Файл: Методичка по курсовой АД 4курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.09.2021

Просмотров: 172

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ


КАФЕДРА: «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ»



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ


ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Дорожные условия и безопасность движения»



















ТВЕРЬ 2013 г.

Составитель: доцент Смирнов А.Ю.



Рецензент:



Методические рекомендации рассмотрены и одобрены:

- на заседании кафедры технической эксплуатации автомобилей,

протокол № __ от «___» ____________ 2013 г.



- методической комиссией инженерного факультета,

протокол № ____ от « » 2013 г.







По специальности 190702.65 - «Организация и безопасность движения (Автомобильный транспорт)»











Содержание

Введение…………………………………………………………………

4

  1. Проектирование ширины проезжей части.....................................

5

  1. Устойчивость автомобиля на кривых............................................

7

  1. Определение наименьших радиусов горизонтальных кривых.....

11

  1. Обеспечение видимости в плане....................................................

13

  1. Переходные кривые.........................................................................

18

  1. Проектирование виражей................................................................

21

  1. Обеспечение видимости в продольном профиле..........................

24

  1. Расчет радиусов вогнутых вертикальных кривых........................

25

  1. Определение максимального продольного уклона дороги..........

27

  1. Определение пропускной способности дороги.............................

31

Список литературы..................................................................................

34




Введение

Автомобильные дороги – важнейшее звено общей транспортной системы страны, без которого не может функционировать ни одна отрасль народного хозяйства. Уровень развития и техническое состояние дорожной сети существенно влияет на экономическое и социальное развитие как страны в целом, так и ее отдельных регионов, поскольку надежные транспортные связи способствуют повышению эффективности использования основных производственных фондов, трудовых и материально-технических ресурсов, повышению производительности труда.

Подавляющая часть протяженности дорог имеет тонкослойную одежду, способную пропускать в расчетный период автомобили с осевой нагрузкой не более 60 кН. Однако автомобильная промышленность добилась отмены ограничений на осевые нагрузки и выпускает почти все грузовые автомобили и автобусы с параметрами выше расчетных для этой части дорог.

Рост интенсивности движения и особенно доли в ней большегрузных автомобилей, автомобильных поездов и автобусов привел к существенному возрастанию изнашивающего и разрушающего воздействия автомобилей на дорогу, следствием чего является увеличение потребности в ремонтно-восстановительных дорожных работах, их объемов.

Основной целью методических рекомендаций является закрепление студентами, теоретических знаний по курсу транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог, помощь в выполнении практических расчетных работ по проектированию элементов автомобильных дорог, а также приобретение навыков по эксплуатации, реконструкции, оценке технического уровня и состояния дорог.

Все основные задачи должны решаться с позиции ресурсосбережения, безопасности дорожного движения, охраны труда и природы.




1. Проектирование ширины проезжей части


Ширина проезжей части дороги зависит от количества полос движения и их ширины, от расчетной скорости движения и габаритных размеров автомобилей. Для двухполосной дороги с двусторонним движением (рисунок 1.1) ширина каждой полосы для движения может быть определена по формуле

(1.1)

где – расстояние от кузова автомобиля до смежной полосы, по которой происходит движение, м

где – скорость движения автомобиля, км/ч; – предохранительная полоса между колесом автомобиля и кромкой проезжей части, м. Значения величин и приведены в /1/.

Shape1

Рисунок 1.1 – Схема определения ширины проезжей части


Пример. Требуется произвести расчет ширины полосы движения для автомобилей: легкового и грузового. По формуле (1.1) ширина будет: для легковых автомобилей

для грузовых автомобилей

Тогда общая средняя ширина проезжей части для двухполосной дороги определится как . При незначительной интенсивности движения (на дорогах V категории) проезжую часть можно устраивать шириной 4,5 м. На местных автомобильных дорогах необходимо предусматривать возможность совмещенного движения автомобилей, тракторов и других сельскохозяйственных машин. В этом случае ширина земляного полотна должна быть равна (рисунок 1.2)


(1.2)


где – расстояние от середины следа наружного колеса сельскохозяйственной машины до бровки земляного полотна, м; – ширина сельскохозяйственной машины, м; – колея сельскохозяйственной машины и автомобиля, м; – соответствующие габариты для автомобиля, м /2, 3/.

