Файл: Литература используемая при проведении занятия Теребнёв В. В. Пожарная техника. Приказ Минтруда рф 881н.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Утверждаю»
________________________
________________________
________________________
«____» ____________20___ г.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
проведения занятий по пожарно-технической подготовке с личным составом дежурных караулов ____ ПСЧ
Тема № 5: Основные пожарные автомобили.
Вид занятия: классно-групповой.
Отводимое время: 1 час.
Цель занятия: повышение уровня подготовки л/с.
Место проведения занятия: учебный класс.
-
Литература используемая при проведении занятия:
- Теребнёв В.В. Пожарная техника.
- Приказ Минтруда РФ № 881-н.
-
Развернутый план занятия
№ п/п | Учебные вопросы (включая контроль занятий) | Время (мин) | Содержание учебного вопроса метод отработки и материальное обеспечение (в т. ч. технические средства обучения) учебного вопроса. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Подготовительная часть | 5 | Сбор л/с и ознакомление с темой занятия. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Основная часть | 35 | Основные пожарные автомобили общего применения Общее устройство пожарных автоцистерн В зависимости от грузоподъемности базовых шасси и объема применяемых цистерн пожарные автоцистерны делятся на три группы: 1. Легкие - с объемом цистерн до 2 м3. 2. Средние - с объемом цистерн от 2 до 4 м3. 3. Тяжелые - с объемом цистерн более 4 м3. Пожарные автоцистерны имеют конструктивное сходство и состоят из общих основных элементов агрегатов, систем и узлов (рис. 1, 2). Рис. 1. Пожарная автоцистерна: 1 - двигатель; 2 - шасси; 3 - кабина водителя; 4 - кабина боевого расчета; 5 - цистерна; 6 - отсеки кузова; 7 - кузов пожарного автомобиля; 8 - насосный отсек Рис. 2. Общее устройство пожарной автоцистерны: 1 - кузов; 2 - цистерна-3 - бак для пенообразователя; 4 - шасси с двигателем; 5 - система дистанционного управления двигателем и сцеплением; 6 - система дополнительного охлаждения; 7 - дополнительное электрооборудование; 8 - система выпуска отработавших газов; 9 - дополнительная трансмиссия привода пожарного насоса; 10 - насосная установка ТТХ пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, имеющихся на вооружении Тактико-техническая характеристика АЦ-3,0-40/2(433362)
Рис. 3, 4, 5. Автоцистерна АЦ-3,0-40/2(433362). Тактико-техническая характеристика АЦ-5,0-60(43114)20ВР
Рис. 6, 7, 8. Автоцистерна АЦ-5,0-60(43114)20ВР. Тактико-техническая характеристика АЦ-5,0-40(43114)003ТВ
|
Рис. 9, 10, 11 Автоцистерна АЦ-5,0-40(43114)003ТВ.
Тактико-техническая характеристика АЦ-3,2-40(433124)
Наименование показателя | Значение |
Базовое шасси | ЗИЛ-433124 |
Колесная формула | 4 х 2 |
Полная масса | 11610 кг |
Габаритные размеры:
| 7610 мм 2500 мм 3140 мм |
Двигатель:
| карбюраторный, V-образный 8-цилиндровый 175 л.с. |
Число мест для боевого расчета | 7 человек |
Максимальная скорость | 90 км/ч |
Емкость цистерны для воды | не менее 3200 литров |
Емкость бака для пенообразователя | 200 литров |
Насос пожарный:
| центробежный ПН-40УВ заднее |
Номинальная подача насоса: | не менее 40 л/с |
Номинальный напор на выходе насоса | 100 + 5 м.вод.ст. (10 + 0,5 ат.) |
Уровень дозирования пенообразователя | корректируемый |
Вакуумная система | газоструйный вакуум-аппарат |
Наибольшая геометрическая высота всасывания | 7 метров |
Время всасывания с высоты 7 м | не более 40 с |
Рис. 12 Автоцистерна АЦ-3,2-40(433124)
Тактико-техническая характеристика АПП-1,0-40/2(5301 ЮО)001ТМ
Наименование параметра | Показатель |
Базовое шасси | ЗИЛ-5301ЮО |
Колесная формула | 4 × 2 |
Полная масса | 6950 кг |
Габаритные размеры:
| 6950 мм 2350 мм 2680 мм |
Двигатель:
| дизельный, с турбонаддувом 109 л.с. |
Число мест боевого расчёта | 3 человек |
Максимальная скорость | 95 км/ч |
Ёмкость цистерны для воды | не менее 1000 литров |
Ёмкость бака для пенообразователя | 90 литров |
Насос пожарный:
| центробежный двухступенчатый комбинированный НЦПК-40/100-4/400 заднее |
Номинальная подача насоса:
- высокой | 40 л/с 2 л/с 20 л/с 2 л/с |
Номинальный напор на выходе насоса:
| не менее 100 м.вод.ст. (10 кгс/см2) не менее 440 м.вод.ст. (44 кгс/см2) |
Уровень дозирования пенообразователя | корректируемый |
Рукавная катушка высокого давления: - длина рукава на катушке - производительность СРВД-2/300 | 60 метров 0,2 ÷ 2,0 л/с |
Вакуумная система | автоматическая |
Наибольшая геометрическая высота всасывания | не менее 7,5 метров |
Время всасывания с высоты 7,5 м. | не более 30 с. |
Электрический генератор «ВЕПРЬ» АДП-230ВЯ:
| 230 В 50 Гц 6 кВт |
Осветительная мачта:
| 4,25 м. пневматический (сжатым воздухом) 2 шт. / 1,0 кВт |
Комплект электрического аварийно-спасательного инструмента: - цепная пила «Парма» - углошлифовальная машина (типа «болгарка») | 1 шт. 1 шт. |
Катушки кабельные: тип
| переносные 230 В – 1 шт./ 50 м |
Рис. 13, 14, 15, 16. Автомобиль первой помощи АПП-1,0-40/2(5301ЮО)001ТМ.
