Файл: Основы художественной культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контрольная работа

По дисциплине Культурология

Тема: Основы художественной культуры

Вариант 10
Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….2

Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека…………………………..3

Взаимоотношение культуры и общества………………………………………………….. 4

Самоценность человеческой жизни. Смысл жизни……………………… …………….. 6

Мораль и красота как систематизирующие признаки культурного

Общества……………………………………………………………………………………………7

Искусство и мораль……………………………………………………………………………….9

Основные компоненты и виды морали…………………………………………………….10

Нравственность и нравственная культура…………………………………………………14

Основные компоненты нравственной культуры…………………………………………15

Нравственная культура личности…………………………………………………………….17

Категории эстетического освоения мира…………………………………………………...18

Эстатическое как Ценность……………………………………………………………………..19

Прекрасное………………………………………………………………………………………….20

Возвышенное………………………………………………………………………………………22

Трагическое…………………………………………………………………………………………24

Комическое………………………………………………………………………………………….25


Многообразие эстетических свойств. Безобразное………………………………………26

Низменное……………………………………………………………………………………………26

Ужасное……………………………………………………………………………………………….26

Заключение………………………………………………………………………………………….28

Список литературы……………………………………………………………………………….31

ВВЕДЕНИЕ
Художественная культура является частью духовной культуры общества. Ее понятие можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком — художественная культура представляет собой совокупность ценностей, воплощенных в произведениях искусства и воздействующих на сознание человека, а также каче­ственный уровень восприятия и усвоения личностью этих ценнос­тей. В узком смысле слова ее понимание можно отнести только к личности, подразумевая художественный вкус, знания, опыт, на­выки, способности, потребности, интересы.

Структура художественной культуры связана с процессами про­изводства, хранения, распространения и потребления произведе­ний искусства. В этих процессах участвуют социальный субъект, осуществляющий конкретную деятельность, сами произведения искусства и социокультурные институты. Художник как субъект осуществляет творческую деятельность и создает то или иное про­изведение искусства, будучи связанным с творческим союзом. Публика как социальный субъект включена в деятельность по по­треблению художественных ценностей в рамках какого-либо со-циокультурного института. Связующую деятельность между произ­водством и потреблением осуществляют работники социокультурных институтов, распространяя, распределяя, тиражируя созданные художественные ценности.

Говоря о художественной культуре, важно иметь в виду каче­ство созданных произведений, их восприятие публикой и качество обслуживания. Качество произведений искусства зависит от свойств созидающего субъекта, от его сущностных сил, индивидуальности личности. В оценке качества не может быть одинаковых суждений специалистов и публики, у которых разный уровень подготовлен­ности и критерии. Восприятие публики во многом определяется обыденным сознанием, часто предпочтение отдается содержатель­но-смысловым, а не художественным ценностям. Закономерности художественного восприятия связаны с возрастными, образова­тельными особенностями, а также с общим духовным потенциа­лом личности.



Духовный потенциал — это способности к созиданию, по­знанию, оценке, общению и возможности успешно осуществ­лять производственно-общественную, семейно-досуговую или какую-либо другую деятельность. Эти потенциальные способ­ности, возможности определяют и успешность художественной деятельности. Чем выше уровень духовного потенциала личнос­ти, тем выше уровень ее художественного вкуса, и наоборот. Искусство же, в свою очередь, развивая художественный вкус, оказывает влияние и на духовный потенциал личности, фор­мирует духовный мир и воздействует таким образом на совер­шенствование социальной практики человека и его социокуль­турные ориентации.

Рассмотрим подробнее культуру духовной жизни.

Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека



В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный об­раз, объединяющий искусство, религию, науку и т. д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность че­ловеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно куль­тура отличает человека от всех остальных существ.

Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъ­емлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание и осо­знанную социальную реализацию свободы. Без первого культура про­сто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда мы говорим о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но творчество как универсальное отношение человека к миру.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение че­ловека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это неповторимая Вселенная, созданная опре­деленным отношением человека к миру и к самому себе. Иными сло­вами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, со­боры или археологические находки, — мы открьшаем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не толь­ко новым знанием, но и новым творческим опытом.