Shape2

Рисунок 1.2 – Схема определения ширины

земляного полотна при совмещенном движении

Принимая , получим

(1.3)

где скорость передвижения сельскохозяйственной машины, км/ч; скорость движения автомобиля, км/ч.

Тогда

(1.4)

Учитывая средние для местных дорог значения и , получим:

(1.5)


Пример. Необходимо произвести расчет ширины земляного полотна из условия одновременного движения сеялки на прицепе к трактору и автомобиля типа ГАЗ – 3307 /1,2/.

По формуле (1.5) определим необходимую ширину земляного полотна

Необходимая ширина земляного полотна равна 8,0 м.


Согласно /1, 4/, ширину обочин служебных и патрульных автомобильных дорог V категории, располагаемых на территории совхозов, колхозов, внутренних дорог сельскохозяйственных и промышленных предприятий при расчетной интенсивности движения от 25 до 50 транспортных единиц в сутки (в среднем за год) допускается уменьшать до 4 м, а ширину земляного полотна до 6,5 м.


2. Устойчивость автомобиля на кривых


При движении автомобиля по кривой в плане на него действуют центробежная сила и собственный вес (рисунок 2.1) /4, 5/

(2.1)

где – вес автомобиля, н; – скорость движения, м/с; – ускорение силы тяжести м/с; – радиус горизонтальной кривой, м.

Раскладывая силы на составляющие и проектируя их на плоскость поверхности дороги, получаем величину поперечной силы, которая действует на автомобиль в плоскости покрытия

Shape3

Рисунок 2.1 – Схема сил, действующих на автомобиль

при движении по кривой


(2.2)

Подставляя в формулу (2.2) значение центробежной силы и принимая , получим

(2.3)

где – поперечный уклон проезжей части дороги, .

Устойчивость автомобиля на кривой удобнее оценивать по отношению поперечной силы к весу автомобиля – коэффициенту поперечной силы

(2.4)

Величина коэффициента поперечной силы назначается обычно из условий удобства пассажиров и спокойной езды. Кривая ощущается, и пассажир испытывает неудобства при ; поворот кажется опасным, угрожающим опрокидыванием при . Величина коэффициента поперечной силы при пассажирском движении должна быть не больше 0,15 – 0,20, а минимальный радиус горизонтальной кривой соответствует примерной величине . Движение автомобиля по кривой связано также с возможностью скольжения автомобиля по поверхности покрытия, что называется явлением заноса. Величина коэффициента сопротивления покрытия заносу зависит от величины коэффициента сцепления шин с покрытием, степени ровности покрытия, наличия на колесах тягового или тормозного усилия. Исходя из этого, максимальная величина коэффициента поперечной силы при учете ликвидации заноса автомобиля будет равна:


(2.5)

где – коэффициент разгрузки колеса при толчках и колебаниях автомобиля, принимаемый для неровных (мостовая) и изношенных покрытий в пределах 0,5 – 0,7.

Анализ особенностей движения автомобилей по кривым дает возможность сопоставить допустимые максимальные значения коэффициента , исходя из различных требований устойчивости и использования автомобиля (таблица 2.1) /4, 5/.

Величина коэффициента поперечной силы является исходной для определения минимального радиуса горизонтальной кривой, обеспечивающей устойчивость автомобиля

(2.6)

Знак «-» относится к внутренней полосе проезжей части, знак «+» к внешней. При устройстве виража уклон виража в этой формуле принимается со знаком «+»

Из условий устойчивости против заноса радиус кривой определяют по формуле:

(2.7)

где коэффициент поперечного сцепления колеса автомобиля с поверхностью покрытия. В расчетах принимают , тогда в период эксплуатации при значениях коэффициент поперечного сцепления .


