Файл: Конспект занятия по дисциплине оп 13 Психология Тема занятия Особенности психических процессов у здорового и больного человека. Ощущение. Восприятие. Память.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дифференцировка зрительных восприятий у этих лиц достигает такого уровня, что они при соответствующем обучении легко понимают обращенную к ним речь по движению губ («считывают с губ»).

Формирование сферы ощущений и восприятий у человека при высоком уровне развития его головного мозга проходит под влиянием трудовой деятельности, опыта всей жизни.

У опытного медицинского работника наиболее развито тактильное ощущение, используемое им при пальпации, производстве различных манипуляций. Развитие восприятия связано с методами наблюдения и изучения.

Теоретический и практический интерес для среднего медицинского работника представляют различные формы «инструментального осязания», например «осязание» через кончик иглы стенки вены при внутривенной инъекции.

Восприятие можно различать по степени активности личности. Такая черта личности, как способность к устойчивому и эффективному, планомерному и целеустремленному восприятию, называется наблюдательность. Для медицинского работника огромное значение имеет постоянное развитие наблюдательности за болезненными проявлениями.

Ощущения тесно связаны с эмоциями. Эмоции могут накладывать отпечаток на восприятие и иногда в какой-то мере извращать образ воспринимаемого, его оценку, впечатление, им оставляемое. Такие извращения могут наблюдаться у любого больного при плохом самочувствии. Это должен учитывать медицинский работник при беседе с больным и выполнении различных манипуляций, предписанных врачом.
Нарушение восприятия.
Расстройства восприятия могут наблюдаться при некоторых экстремальных ситуациях у здоровых людей, а также при душевных и нервных болезнях.

Иллюзии- качественные искажения восприятия реальных предметов и явлений.

Иллюзии могут наблюдаться и у здоровых людей в состоянии тревожного ожидания, страха, а могут быть началом заболевания и важно не пропустить.

Иллюзии разделяют по органам чувств

зрительные,

слуховые,

обонятельные,

осязательные и пр.

З разновидности иллюзий

иллюзии невнимательности - на фоне усталости «оговорки», «описки»-«соскок внимания».

аффективные иллюзии - связаны со страхом тревоги, напряжения (ребёнок в темной комнате видит чудовище, а это всего лишь одежда на стуле или случаи стрельбы на посту или превышение пределов самообороны, когда блеск от часов воспринимается как блеск от лезвия ножа)


парейдолические иллюзии- человек начинает в предметах видеть какие-то чудовища (в узорах на ковре, в трещине на стене и пр.) Как правило, это не сопровождается страхом и тревогой. Характерно для начала развития делирия. Чем раньше прекратить, тем лучше. Эти иллюзии характерны для интоксикации
Такие расстройства могут наблюдаться при различных органических поражениях головного мозга (увеличились руки, нос стал непропорционально большим и пр.)

Типичны при: энцефалите, эпилепсии, опухолей теменно-затылочных отделов правого полушария.

Бывают также оптические иллюзии (картинки).

Дереализация - чувство неопределенного изменения окружающего («что-то изменилось вовне», «de ja vecu»- уже виденного, «jamais vu»- никогда не виденного).

Галлюцинации - восприятие без объекта. Как и иллюзии. Галлюцинации различаются по органам чувств.

Следует помнить, что галлюцинации могут возникать только на болезненной основе, в основном при психических заболеваниях. При этом у больных одновременно отмечаются изменения в сфере чувств и поведении.

Нарушения сложных познавательных процессов называются агнозиями. Различают зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Они возникают при локальных поражениях коры большого мозга в результате сосудистых заболеваний, травм, опухолевого процесса и других патологических состояниях. Например, больные с предметной агнозией (нарушение узнавания предметов) не могут нарисовать на бумаге кувшин, говорят, что это треугольник или называют какой-нибудь другой предмет. Большие трудности представляет для больных с агнозией узнавание предметов с недостающими деталями.

У некоторых больных наблюдаются преимущественно нарушения зрительного индивидуализированного восприятия при относительно сохранном обобщенном восприятии предметов: например, нарушается способность узнавать знакомых. При выраженной глубине болезненных расстройств больные плохо различают мимику.

При оптико-пространственной агнозии нарушается восприятие пространственного расположения отдельных предметов (расположение улиц в городе, больные не могут найти дверь в палату, в своё отделение, койку в палате и т.д.).

Больные с расстройствами высших форм осязательного восприятия (астереогноз) не могут, ощупывая предмет (ключ, ручку, очки и т.д.) с закрытыми глазами легко и безошибочно узнать предмет.

При слуховой агнозии нарушается узнавание знакомых звуков: шелеста бумаги, шума движущегося поезда, звуков, издаваемых различными животными и пр.



Органические поражения головного мозга, реже интоксикации и соматические болезни, могут сопровождаться расстройствами восприятия типа дереализации.