Однако пока что мы сделали лишь первый шаг к правильному пониманию и определению культуры. Как реализуется универ­сальное отношение человека к миру? Как оно закрепляется в челове­ческом опыте и передается от поколения к поколению? Ответить на эти вопросы и означает охарактеризовать культуру как предмет культурологии.


Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл со­относит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто ли­шено смысла, оно перестает существовать для человека. Что же такое смысл для культурологии? Смысл — это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть по­средником в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что откроем в мире и в самих себе.

Смысл надо отличать от значения, т. е. предметно выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается в образе или поня­тии, сам по себе он вовсе необязательно является предметным. Напри­мер, один из самых важных смыслов—жажда любви—вовсе не пред­полагает предметный образ какого-либо человека (иначе каждый из нас заранее знал бы, кого он полюбит). Подлинный смысл адресован не только разуму, но и неконтролируемым глубинам души и непосредст­венно (помимо нашего осознания) затрагивает наши чувства и волю. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл мо­жет быть выражен рационально: большинство смыслов таится в бес­сознательных глубинах человеческой души. Но и те другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и выступая ос­новой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру.

Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. А другой мир человеку просто не нужен и неинтересен. Н. А. Мещерякова справедливо выделяет два исходных (базисных) типа ценностного отношения — мир может выступать для человека как «свое» и как «чужое» (Мещерякова Н. А. Наука в ценностном измерении //Сво­бодная мысль. 1992. №12. С. 34-44). Культура есть универсальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в Дом че­ловеческого (смыслового) бытия (см.: Бубер М.Яи Ты. М., 1993. С. 61,82,94).

Таким образом весь мир превращается в носителя чело­веческих смыслов, в мир культуры. Даже звездное небо или глубины океана принадлежат культуре, поскольку им отдана частица чело­веческой души, поскольку они несут человеческий смысл. Если бы не было этого смысла, то человек не засматривался бы на ночное небо, поэты не писали бы стихов, а ученые не отдавали бы изучению при­роды все силы своей души и, следовательно, не совершали бы вели­ких открытий. Теоретическая мысль рождается не сразу, и чтобы она появилась, нужен интерес человека к загадкам мира
, нужно удивление перед тайнами бытия (не зря Платон говорил, что познание начинается с удивления). Но интереса и удивления нет там, где, нет культурных смыслов, направляющих умы и чувства многих людей на освоение мира и собственной души.

Отсюда можно дать такое определение культуры. Культура -это универсальный способ творческой самореализации человека ж рез полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.). Этот смысловой мир пере дается из поколения в поколение и определяет способ бытия и миро ощущения людей.

В основе каждого такого смыслового мира лежит доминирующий смысл, смысловая доминанта культуры. Смысловая доминант культуры — это тот главный смысл, то общее отношение человек; к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отно­шений. При этом культура и ее смысловая доминанта могут реализо­вываться по-разному, но наличие смыслового единства придает целостность всему, что делают и что переживают люди.

Объединяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопереживания, язык для выражения тончайших дви­жений души. Наличие смысловой доминанты культуры создает саму возможность культурологии как науки: нельзя сразу охватить куль­туру во всех ее аспектах, но надо изучать различные способы его реализации, обращаться к деталям и конкретным фор­мам его воплощения.

Но как же передается эта система смыслов от одного человека к другому? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять, в чем выражается и закрепляется смысловой мир культуры.


Взаимоотношение культуры и общества



Наряду с действием на природу, культура влияет на ход истории че­ловечества, где она взаимодействует с обществом, с социумом.

История человечества — более широкая реальность, чем культура. Культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Но в историю человечества входит и разру­шительная деятельность человека, например, войны, возникнове­ние которых всегда сопровождается разрушением культуры. История, таким образом, включает все виды жизнедеятельности че­ловека — конструктивные и деструктивные, прогрессивные и рег­рессивные. Поэтому полного тождества между развитием культуры и историей общества не может быть. Однако, верно и то, что культу­ра обнаруживает себя в истории общества и вне этого она непости­жима и невозможна. Смысл и содержание культуры невозможно по­нять, если рассматривать явления культуры вне конкретных исто­рических рамок, т. е. абстрактно. Сущность исторического процесса, конкретной стадии в развитии общества является контекстом, по от­ношению к которому выявляется конкретный смысл и значение ар­тефактов культуры.