Файл: Памятка к экзаменационному сочинениюрассуждению для выпускников 11х классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Памятка к экзаменационному сочинению-рассуждению для выпускников 11-х классов


композиция

Надо помнить, что

Помощники

замечания

Формулировка проблемы

Проблема текста – находится в центре внимания автора.

Это вопрос, над которым размышляет автор.



Речевые клише:

1) .Автор поднимает проблему… 2) Автор затрагивает важную проблему… 3 Автора текста волнует проблема… 4) Проблема, которую хотел показать нам автор, такова… 5) Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что… 6)Текст ….заставил меня задуматься над проблемой… 7) Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель …... 8) роблема, поднимаемая ……., – это… 9) Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это… 10) Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и … 11) Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.

 Типичные ошибки при формулировке проблемы:

Непонимание проблемы.

Неумение сформулировать проблему.

Неоправданное расширение или сужение проблемы. 

Подмена проблемы авторской позицией

Подмена формулировки проблемы пересказом 


 Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста.


Комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логический переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что…

Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.



Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов Текстуальный комментарий: 1) Как, на каком материале автор раскрывает проблему? 2) На чем заостряет внимание? Почему? 3) Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего? 3) Какие эмоции автора выражены в тексте? 5) Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется? 6) Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Концепционный  комментарий: 1)К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)

2) Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?

3)Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?

4)Почему эта проблема привлекла внимание автора?

5)Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?

6)К каким выводам автор подводит читателя?


Типичные ошибки при комментировании проблемы:

Комментарий подменяется пересказом; Излишне подробно цитируется исходный текст;

Выделена одна проблема, а комментируется другая;

При анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и рассказчик».


Позиция автора

Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.

Речевые клише:

1)Позиция автора такова:…  2) Автор считает, что…  3) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…  4) Автор убеждает нас в том, что…  5) В тексте доказывается мысль о том, что…  6) Основная мысль текста заключается в том, что…   7)Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что… 8) Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу... 9) Позиция автора такова... 10) Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована сле­дующим образом... 11) Автор призывает нас (к чему) 12) Автор осуждает (кого / что, за что) 14) Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.



Типичные ошибки при формулировке позиции автора:

Позиция автора формули­руется слишком широко и/или неточно.
Формулиру­ется позиция автора по другой проблеме текста, не заявленной в сочинении.
Позиция авто­ра подменяется мнением героя- рассказчика.
Позиция авто­ра подменяется цитированием фрагмента тек­ста

Аргументация собственного мнения

Аргументация –это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями(читателями) или собеседником.

Аргументы должны подтвердить или опровергнуть мнение автора.



Для выражения своего мнения:
1)Я разделяю(не разделяю) точку зрения на проблему…

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему…., что и автор

3) Я согласен (не согласен) с автором в том, что…

4) Трудно(нельзя) не согласиться с автором текста в том, что…

5) Мне близка позиция автора тем, что…

Для аргументации собственной позиции:

С использованием жизненного опыта:

1) Как часто приходится сталкиваться с …

2)разве не стали обычными (нормами жизни)такие явления, как…?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как…

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)…

Из читательского опыта:

1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности…

2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведении…

3)Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

Из зрительского опыта:

1) Тема часто дискутируется(обсуждается) в Интернете ( на страницах газет и журналов; в телепередачах)…

Типичные ошибки аргументации:

ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные с другой проблемой текста;

приведенные мысли не являются аргументами для выдвинутого тезиса;

в качестве аргументов приведены только примеры (часто наскоро выдуманные), без объяснения их связи с тезисом;

в части сочинения, посвященной аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы;

отсутствуют переходы между аргументами;

отсутствует вывод.


Вывод




1) Прием «Отклик» Сигналом этого приема является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…». Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что…

3)(Использование цитаты) «,,,»,- писал…… В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что… .

3) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста: «…!»- это высказывание отражает главную мысль текста (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании)

4) Автор хочет, чтобы… .И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания