Файл: Практическое задание 2 Психология личности. Малина Ирина Юрьевна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 710
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание №2 «Психология личности».
Малина Ирина Юрьевна
-
Сделайте сравнительную характеристику индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Ответ предоставьте в свободной форме.
Альфред Адлер исходит из понимания человеческого существования, как основанного на чувстве коллективности, социальности, являющегося главным в человеческой жизни. Адлер отрицал положение Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека Главной мотивирующей силой человеческого поведения является стремление компенсировать, возникшее в детстве под влиянием неблагоприятных факторов, чувство неполноценности, самоутвердиться в обществе. Считал, что люди, страдающие симптомами этого явления, проводят свою жизнь, пытаясь преодолеть эти чувства, даже не прикасаясь к реальности. Он также полагал, что, если невротические симптомы начались в детстве, некоторые из поведений взрослого человека продолжали бы отражать возраст, в котором человек перестал развиваться. Адлер направил многие из своих исследований на применение в образовательных моделях.
Карл Юнг разработал свою собственную теорию человеческой личности, основанную на его убеждении, что человеческая психика имеет неоспоримый, религиозный характер. В отличие от Адлера, ставившего во главу мотивации личные чувства человека, Юнг исходит из утверждения наличия коллективного бессознательного, подразумевает наличие в индивидуальной психике наследие опыта всех предыдущих поколений. Содержанием коллективного бессознательного являются Архетипы- врожденные предрасположения к формированию некоторых универсльных символических форм. Юнг связывал с проявлением Архетипов сновидения и культурные формы – мифы, искусство, религию. Он думал, что сны содержали глубокое понимание психики людей, и теоретизировал, что для того, чтобы люди стали целыми, их нужно научить интегрировать бессознательное с сознанием в процесс, который он назвал индивидуацией.
Этот процесс был в центре его аналитической психологии. Юнг рассмотрел социальный аспект людей, когда сказал: «Человеческая психика не может функционировать без культуры, и ни один человек не может существовать без общества».
-
Выделите основные моменты психоаналитического учения З. Фрейда.
Основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. У каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность. Цель любой формы поведения индивидуума состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии.
Главный источник развития личности – врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия – либидо (от лат. libido – влечение, желание). Эта энергия направлена на:
продолжение рода (сексуальное влечение)
на разрушение (агрессивное влечение)
Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения человеком не осознаются.
Личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами – ид (оно).
Описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.
Фрейд выделяет основные уровни развития личности:
«Оральная» фаза развития (от рождения до 1 года) Резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как недоверие, сверхнезависимость и сверхактивность, и наоборот, длительное кормление (более 1,5 лет) может привести к формированию доверчивой, пассивной и зависимой личности.
«Анальная» фаза развития (от 1 года до 3 лет) –период активной социализации ребенка, усвоения им норм, правил и запретов.
«Фаллический» этап (от 3 до 6 лет) Происходит формирование «комплекса Эдипа» у мальчиков и «комплекса Электры» у девочек.
«Латентная стадия» (период обучения в начальной школе)- рассматривает как этап подготовки к взрослению, последней психосексуальной стадии.
«Генитальная стадия» –последняя стадия психосексуального развития, формирует в человеке его отношение к партнеру, выбор стратегии в сексуальных отношениях.
Выделил три основных концептуальных блока , или инстанции личности:
ИД («оно») – главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия;
ЭГО («я») – совокупность преимущественно осознаваемых человеком
познавательных и исполнительных функций психики; призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго;
СУПЕРЭГО («сверх-я») – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.
-
Изобразите пирамиду потребностей А. Маслоу. Согласны ли вы с иерархичностью потребностей в данной пирамиде? Может ли человек реализовать высшие потребности, минуя реализацию базовых потребностей?
Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Тем не менее человек, переполненный любовными переживаниями, всё равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное).
Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и прочих базовых потребностей человека.
Поэтому реализация высших потребностей возможно только при удовлетворении других,ей предшествующих.
Однако, на мой взгляд, распределение очередности в первых трех пунктах можно назвать спорным. Не всегда потребности физиологические преобладают над потребностью в безопасности.
Например, под воздействием страха, человек вполне способен отказаться от еды, что продемонстрировал всему миру Никола Тесла- паническая боязнь микробов заставила его, в итоге, отказаться от еды. А если взять за основу рассуждений подвиг советского народа в годы ВОВ, то налицо преобладания чувств безопасности, любви (к Родине), над физиологическими потребностями. Или случаи вдохновения у деятелей искусства? Писатель может писать роман, а художник картины без перерывов на сон, еду и пр. Или, когда персона объявляет головку ( в протест ограничениям в выражении своих меслей, свобод и т.п.)- преобладает потребность в уважении, самоактулизации над безопасностью и удовлетворении базовых физиологических потребностей.
Таким образом, не всегда удовлетворение потребностей человека идет в расстановке по Маслоу, и приведенные мной примеры выше, доказывают возможность удовлетворения потребностей в ином порядке.
4. Какая из теорий личности, представленных в модуле, больше Вам импонирует и почему?
Из представленных в модуле теорий личности больше всего мне импонирует теория личности Зигмунда Фрейда. Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного, предсознательного и бессознательного, — в которых и располагаются основные структуры личности. Между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие. Инстинкты, содержащиеся в Ид, стремятся к удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически невыполнимы ни в одном обществе. При помощи ассоциативной методики Фрейд стал обращать внимание на значение снов, речевых оговорок и забывчивость. Он полагал, что травматичные переживания, полученные в детском возрасте, оказывают влияние на либидо и агрессивность человека в более поздние периоды жизни. Согласна с Фрейдом, что если человек осознает эти подавленные желания и эмоции, то его состояние улучшится. Поэтому, мне кажется, правильным подходом будет высвободить бессознательные переживания, то есть сделать их осознанными. Абсолютно поддерживаю мнение Фрейда, что симптоматического лечения психологических проблем недостаточно – нужно устранять их причину.
Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.