ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С одного гектара горящего леса в атмосферу выбрасывается от 80 до 100 тонн дымовых частиц, 10–12 тонн таких газов как: оксид углевода, окислы серы, окислы азота.
Из-за лесных пожаров многие животные гибнут, другие с территорий пожарищ в другие места в поисках пропитания.
Лесные пожары, бушующие этим летом в России, не только «слизывают» целые деревни, причиняя вред населению страны, но повреждают или уничтожают ценные деревья в лесах, пагубно влияя на возобновление экоресурсов.
«Если не принимать дополнительных мер, в любом случае, на восстановление уйдут сотни тысяч лет», – сказал руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Гринпис Михаил Крейндлин, отвечая на вопрос о сроках восстановления лесов, пострадавших от верховых пожаров, во время которых горит не только лесная подстилка – трава и хвоя, но деревья целиком.
При этом, по словам экологов, породный состав леса изменяется. «Если лес пройден верховым пожаром, то в первые годы после пожара там будет лишь пустыня», – отмечает координатор проектов по лесной политике Всемирного фонда дикой природы России Николай Шматков.
Через два-три года появятся иван-чай и малина, которые растут на пепелищах. До возникновения подлеска пройдет пять лет, а первыми появившимся здесь деревом станет береза или осина.
При пожаре, как говорит эколог, наиболее уязвимыми являются лиственные породы, такие, как дуб, липа, ясень. Хвойные деревья по-разному справляются с огнем. Если пожар произошел в еловом лесу, то ель выгорит полностью и не восстановится. «Менее других деревьев подвержена выгоранию сосна, которая выдерживает низовые пожары. При этом крупные деревья, скорее всего, переживут пожар, а мелкие деревья, у которых кора не такая толстая, погибнут. Выгорает подрост, и остаются старые деревья. Это приведет к старению леса», – говорит Шматков.
Мероприятия по предупреждению распространения лесных пожаров предусматривают осуществление ряда лесоводческих мероприятий (санитарные рубки, очистка мест рубок леса и др.), а также проведение специальных мероприятий по созданию системы противопожарных барьеров в лесу и строительству различных противопожарных объектов.
Чтобы уменьшить опасность возгорания леса надо очистить его от сухости и валежника, устранить подлесок, проложить 2 3 минерализованных полосы с расстоянием между ними 50 60 м, а надпочвенный покров между ними периодически выжигать.
Работы по тушению крупного пожара можно разделить на следующие этапы: разведка пожара; локализация пожара, т.е. устранение
возможностей нового распространения пожара; ликвидация пожара, т.е. дотушивание очагов горения; окарауливание пожарищ. Разведка пожара включает в себя уточнение границ пожара, выявление вида и силы горения на кромке и ее отдельных частях в разное время суток.
По результатам разведки прогнозируют возможное положение кромки пожара, ее характер и силу горения на требуемое время вперед.
На основании прогноза развития пожара с учетом лесопатологической характеристики участков, окружающих пожар, с учетом возможных опорных линий (рек, ручьев, лощин, дорог и пр.) составляется план остановки пожара, определяются приемы и способы остановки пожара.
Наиболее сложной и трудоемкой является локализация пожара. Как правило, локализация лесного пожара проводится в два этапа. На первом этапе осуществляется остановка распространения пожара путем непосредственного воздействия на его горящую кромку. На втором этапе производится прокладка заградительных полос и канав, обрабатываются периферийные области пожара с целью исключения возможности возобновления его распространения.
В целях предупреждения пожаров в пожароопасный период в лесу запрещается:
– пользоваться открытым огнем (бросать горящие спички, окурки и вытряхивать из курительных трубок горячую золу);
– употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов
– оставлять (кроме специально отведенных мест) промасленный или пропитанный бензином, керосином и иными горючими веществами обтирочный материал;
– заправлять горючим топливные баки работающих двигателей внутреннего сгорания, использовать машины с неисправной системой питания двигателя горючим, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
– оставлять на освещенной солнцем лесной поляне бутылки или осколки стекла, так как, фокусируя лучи, они способны сработать как зажигательные линзы;
– выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах и лугах, а также стерню на полях, расположенных в лесу;
– разводить костры в хвойных молодняках, на торфяниках, лесосеках с порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев.
Организация работ по тушению ландшафтных (в частности, лесных) пожаров на территории лесничества (лесопарка) осуществляется в соответствии с планом тушения лесного пожара и сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.
При действии на территории лесничества (лесопарка) нескольких лесных пожаров, когда для их тушения достаточно имеющихся сил и средств пожаротушения лесопожарных организаций, организацию тушения осуществляет оперативный штаб лесничества (лесопарка) (далее - Оперативный штаб). В состав Оперативного штаба входят должностные лица лесничества (лесопарка) и организаций, участвующих в тушении лесных пожаров. Оперативный штаб создается решением руководителя лесничества (лесопарка) ежегодно до начала пожароопасного сезона и действует до его окончания.
В период действия особых противопожарных режимов и введения режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие ландшафтных пожаров, Оперативный штаб лесничества (лесопарка) действует во взаимодействии с комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования.