Тактико-техническая характеристика АНР-40-1500(433112)35ВР
Наименование параметра | Показатель |
Базовое шасси | ЗиЛ-433112 |
Колёсная формула | 4 × 2 |
Полная масса | 9600 кг |
Габаритные размеры: длина ширина высота | 7850 мм 2500 мм 3200 мм |
Двигатель: тип мощность | карбюраторный (Евро-3) 132 л.с. |
Число мест боевого расчёта | 6 человек |
Максимальная скорость | 90 км/ч |
Ёмкость бака для пенообразователя, не менее | 1500 литров |
Количество напорных пожарных рукавов диаметром 77 мм / предельная длина магистральной линии | 56 шт. / 1120 метров |
Количество напорных пожарных рукавов диаметром 51 мм / предельная длина рабочей линии | 12 шт. / 240 метров |
Насос пожарный: тип модель расположение | центробежный НПЦ-40/100 среднее (в кабине боевого расчёта) |
Номинальная подача насоса: | не менее 40 л/с |
Номинальный напор на выходе насоса | 100 + 5 м. вод. ст. (10 + 0,5 кгс/см2) |
Уровень дозирования пенообразователя | корректируемый |
Вакуумная система | газоструйный вакуумный аппарат |
Наибольшая геометрическая высота всасывания | не менее 7,5 метров |
Время всасывания с высоты 7,5 м | не более 40 с. |
Максимально возможная площадь тушения: - низкой кратности (0,1…0,15 л/с×м2) - средней кратности (0,05…0,08 л/с×м2) | 4 стволами СВП-4: Sт = 320-213 м2 5 стволами ГПС-600: Sт=600-375 м2 1 стволом ГПС-2000М и 2 стволами ГПС-600: Sт = 640-400 м2 |
Максимально возможный объём тушения пеной средней кратности (КЗ = 3) | 1 стволом ГПС-2000М Vт = 400 м3; 5 стволами ГПС-600 Vт = 600 м3 |
Рис. 17, 18, 19, 20. Автомобиль насосно-рукавный АНР-40-1500(433112)35ВР.
Система дополнительного охлаждения двигателя, агрегатов и узлов пожарной автоцистерны
Пожарные автоцистерны при тушении пожаров часто продолжительное время работают в стационарном режиме, и эффективность системы охлаждения значительно снижается, двигатель перегревается из-за отсутствия встречного потока воздуха. Чтобы не допустить перегрева двигателя в стационарных условиях работы пожарного автомобиля, он оборудуется дополнительной системой охлаждения.
Конструктивное исполнение этой системы у всех пожарных автоцистерн не имеет принципиальных отличий (рис. 21).
Рис. 21 Принципиальная схема работы теплообменника
Горячая вода из системы охлаждения двигателя поступает в теплообменник, где через змеевик проходит холодная вода от пожарного насоса. Горячая вода охлаждается и через верхний патрубок поступает в радиатор для дополнительного охлаждения.
На рис. 22 показано устройство теплообменника. Он состоит из нижнего патрубка с термостатом, корпуса, в котором размещен змеевик, изготовленный из латунной трубы и для лучшей теплопередачи выполненный в две спирали. Его концы выведены наружу через крышку и вместе со штуцерами припаяны к ней. Крышка через резиновую уплотнительную прокладку крепится к корпусу винтами.
Рис. 22 Устройство теплообменника: 1 - патрубок нижний; 2-термостат; 3 - корпус; 4 - змеевик; 5 - крышка; 6 - штуцера; 7 - резиновая прокладка; 8 - винт
При необходимости винты можно вывернуть и змеевик вместе с крышкой отсоединить от корпуса. К штуцерам подсоединяются трубопроводы, по которым вода из напорного патрубка пожарного насоса поступает в змеевик теплообменника и возвращается во всасывающий патрубок насоса.