Файл: Всероссийский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Адамова Гапсат Османовна - студентка 2 курса 6 группы

Юридический колледж СКИ ФГБОУ ВО

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)

Научный руководитель-Ашурбекова А.А.

г. Махачкала, Россия

БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье отражены результаты теоретического изучения анализа состояния проблемы буллинга в школе: структура и факторы возникновения. Обоснована актуальность данной проблемы, которая заключается в широком распространении буллинга как социального феномена в образовательных организациях среди обучающихся.

Ключевые слова: буллинг, травля, учителя, школьники, конфликты, семья.
За последние 40 лет проблеме буллинга и травли в школе стали уделять все больше и больше внимания во всем мире. Девид Олвеус впервые описал это явление в 1970-е годы. Хотя данный процесс и является распространенным, но в современном мире, а особенно в России данной проблеме не уделяется должного внимания, ее не исследуют, не обсуждают и стараются укрыть.

Основные исследования в области изучения проблемы буллинга в школе представлены в работах зарубежных исследователей: Д. Ольвеуса (Норвегия), К. Ригби (Австралия), Д. Пеплер (Канада), П. К. Смита (Англия), К. Салмивалли (Финляндия), Р. Ортега (Испания), Д. Эспелейдж (США). В отечественной психологии до недавнего времени буллинг вообще не рассматривался как специфический феномен.

Проблема издевательств в школах, в отечественной науке, долгое время относились к категории проблем, принятых замалчивать или рассматривать только в аспекте девиантного поведения. Однако последнее время растет интерес к проблеме буллинга в отечественной психологии и приобретает всё более устойчивый характер.

Д.Н. Соловьев в своих исследованиях отмечает, что буллинг имеет структуру, схожую с конфликтом, но обладает специфическими чертами, отличающими его от других форм конфликтного взаимодействия.

Например, такими как дисбаланс сил, когда с одной стороны находится обидчик, имеющий физическую или психологическую силу, а с другой – жертва, которая не имеет такой силы и нуждается в поддержке и помощи со стороны.

Под буллингом принято понимать травлю, притеснение и дискриминацию. Это такой вид насилия, когда один человек или группа людей физически, морально или
психологически нападают на другого человека, угрожают ему.1

Как добавляет В. Петросянц, насилие происходит над человеком, который не может защититься, а у агрессоров стоит желание напугать, причинить боль, обидеть или задеть. Безумно огромное количество людей сталкивались с этой проблемой, с травлей и насмешками, угрозами и придирками. Важно отметить тот факт, что в школьном буллинге принимают участие, как дети, так и педагоги.

Можно сказать о том, что жертвами становятся – дети, педагоги, родители и другие работники школы, также и агрессорами могут быть все вышеперечисленные. В классе, где происходит буллинг, страдает не только тот человек, которого травят, но и агрессор, и участники, и педагоги, и в принципе весь класс.

Многие видят в этом только проблему ребенка, его семьи или абьюзера (ребенка-агрессора). Но нужно работать именно со школой, с преподавателями, ведь в большинстве случаев ребенок подвергается травле именно там.

Благодаря исследованиям Национального исследовательского института было выявлено, что с травлей во всем мире сталкиваются примерно 35% детей, в России статистика чуть хуже и здесь буллингу подвергаются или имеют к нему какое-либо отношение 52%.

В первую очередь это психологическая агрессия, которой отводится около 32%, что касается физической агрессии, будь то толчки, пинки или какие-то побои, то тут 26,6%.

На основании анализа статистики и исследований, которые были проведены в России можно выделить следующее:

 38% школьников сталкивались с травлей в школе;  агрессорами являются ровесники (53% случаев), старшие ученики (21%) и учителя (26%);

 буллингу подвергаются младшие школьники в 8% случаев, старшие школьники в 31% случаев и учащиеся средней школы в 61 % случаев;

 к агрессивному поведению детей приводит стиль воспитания и критика родителей;

 жертвы буллинга расскажут о случившемся родителям в 47% случаев, друзьям в 23% случаев, в 8% учителям и в 20% случаев никому не будут рассказывать.

Чаще всего, по мнению учащихся, их травят за внешний вид (43,8%) или же принадлежность национальности (33,6%). Что самое немаловажное, каждый пятый опрошенный утверждает о том, что учителя проявляли или проявляют к нему агрессию, при этом 65% респондентов считают атмосферу в школе дружелюбной. Одной из главных проблем является то, что учителя и учащиеся зачастую замалчивают данную проблему, именно поэтому родители узнают лишь в 20% случаях.

2

По статистике только 53% российских школ имеют в своем штате школьного психолога. Получается, на одного психолога приходится в среднем 800 детей. По результатам исследований, подготовка психолога оказывается ниже средней, многие просто не готовы к свалившимся на них проблемам. У школьного психолога нет возможности охватить все ситуации и проблемы, возникающие в школе и в конкретном классе.

Данные специалисты уверенны в том, что отправной точкой всей этой проблемы является семья, поскольку основная часть детей, которые подвергаются школьному буллингу подвергаются и резкой критике со стороны родителей дома.

Помимо этого, исследователи учитывают и генетическую закономерность, доказывая это тем, что если отец ребёнка травил учащихся в школе, то и ребёнок проявляет некоторую агрессию к людям. Касаемо зарубежных стран и того, как и в какой мере проявляется буллинг. В Великобритании школы буквально «заражены» эпидемией буллинга, там преобладают физическое насилие, оскорбления, запугивание детей.

Однако директора школ при проявлении буллинга могут подать в суд и там выберут меру его наказания, его родителей могут отправить на курсы по воспитанию и образованию детей, в случае отказа им грозит штраф.