Таблица 2.1 – Предельные допустимые значения коэффициента поперечной силы в зависимости от состояния покрытия /4/

Условия

устойчивости

Состояние покрытия и величина коэффициента сцепления шины с покрытием

Сухое

Мокрое

Гололедица

Устойчивость против опрокидывания

0,60

0,60

0,60

Устойчивость против заноса

0,36

0,20

0,12

Обеспечение удобства езды для пассажира

0,15

0,15

0,15

Экономичность экс­плуатации автомобиля

0,10

0,10

0,10


Величина поперечного уклона проезжей части при двухскатном поперечном профиле в зависимости от вида дорожного покрытия, составит /4/:

цементобетонные, асфальтобетонные покрытия

15 –20

брусчатые, мозаиковые и клинкерные мостовые

20 –25

покрытия из щебеночных, гравийных и других материалов,

обработанных органическими вяжущими материалами


20 –25

щебеночные и гравийные покрытия

25 –30

мостовые из колотого и булыжного камня, грунтовые покрытия, укрепленные местными материалами

30 –40


Из условия устойчивости против опрокидывания радиус кривой будет:

(2.8)

где – ширина колеи автомобиля, м: – расстояние от центра тяжести автомобиля до поверхности дороги, м.

Для современных автомобилей отношение колеблется в пределах 0,19 – 1,25 (для грузовых автомобилей 1 – 1,5, для автобусов 0,85 – 1,1).

Окончательно принимается большее из двух значений , полученных по формулам (2.7) и (2.8).

При устройстве виража на закруглениях дорог наименьший радиус кривой в плане определяют по формуле:

(2.9)


где . -расчетная скорость на трудных участках пересеченной местности; уклон проезжей части на вираже, /4/.



3. Определение наименьших радиусов горизонтальных кривых


Наименьший радиус горизонтальной кривой определяется из условий обеспечения безопасного движения автомобиля по кривой с расчетной скоростью /4, 5/. Устойчивость автомобиля на кривой зависит от величины возникающей центробежной силы и наличия достаточного сцепления колес автомобиля с поверхностью дороги. Действие центробежной силы может выразиться в боковом скольжении. Это явление учитывается в расчетах путем установления значений коэффициента поперечной силы, который: должен одновременно удовлетворять условиям комфортабельности движения, когда кривая не ощущается пассажирами.

Радиус горизонтальной кривой можно определить по формуле:

(3.1)

где – расчетная скорость движения автомобиля, км/ч; – коэффициент поперечной силы, принимаемый обычно в пределах 0,10 – 1,15.


Пример. Автомобильная дорога IV категории. Расчетная скорость движения . Покрытие – черное щебеночное шоссе. Коэффициент поперечной силы , когда кривая слабо ощущается. Уклон проезжей части . По формуле (3.1):

с округлением в большую сторону принимаем .

Величина радиуса кривой в плане может быть уменьшена за счет устройства на кривой виража – односкатного поперечного профиля дороги.


Пример. Данные об автомобильной дороге те же, что и в предыдущем примере. Радиус горизонтальной кривой в случае устройства виража определяем по формуле (3.1)

принимаем м.

Важное значение на кривых малых радиусов приобретает обеспечение движения с расчетной скоростью в ночное время. Участок дороги, который освещается фарами автомобиля, оказывается меньше расчетного расстояния видимости и это обстоятельство зачастую, приводит к дорожно-транспортным происшествиям даже при интенсивности движения во много раз меньшей, чем днем. Фары дальнего света отечественных автомобилей обеспечивают видимость при отсутствии встречного движения на расстоянии 175, максимум до 250 м.

В практических расчетах используют приближенное выражение для радиуса кривых

(3.2)

где – расчетная видимость, м, – угол раствора пучка света фар современных автомобилей, – составляет примерно .


Пример. Определить радиус кривой из условия обеспечения расчетной видимости в ночное время, если видимость поверхности дороги :

Радиусы кривых в плане для внутрихозяйственных дорог, проходящих по ценным сельскохозяйственным угодьям, следует принимать минимальных размеров, так как при устройстве закруглений больших радиусов усложняются и удорожаются механизированная обработка полей на участках вблизи этих кривых. Поэтому на внутрихозяйственных дорогах совхозов и колхозов при обосновании технико-экономическими расчетами с учетом производственных осо­бенностей транспортных средств допускается уменьшать радиус кривых в плане до 30 м.