханова Р. Клятвы степных батыров. – Мысль, 2009 г. 1996.

  2. Бисембаева З. Духовно-экологическое наследие казахских мыслителей. – Саясат – Полис -2008..

  3. Васильев Г. – Степная сага. – Мысль, 2009.