Руководит работой Оперативного штаба руководитель лесничества (лесопарка).
Оперативный штаб:
- осуществляет стратегическое планирование сил и средств пожаротушения, действий по ликвидации лесных пожаров;
- взаимодействует с руководителями тушения лесных пожаров;
- организует межведомственное взаимодействие;
- организует обеспечение работ по тушению лесных пожаров.
В случае привлечения к тушению ландшафтных пожаров населения и (или) работников организаций, в соответствии с планами тушения лесных пожаров, руководство работой указанных лиц осуществляют ответственные лица из числа работников подразделений лесопожарных организаций.
Подразделения пожарной охраны, поисково-спасательные и аварийно-спасательные формирования, спасательные воинские формирования МЧС России, формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, направленные на тушение ландшафтных пожаров, сохраняют свою организационную структуру. К каждому из подразделений (формирований) назначается ответственный руководитель из числа работников подразделений лесопожарных организаций или работников лесничества (лесопарка).
Непосредственное руководство тушением ландшафтного пожара осуществляется руководителем тушения лесного пожара (далее - РТЛП), который управляет на принципах единоначалия подразделениями лесопожарных организаций, а также привлекаемыми силами и средствами пожаротушения, участвующими в тушении лесных пожаров.
РТЛП является прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо подразделения лесопожарной организации.
В случае, когда РТЛП отсутствует (не определен), его назначение производится распоряжением старшего по должности руководителя подразделения лесопожарной организации или решением Оперативного штаба.
В случае действия режима ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, назначение лица РТЛП производится решением Оперативного штаба или комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по согласованию с руководством организации, в которой работает указанное лицо.
В случае, когда РТЛП ранее был назначен распоряжением руководителя Оперативного штаба или комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, назначение иного лица в качестве руководителя тушения лесного пожара, отстранение действующего руководителя тушения лесного пожара от исполнения обязанностей производятся на основании распоряжений этих органов.
В районах применения наземных сил и средств пожаротушения приоритет в руководстве тушением лесного пожара предоставляется старшим по должности работникам наземных подразделений лесопожарных организаций.
В районах применения авиационных сил и средств пожаротушения приоритет в руководстве тушением лесного пожара предоставляется старшим по должности работникам из числа находящихся на пожарах групп (команд) парашютистов-пожарных и десантников-пожарных, а также летчиков-наблюдателей.
Руководитель тушения лесного пожара:
- осуществляет общее руководство имеющимися силами и средствами пожаротушения с целью ликвидации ланшафтного пожара;
- отвечает за выполнение поставленных задач, разработку тактики и стратегии тушения лесного пожара, безопасность работников, участвующих в тушении пожара;
- устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей и имущества при лесном пожаре;
- взаимодействует с Оперативным штабом;
- при необходимости назначает своего заместителя из числа наиболее опытных работников, участвующих в тушении лесного пожара;
- не оставляет место лесного пожара до тех пор, пока пожар не будет ликвидирован или локализован.
Указания РТЛП обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, где осуществляются действия по тушению ландшафтного пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия РТЛП, отменять его распоряжения при тушении пожара, за исключением случаев обнаружения летчиком-наблюдателем с борта воздушного судна угрозы жизни и здоровью работников, участвующих в тушении лесного пожара. В этом случае указания летчика-наблюдателя по выводу сил и средств пожаротушения из опасных зон лесного пожара выполняются РТЛП и руководителями подразделений лесопожарных организаций незамедлительно.
Если прибывшее на пожар вышестоящее должностное лицо лесопожарной организации или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений принимает руководство тушением ландшафтного пожара на себя, ответственность за принимаемые решения по тушению ландшафтного пожара возлагается на данное должностное лицо лесопожарной организации или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений. Момент оглашения вышестоящим должностным лицом лесопожарной организации или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений своего первого устного распоряжения является моментом принятия на себя руководства тушением лесного пожара. При принятии на себя руководства данное должностное лицо обязано сообщить в специализированную диспетчерскую службу лесничества.
РТЛП, руководители лесопожарных организаций, руководители подразделений лесопожарных организаций в целях безопасности осуществления работ по тушению ландшафтного пожара обязаны:
- обеспечить выполнение работниками соблюдения технологий проведения работ по тушению лесных пожаров, правил по охране труда и техники безопасности;
- обеспечить организацию в течение всего периода тушения ландшафтного пожара постоянной связи между подразделениями лесопожарных организаций, участвующим и в тушении лесных пожаров;
- обеспечить соблюдение принципов единоначалия и дисциплины работниками, участвующими в тушении лесного пожара;
- организовать обеспечение работников, участвующих в тушении ландшафтного пожара, специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты;
- обеспечить использование исправного оборудования, механизмов и инструментов при выполнении работ по тушению лесного пожара;
- обеспечить организацию оптимального режима работы и отдыха работников, участвующих в тушении лесного пожара;
- обеспечить организацию регулярного питания и снабжения питьевой водой работников, участвующих в тушении лесного пожара;
- создать условия для оказания своевременной доврачебной и медико-санитарной помощи пострадавшим при тушении пожара работникам, проведения своевременных мероприятий по их доставке в медицинскую организацию.