Это очень сложное патологическое состояние, в основе которого лежит нарушение восприятия, сочетающееся, по-видимому, со своеобразным нарушением сознания. Больные узнают окружающую обстановку, но она кажется им «какой-то не такой». Привычные раздражители окружающей среды утрачивают остроту своего воздействия на органы чувств. Нередко больные заявляют, что они всё воспринимают, как через толстое стекло, которое как бы отделяет их от окружающего. Это болезненное состояние иногда сочетается с патологией самовосприятия - деперсонализацией.
Тактика медицинского работника.

Особенности ухода среднего медицинского работника за больными с различными нарушениями восприятий заключается во внимательном выслушивании их жалоб. Никогда не следует пытаться разубедить больного и спорить с ним. Если такие нарушения возникли впервые, медицинская сестра должна доложить о них лечащему врачу; если они наблюдались и раньше, необходимо действовать в соответствии с предписаниями врача. Появление галлюцинаций, как правило, связано с развитием психического заболевания, поэтому о наличии их необходимо срочно доложить врачу и не выпускать больного из поля зрения.

3.ПАМЯТЬ - психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Процессы памяти:

Запоминание - запечатление в сознании человека полученной информации;

Сохранение – удержание в памяти полученной информации в течении длительного периода времени;

Воспроизведение – восстановление ранее запечатленного в сознании человека материала;

Узнавание – идентификация (опознание)объектов или явлений как ранее известных в момент непосредственного контакта с ними;

Забывание – процесс, обратный сохранению, выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении.

Виды памяти:

В зависимости от характера запоминаемой информации:

Наглядно-образная память – на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы.

Вербальную память – на слова;

Словесно-логическую память
– на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации;

Двигательную память – на движения;

Эмоциональная память – на переживания;

Пространственная память – на расположение предметов в пространстве и ориентацию в пространстве;

На числа;

На фамилии, имена;

Лица.

В зависимости от приемов заучивания:

Механическую память – запоминание информации в той форме, в которой она заучивается;

Логическую (смысловую память) – запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.
В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения материала:

Кратковременную память – запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 секунд. Объём её ограничен 5-7 объектами.

Долговременную память – запоминание на длительный срок информации, имеющей большую значимость. На процесс закрепления информации и долговременной памяти существенное влияние оказывает эмоциональный фон, связанный с этой информацией. Лучше запоминаются факты, положительно окрашенные, хуже - отрицательно окрашенные, ещё хуже – не имеющие никакой эмоциональной окраски.

Оперативная память – избирательное сохранение и активация информации на время выполнения конкретной задачи. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем выполнения задачи.
В зависимости от цели деятельности:

Непроизвольная память – вид памяти, когда информация запоминается сама по себе без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией (сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает).

Произвольная – вид памяти, когда информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов.

Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания и от приёмов заучивания.
В зависимости от развитости процессов и способа запоминания:

Непосредственная память (механическая) – заучивание материала путём многократного повторения («зубрёжка»);

Опосредованная память (ассоциативная) – когда человек ищет способы запоминания, осмысливает, анализирует, сравнивает материал.

Количественные характеристики памяти:

1.Скорость;

2.Прочность;

3.Длительность;

4.Точность;

5.Объём запоминания;

Нарушение памяти

Амнезии – полная утрата памяти на события определенного промежутка времени

Известный исследователь расстройств памяти Т.Рибо отметил 2 закономерности при амнезии:

1) память человека связана с личностью, причём таким образом, что патологические изменения личности, всегда сопровождаются нарушениями памяти;

2) память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти, наоборот, сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем более сложные и недавние.


Гипермнезия - резкое обострение памяти, удержание в памяти и воспроизведении чрезмерно большого объёма информации. Встречается при маниакальных состояниях, как компенсация недостатка интеллекта у олигофренов в степени дебильности.


Прогрессирующая гипомнезия — постепенно нарастающее ослабление памяти или отдельных ее компонентов (при сосудистых заболеваниях головного мозга, главный компонент парциальной деменции). 
Снижение памяти идет по закону Рибо: от позднего (недавнего) к раннему (событиям юности), от частного к общему, от эмоционально нейтрального к эмоционально значимому
Парамнезии – искажение воспоминаний в результате нарушения способности к воспроизведению. К ним относятся:
Псевдореминисценции — перенос реально имевших место событий обыденного содержания из прошлого в настоящее. 
Конфабуляции (ложные воспоминания) — вымышленные события неправдоподобного, фантастического характера.
Криптомнезии - воспоминания, почерпнутые из книг, рассказы о событиях, случившихся с другими людьми, которые больные приписывают себе.


Тактика медицинского работника

Пациенты с различными нарушениями памяти нуждаются в щадящим отношении к себе. Понимания свое состояние, они боятся насмешек, упреков окружающих и чрезвычайно болезненно на них реагируют. При неправильных поступках больных медицинским работникам не следует раздражаться, а по возможности направить их, одобрить и успокоить.