Файл: Предмет микро и макроэкономики, их взаимосвязь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный технологический университет»


Кафедра Менеджмента

Специальность Менеджмент организации

Группа 3191-11

РЕФЕРАТ



Тема: Предмет микро- и макроэкономики, их взаимосвязь.


Выполнил: студент гр. 3191-11

Бабушкина Н.М.
Проверил: Бунимович И.Д.

2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

3

1.1. Фирма как объект микроэкономического анализа

6

1.2. Предпринимательские способности (предпринимательство как экономический ресурс)

7

1.3. Предпринимательские риски

8

ГЛАВА 2. МАКРОЭКОНОМИКА

10

2.1. Особенности метода и функции макроэкономики как науки

12

2.2. Макроэкономические агенты

13

2.3 Макроэкономические индикаторы

14

ГЛАВА 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ МАКРО - И МИКРОЭКОНОМИКОЙ

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

16

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

18


ВВЕДЕНИЕ

Существует разветвленная система наук, которые изучают различные аспекты хозяйственной (экономической) жизни общества. Все они строятся на основе науки, которую сейчас в России называют экономической теорией.

Экономическая теория создана и развивается экономистами разных школ и направлений, поэтому ее определения различны. Экономическая деятельность базируется на том, что для получения нужных благ общество использует экономические ресурсы, которые в большинстве случаев ограничены, поэтому их надо использовать более эффективно. Как писал лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Самуэльсон, в экономике существуют три ключевые задачи:


  1. Какие блага производить, и в каких количествах?

  2. Как производить блага, т.е. из каких ресурсов и с помощью какой технологии будут их производить?

  3. Для кого производить блага?


Экономическая теория анализирует хозяйственную жизнь на двух уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом. Когда рассматриваются конкретные фирмы, отдельные товары, отрасли и рынки, то это микроэкономический анализ (от греч. mikros-малый). Когда речь заходит об экономике в целом либо о сферах и проблемах, то это макроэкономический анализ, или макроэкономика (от греч.makros-большой).

Макроэкономика образует ту хозяйственную среду, в которой работают отдельные предприятия (фирмы), существуют индивидуальные потребители, функционируют отдельные отрасли, рынки и др. микроэкономические единицы, а

микроэкономические единицы вместе взятые образуют макроэкономику.

Более того, граница между макро- и микроэкономикой размыта. Поэтому в экономической теории есть ряд некоторых вопросов, которые рассматриваются одновременно на макро- и микроуровне, например положение дел в конкретных отраслях и на отдельных товарных рынках, где анализ ситуации важен для предприятий этих отраслей и для экономики страны в целом.

ГЛАВА 1. МИКРОЭКОНОМИКА
Микроэкономический анализ или микроэкономика- часть экономики, которая исследует экономические единицы, как домашние хозяйства, фирмы, отрасли; отдельные рынки, конкретные цены и конкретные товары и услуги. В функции домашнего хозяйства входят: 1) получение доходов от фактора производства, например рабочей силы и от имущества ( арендная плата за жилье и землю, доход от акций и др.); 2) ведение домашнего хозяйства (работа в подсобном сельском хозяйстве, покупка предметов потребления и услуг, домашнее приготовление пищи и других услуг и др.); 3) воспитание подрастающего поколения; 4)»внешние» экономические связи (уплата налогов государству, экономические связи с заграницей, включая получение различных денежных переводов, посылок и т.п.)

Изучение микроэкономике дает ответы на многочисленные вопросы, связанные с проблемами индивидуального выбора в рыночном хозяйстве: как принимаются решения о том. Что производить, что покупать, как распределить свои сбережения во времени, как сделать выбор в пользу дополнительной работы или досуга и т.д.

Когда мы говорим о микроэкономике как о науке, то слово «микро» указывает на ее важнейший принцип. Принцип экономического атомизма (рассмотрение экономической системы как механической общности изолированных друг от друга индивидов), предполагающий изучение отдельных составляющих экономики как народнохозяйственной системы. Подобно тому, как с помощью микроскопа какую-то часть изучаемого организма, например клетку, можно рассмотреть отдельно в увеличенном виде, так и микроэкономика позволяет увидеть достаточно подробно какую-то часть экономики, которая относится к микроэкономике как к объекту исследования.



Главным объектом внимания со стороны микроэкономики как науки являются люди, как субъекты (агенты) экономики, причем не экономике вообще, а рыночной экономики. Это означает, что они наделены экономической свободой, самостоятельно определяя свое поведение в экономике. Поэтому микроэкономику, прежде всего, считают наукой о поведении хозяйствующих субъектов. В первую очередь, к таким субъектам относят людей как товаропроизводителей, местом производственной деятельности которых являются предприятия. Но субъектами экономики являются и потребители. Микроэкономика рассматривает их как представителей домохозяйств (это один, два и более человек, объединенных общими доходами и имуществом потребительского назначения).

Микроэкономику часто называют так же теорией цены, хотя она исследует относительные цены, т.е. соотношение цен отдельных товаров, оставляя проблему абсолютного уровня цен макроэкономическому анализу, который иногда называют также теорией национального дохода и занятости. Можно сказать, что микроэкономика видит лишь отдельные деревья, не видя за ними леса, тогда как макроэкономика за лесом не различает отдельных деревьев. Оба разделы экономической теории являются одинаково важны для экономического образования. «ВЫ образованы менее чем на половину, если Вы знаете лишь один раздел, но не имеете представления о другом разделе теории»./1/

Разграничение микроэкономики на позитивную и нормативную является

исходными пунктом в методологии микроэкономической теории. Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости между этими факторами и отвечает на вопрос: что есть или может быть. Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий, определяет, какие условия экономики желательны или нежелательны, и отвечает на вопрос, что должно быть.

Поборники (защитники) позитивного подхода к изучению экономических явлений и процессов утверждают, что микроэкономика является «чистой» наукой. Исходя из этого она должна изучать явления такими же методами, как и точные естественные науки. Ее задача состоит в том, что бы изобразить экономические явления так, как они выступают в реальной действительности. Кейнс /2/ полагал, что положительная наука занимается изучением «единообразий». Он подчеркивал, что «и возможно, и желательно изучение экономических единообразий независимо от экономических идеалов и без формулирования экономических предписаний, но не наоборот».


Нормативный подход - научный подход к управлению инновациями, который заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы инновационного менеджмента: целевой, управляемо, управляющей и обеспечивающей. Имеет особое значение в условиях ограниченности ресурсов.

1.1 Фирма как объект микроэкономического анализа
В микроэкономическом анализе главным объектом является предприятие (фирма). Фирма- это организация, которая владеет одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли. Например, фирма может состоять из нескольких предприятий, но тогда они будут выступать как составные части этой фирмы. Это объясняется тем, что в современной экономике именно предприятия (фирмы) производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека. Для классификации фирм берут разные признаки. Главными из них являются два: форма собственности и величина фирмы.

Если взять за основу собственность, то можно выделить три вида фирм, или предпринимательства:

  1. индивидуальное (частное предпринимательство)- это бизнес, владельцем которого является один человек.

  2. товарищество (или партнерство)- это бизнес, которым владеют два и более человек.

  3. корпорация ( акционерное общество) -это совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности как единое юридическое лицо.

По признаку величины фирмы различают: малый, средний и крупный бизнес.

В экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали система фрайчайзинга (от franchise- льготный) и венчурного ( от venture- рисковать) предпринимательства.

Средний бизнес является непрочным, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь те фирмы, которые являются монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.).

Крупный бизнес отличается от двух предыдущих большей прочностью. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя.


1.2 Предпринимательские способности (предпринимательство как экономический ресурс)
Предпринимательские способности или предпринимательство можно определить как экономический ресурс, в состав которого входят предприниматели, предпринимательская инфраструктура, предпринимательская этика и культура. Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы: знание, труд, земля и капитал. Предпринимательские способности как ресурс более эффективно реализуется в условиях максимально либеральной экономической системы, не обремененной чрезмерной государственной бюрократией, имеющей также устоявшиеся предпринимательские традиции и соответствующее законодательное оформление.

Предприниматель- лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, изыскивает средства для организации предприятия и тем самым берет на себя предпринимательский риск. Под риском можно понимать действие, неудачу в надежде на счастливый случай. К предпринимателям относятся владельцы компаний, менеджеры, организаторы бизнеса.

Предпринимательская способность как ресурс имеет свою специфическую оплату- предпринимательский доход. Предпринимательский доход- это та плата, которую получает предприниматель за свою организаторскую работу по объединению и использованию экономических ресурсов.

Предпринимательский доход делят на две части, которые образуют основу нормальной прибыли и экономической прибыли. К первой относят гарантированный доход предпринимателя, а ко второй- плату за риск, инновации, монопольную власть.

1.3 Предпринимательские риски
Р
исунок 1 – Предпринимательские риски
Страновые риски непосредственно связаны с интернационализацией предпринимательской деятельности. Они актуальны для всех участников внешнеэкономической деятельности и зависит от политико- экономической стабильности стран.

Валютные риски связаны с изменением валютных курсов. Величина валютного риска связана с потерей покупательной способности валюты, поэтому она находится в прямой зависимости от разрыва во времени между сроками заключения сделки и моментом платежа.