США не обходит стороной проблему буллинга и постоянной занимается тем, чтобы найти пути решения её. Любой учащийся или студент может подойти к психологу и обговорить этот вопрос и получить совет, также их диалог останется совершенно конфиденциальным.

Однако тут не всё так гладко, жертвы буллинга из-за доступности оружия зачастую могут отомстить своим обидчикам и принести им урон и увечья, которые не совместимы с жизнью.

В Швеции с 2006 года существует должность, которая помогает школам предотвращать случаи травли и заботиться о том, чтобы достоинство каждого учащегося не принижали. В Швеции принято не бороться и пресекать, а создавать и поддерживать. Задача взрослых состоит в том, чтобы создать максимально дружелюбную атмосферу в школах, на улице и во всей стране в целом. На государственном уровне детей защищают два закона «Об образовании» и «О запрете дискриминации».

По мнению большинства учёных в Японии на данный момент один из лучших уровней образования, здесь за места происходит настоящая борьба. В Японии зафиксировано немало случаев
, когда дети сводили счёты с собой из-за того, что не выдерживали конкуренцию и их просто продолжали травить.

Во Франции создана специальная социальная сеть, где учащиеся анонимно могут рассказать о своих проблемах и специалисты помогут найти решение. Буллингу здесь чаще всего подвергаются дети мигрантов, как и в Германии, они наиболее подвержены данной проблеме.

В моменты подросткового возраста и полового созревания у ребенка меняется весь мир, характер и мышление. Возникают проблемы психологического и физического характера, ставятся под сомнение мысли и поступки взрослых, появляется дух протеста.

Для учащихся с низким уровнем успеваемости агрессия является именно тем средством, которое поможет компенсировать эту успеваемость. Агрессоры действуют в зависимость со следующими мотивами: месть, борьба за власть, зависть, неприязнь, самоутверждение, желание быть в центре внимания.3

Чаще всего, в таком процессе, как буллинг, выделяются такие стороны:

1. Жертва, которой может стать абсолютно любой ребенок и взрослый. Риск стать жертвой особенно высок для неуверенных в себе людях, одиноких, тревожных. Чаще всего, у жертвы обнаруживаются головные боли, мигрени, депрессивные расстройства и отставания в развитии. Жертвы видят мир, который повсюду таит опасность.

2. Агрессоры, место которых занимают ребята из авторитарных, неблагополучных семей. Такие дети отстают в школьной программе, они активны, стремятся занять место лидера и быть в центре внимания. Замечания, наказания и угрозы абсолютно не останавливают агрессоров. Используя травлю, они достигают собственные цели.

3. Свидетели, которых можно также назвать зрителями. Такие люди становятся очевидцами процесса буллинга, ведь он происходит прямо у них на глазах. Хоть они и видят все со стороны, но точно также подвергаются психологического воздействию. Такие люди чувствуют страх при нахождении в школе, чувствуют себя беспомощными. Роль свидетелей могут занимать как учителя, учащиеся, так и работники школы.

Жертвами буллинга чаще всего становятся:

 дети с нестандартной внешностью (шрамы, косоглазие, вес);  тихие и слабые дети;

 броско одетые и неопрятно одетые;

 стукачи и ябеды;

 неуспевающие по учебе;

 дети с различными заболеваниями (тики, заикания);

 дети с физическими недостатками (очки, слуховые аппараты);

 замкнутые, стеснительные и застенчивые;


 ребята других национальностей;

 новички, которые только появились в классе;

 любимчики учителей.4

Важно сказать и о том, какие виды буллинга существуют:

 эмоциональное насилие (насмешки, угрозы, слухи, критика, избегание, нецензурная брань, акцент на физических недостатках, оскорбления, записки);

 физическое насилие (удары, избиения, пинки);

 экономическое насилие (порча имущества, отбирание денег, вымогательство);

 кибербуллинг (сообщения с угрозами, публикация фото в интернет, анонимные звонки, комментарии к фото).

Проблемой буллинга необходимо заниматься и уделять ей должное внимание, ведь травля несет последствия в жизни жертв – это и проблемы с социальным развитием, со школьной адаптацией. Учащиеся, которые были подвержены травле получают глубокую психологическую травму, которая запомнится им навсегда.

Через много лет после окончания школы, приходя на сеансы к психологу взрослые вспоминают о травле, плачут, рассказывают об этих травмах. Ведь буллинг сказывается не только на жертвах, но и на агрессорах, зрителях. Дети, которые были подвержены буллингу в школе в пять раз чаще испытывают головные боли, психологические расстройства, апатию и совершают попытки суицида. Данная проблема требует комплексного подхода.5

С травлей в школе должен разбираться не только учащийся, а все субъекты образовательного процесса. Главный совет для тех, кто столкнулся с этим, как можно скорее получить консультацию специалисты и ни в коем случае не умалчивать об этом.

Родителям необходимо сходить вместе с ребёнком или сводить его отдельно к специалисту, а затем лично обсудить с ним и оказать поддержку, которые помогут наладить доверительные отношения.

Учителю необходимо присматривать за детьми, чтобы вовремя определить потенциально опасную и проблемную ситуацию, постараться её предотвратить и обязательно помочь решить. Детям необходимо рассказать о случившемся, быть уверенным в себе, настойчивым, постараться избегать случаев травли.

Тот буллинг, которому подвергся человек в школе оставляет свой отпечаток в его жизни: мешает строить отношения, пробовать себя в разных сферах деятельности, заводить друзей, не дает достижению вершин в работе. Именно поэтому необходимо уделять должное внимание проблемам буллинга и травли в школе. Внимания должны уделять как психологи школы, так и родители, администрация школы, учителя, СМИ.