Файл: Сборник 12 2021 г а. Кулеба, полковник запаса Президент Российской Федерации высшее должностное лицо государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуру на должность председателя Счетной палаты.
Президент РФ представляет Государственной думе кандидатуру на должность председателя Центрального банка РФ.
В силу п. е.5 ст. 83 Конституции Президент РФ наделен полномочиями формировать Государственный совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства.
В соответствии с пунктом «и» ст. 83 президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий и назначает ее руководителя.
При Президенте РФ созданы 16 советов,в том числе: по межнациональным отношениям, по развитию гражданского общества и правам человека, по противодействию коррупции, по науке и образованию, по стратегическому развитию и национальным проектам и т. д.
Также функционируют 16 комиссий, в числе которых комиссии: по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности, по вопросам военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, по делам ветеранов, по делам инвалидов, Военно-промышленная комиссия и т. д.
Советы и комиссии имеют совещательный и консультативный характер в соответствии с профилем их работы.
2. Полномочия по взаимодействию с федеральными органами законодательной и судебной власти. Президент РФ: назначает выборы в Государственную думу; распускает Государственную думу в случае и порядке, предусмотренных в Конституции РФ; назначает референдум; вносит законопроекты в Государственную думу; подписывает и обнародует федеральные законы; обладает правом отлагательного вето; подает запросы в Конституционный суд о соответствии нормативных актов Конституции, а также об их толковании.
Конституцией РФ Президенту РФ предоставлено право обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности любого рассматриваемого Федеральным собранием законопроекта, принятого Федеральным собранием и подлежащего подписанию федерального закона и федерального конституционного закона, а также закона субъекта федерации до его обнародования.
3. Полномочия в области внешней политики и международных отношений. Президент руководит внешней политикой. Формы руководства, используемые им, весьма разнообразны: определение основных направлений внешней политики, что наиболее ярко находит выражение в послании Федеральному собранию; назначение на должность министра иностранных дел (после консультаций с Советом Федерации); назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах. Президент ведет переговоры, подписывает международные договоры Российской Федерации, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Наряду с изложенными полномочиями, в силу ст. 89 Конституции, Президент Российской Федерации: решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование.
Полномочия президента реализуются посредством принятия им правовых актов. В соответствии со ст. 90 Конституции президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Он также вправе давать поручения руководителям органов государственной власти.
Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В Конституции сформулированы ряд требований и ограничений к Президенту РФ. Президентом может быть избран гражданин не моложе 35 лет. В новой редакции ст. 81 для Президента РФ введены дополнительные требования и ограничения. Например, увеличен срок постоянного проживания в Российской Федерации, необходимый гражданину России для избрания на президентскую должность — теперь он составляет 25 лет (ранее — 10 лет). Введены новые требования: теперь Президентом РФ может стать гражданин, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства. Это требование не распространяется на граждан, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию, и постоянно проживавших на такой территории. Эта оговорка позволяет избираться на должность Президента РФ жителям Крыма.
Кандидат в президенты не должен иметь и вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.
Введено более жесткое ограничение на количество сроков, в течение которых гражданин вправе занимать должность Президента России: если ранее одно и то же лицо не могло занимать эту должность более двух сроков подряд, т. е. было вправе вновь занять ее после перерыва, то новая редакция п. 3 ст. 81 Конституции допускает занятие президентской должности одним и тем же лицом не более двух сроков без всяких оговорок. Вместе с тем в ч. 3.1 ст. 81 Конституции специально оговаривается, что это ограничение применяется к лицу, занимающему или ранее занимавшему должность Президента РФ без учета предыдущих президентских сроков. Указанные лица вправе выдвигаться кандидатами в Президенты РФ дважды после вступления в силу поправок к Конституции.


Конституция устанавливает основания прекращения полномочий Президента России. Наиболее распространенное основание прекращения полномочий — истечение срока, на который был избран президент. Момент окончания этого срока определяется днем принесения присяги вновь избранным главой государства. Основанием досрочного прекращения полномочий является отставка президента, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение главы государства от должности.
Конституция дополнена нормами, устанавливающими гарантии бывшему Президенту Российской Федерации. В силу новой ст. 92.1 президент, срок полномочий которого истек либо завершился досрочно по причине его отставки или стойкой неспособности исполнять обязанности по состоянию здоровья, обладает неприкосновенностью.
В соответствии с п. «б» ч. 2 ст. 95 Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно ушедший в отставку,становится пожизненным сенатором.При этом бывший президент вправе отказаться от полномочий сенатора.
Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны
В числе многочисленных прав и обязанностей Президента Российской Федерации особое место занимают его военные полномочия. На него возлагается ответственность за обеспечение национальной безопасности России, защиту ее интересов в различных регионах России. Правовые основы военных полномочий Президента РФ изложены в Конституции РФ.
Как глава государства Президент России является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ст. 87). Он назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Министра обороны (п. «д.1» ст. 83), назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (п. «л» ст. 83), присваивает высшие воинские звания (п. «б» ст. 89), формирует и возглавляет Совет Безопасности (п. «ж» ст. 83), утверждает Военную доктрину России (п. «з» ст. 83).
Пункт «ж» ст. 83 наделяет Президента России полномочиямипо формированию Совета Безопасности. Совет Безопасности Российской Федерации формируется в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз.

Среди постоянных членов Совета Безопасности Российской Федерации — Председатель Правительства РФ, несколько ведущих министров, председатели палат Федерального собрания РФ, директор Службы внешней разведки, директор Федеральной службы безопасности РФ, руководитель Администрации Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.
Для осуществления деятельности по определению основных направлений военной политики глава государства наделяется внешнеполитическими и внутриполитическими полномочиями.
Так, в силу ч. 2 ст. 87 Конституции в случае агрессии против Российской Федерации или ее непосредственной угрозы Президент Российской Федерации вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе.
Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». В силу ст. 3 этого закона, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против РФ признаются:
1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;
2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;
3) блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств);
4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокации;
5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;
6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Военное положение на территории России или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации. В указе определяются обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения; дата и время, с которых оно начинает действовать; границы территории, охватываемой режимом военного положения.
Указ президента подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио, телевидения и официальному опубликованию; он незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации.
Режим военного положения включает в себя комплекс экономических, политических, административных и иных мер, направленных на создание условий для отражения агрессии или ее предотвращения. На основании указов Президента Российской Федерации в условиях военного положения применяются меры по усилению охраны общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, охране важных государственных и иных объектов; введению особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций, связи и т. д., эвакуации.
Кроме того, Президент Российской Федерации может ввести на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе (ст. 88 Конституции).
Обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения предусмотрены Федеральным конституционным законом (ФКЗ) от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Чрезвычайное положение — вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся: