Файл: Методические указания для выполнения практических работ по профессиональному модулю.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У Вас имеется установочный диск Windows Server 2008 (в данном сценарии он необхо- дим для доступа к функциям восстановления системы).
Шаги по восстановлению серверной операционной системы
Для восстановления серверной операционной системы выполните действия, указанные ниже.
Для восстановления серверной операционной системы:
1.
Вставьте диск в устройство чтения CD или DVD-дисков, после чего перезагрузите к пьютер. Может понадобиться несколько минут для загрузки необходимых файлов.
2.
После выбора языка установки в окне Установка Windows нажмите кнопку
Далее, по чего щелкните по ссылке
Восстановление системы.
3.
Мастер выполнит поиск установленных на жестких дисках операционных сис
Windows, после чего отобразит результаты в диалоговом окне
Параметры восстанов
ния системы. Данный список должен быть пустым, если выполняется восстановление новое оборудование. Нажмите кнопку
Далее.
4.
На странице
Параметры восстановления системы щелкните по ссылке Восстанов
ние архива Windows Complete PC.
5.
Установите переключатель в одно из следующих положений, после чего нажмите кно
Далее:

Использовать последний доступный архив (рекомендуется)

Восстановить другой архив
6.
При выборе второго варианта будут заданы дополнительные вопросы относительно па метров восстановления. В этом случае после выбора соответствующих опций нажм кнопку
Далее.
7.
На странице
Выберите тип восстановления резервной копии нажмите кнопку Уста
вить драйверы, если необходимо установить драйверы найденных жестких дисков. тем установите необходимые флажки, представленные ниже, и нажмите кнопку
Далее:
1.
Форматировать и разбить на разделы диски. Установка этого флажка позво удалить существующие разделы и переформатировать жесткие диски так, как необходимо для восстановления на них резервной копии.
2.
Восстанавливать только системные диски. Установка этого флажка позво восстановить только разделы, содержащие компоненты операционной системы. П этом диски с данными восстанавливаться не будут.

8.
При установке флажка
Форматировать и разбить на разделы диски нажмите кнопку
Исключить диски, после чего снимите флажки с тех разделов, которые не должны участвовать в процессе восстановления системы. Нажмите кнопку
Далее.
9.
Подтвердите все выбранные настройки восстановления, после чего нажмите кнопку
Го-
тово.
Сценарий 6. Полное восстановление сервера
В данном сценарии описана процедура полного восстановления сервера с помощью сред- ства Восстановление архива Windows Complete PC и резервной копии, созданной ранее с помощью системы резервного копирования (для доступа к средству Восстановление ар- хива Windows Complete PC необходим установочный диск Windows Server 2008).
При восстановлении данных с помощью данного сценария будет произведено перефор- матирование и повторное создание разделов на всех дисках, подключенных к серверу.
Данный сценарий следует использовать в случае восстановления данных на новое обору- дование, или в том случае, если все другие попытки восстановления на существующее оборудование потерпели неудачу.
Важно.
При выполнении данного сценария все имеющиеся на дисках данные, не включенные в резервную копию, будут потеряны. Изменения затронут все разделы, которые на момент выполнения операции использовались сервером, но данные из которых не были включе- ны в резервную копию.
Необходимые условия для выполнения полного восстановления сервера
Прежде чем Вы начнете выполнять действия, указанные в данном сценарии, убедитесь, что соблюдаются следующие условия:

На сервере, работающем под управлением операционной системы Windows Server 2008, установлена система резервного копирования.

Вы являетесь членом группы Администраторы или Операторы архива.

У Вас имеется резервная копия, содержащая данные со всех разделов сервера.

У Вас имеется установочный диск Windows Server 2008. В данном сценарии для доступа к функциям восстановления системы необходим установочный диск.

В случае, если Вы собираетесь выполнить восстановление данных на новое оборудова- ние, имеющегося дискового пространства достаточно для восстановления всех разделов.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Шаги, необходимые для полного восстановления сервера
Для восстановления данных на новое оборудование выполните действия, указанные ни- же.
Для восстановления сервера:

1.
Вставьте диск в устройство чтения CD или DVD-дисков, после чего перезагрузите ком- пьютер. Может понадобиться несколько минут для загрузки необходимых файлов.
2.
После выбора языка установки в окне Установка Windows нажмите кнопку
Далее, после чего щелкните по ссылке
Восстановление системы.
3.
Мастер выполнит поиск установленных на жестких дисках операционных систем
Windows, после чего отобразит результаты в диалоговом окне
Параметры восстановле-
ния системы. Данный список должен быть пустым, если выполняется восстановление на новое оборудование. Нажмите кнопку
Далее.
4.
На странице
Параметры восстановления системы щелкните по ссылке Восстановле-
ние архива Windows Complete PC.
5.
Установите переключатель в одно из следующих положений, после чего нажмите кнопку
Далее:

Использовать последний доступный архив (рекомендуется)

Восстановить другой архив
6.
На странице
Выберите тип восстановления резервной копии установите флажок Фор-
матировать и разбить на разделы диски, после чего нажмите кнопку Далее.
7.
Убедитесь, что выбраны верные параметры восстановления, после чего нажмите кнопку
Готово.
Время выполнения работы 90 мин;
Контрольные вопросы
1.
Что такое резервное копирование ?
2.
Какие условия нужно соблюдать для сохранения плановых резервных копий на внешний диск?
3.
Что нужно сделать, чтобы восстановить целый том?
4.
Какие нужно проделать шаги для полного восстановления сервера?
5.
Из за чего размер резервной копии на DVD диске может быть меньше чем том на сервере?
Сделайте выводы.
Составьте отчет о проделанной работе в тетради для самостоятельных работ.
Критерии оценки:
1. Работа оценивается на «пять баллов», если шаги выполнены верно, выводы сделаны правильно.
2. Работа оценивается на «четыре балла» если допущена 1 ошибка в выполнении последовательности выполнения работы т.е.команды введены правильно, но в ходе вы- полнения действия команды возникли затруднения, выводы сделаны правильно
3. Работа оценивается на «три балла» если допущены 2 ошибки в выполнении ра- боты, выводы сделаны правильно


Рекомендуемая литература
1.
Новожилов, Е.О. Компьютерные сети: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.О.Новожилов, О.П.Новожилов. — 2-е издание перераб. и доп. — М.
: Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.
2.
Максимов, Н.В. Компьютерные сети: учебное пособие для студентов учреждений
СПО [электронная версия ]/ Н.В.Максимов, И.И.Попов. – 3-е изд., испр. и доп.,- М.: ФО-
РУМ, 2008. – 437 с.
Изучаемая тема: Объекты сетевой инфраструктуры и операции над ними
Практическая работа № 13-14 «Разработка плана восстановления. Использование
схемы послеаварийного восстановления сети. Возврат к нормальному функциони-
рованию системы»
Цель работы: Научиться составлять план восстановления системы после сбоя.
В процессе занятия решаются следующие задачи:
1.
Изучить методические указания и рекомендуемую литературу по составле- нию плана восстановления системы.
Краткие теоретические и справочно-информационные материалы по теме за-
нятия.
Подробные планы действий в случае аварий и катастроф помогают действовать эффективно и гарантируют, что ни один важный аспект не будет упущен. План аварийно-
го восстановления – это подробный перечень мероприятий и действий, которые необхо-
димо выполнить «до», «во время» и «после» возникновения чрезвычайной ситуации. Здесь определяется порядок уведомления руководителей и ответственных сотрудников, а также излагаются детальные инструкции для исполнителей. Все это позволяет максимально быстро восстановить работоспособность важных информационных систем и сервисов.
Сроки восстановления четко регламентируются в зависимости от требований и специфики работы компании-заказчика. Приемлемое для бизнеса время восстановления является од- ним из ключевых факторов, от которого зависит выбор стратегии резервирования обору- дования и способа репликации данных.
Этапы разработки плана
Разработку плана обеспечения бесперебойной деятельности предприятия необхо- димо организовать в виде проекта, чтобы управлять задачами, сроками и конечными ре- зультатами.
Основными этапами типичного проекта являются:
Организация выполнения проекта;
Оценка риска, уменьшение нежелательных последствий от наступления событий, связанных с риском, анализ последствий для бизнеса;
Разработка стратегии восстановления деятельности;
Документирование плана;
Обучение;
Имитация бедствия.
Организация выполнения проекта
Организация выполнения проекта включает в себя административное управление проектом, определение допущений, проведение совещаний и разработку политики.
Оценка риска
При оценке риска выявляются типы бедствий, которые могут произойти в каждом конкретном месте. Обследуется физическая инфраструктура здания и его окружения. Для каждого типа бедствия делается оценка возможной продолжительности и присваивается относительная величина, соответствующая вероятности их появления. Используется шка- ла, например, от 0 до 3; где 0 означает невероятное событие, а 3 — весьма вероятное. В результате этого выявляются области, в которых следует провести дальнейшие исследо-

вания, чтобы уменьшить последствия событий, приводящих к риску. Анализ последствий для деятельности организации.
После оценки риска проводится анализ последствий бедствия для деятельности ор- ганизации, в ходе которого определяются потери из-за невозможности продолжать нор- мальную деятельность. Они могут быть очевидными или носить более абстрактный ха- рактер, при котором руководству придётся сделать предположительную оценку потерь. В любом случае цель заключается не в том, чтобы получить точный ответ, а в том, чтобы выявить факторы, которые являются критически важными для продолжения деятельности компании. На этом этапе определяется масштаб плана обеспечения бесперебойной дея- тельности. Чрезмерные меры предосторожности потребуют лишних средств, а недоста- точные — не обеспечат должной безопасности.
Разработка стратегии обеспечения бесперебойной деятельности
После определения требований можно принимать решение о том, как обеспечивать восстановление деятельности. Существует множество вариантов технических решений, в том числе: - Использование "горячего" резервного помещения. Поставщик предоставляет компании подготовленное рабочее помещение с оборудованием, средствами телекомму- никации, персоналом, осуществляющим техническую поддержку, и т.д., обычно по годо- вому контракту. Заказчики получают доступ к оборудованию по принципу "первый при- шел — первым обслуживается". - Использование "холодного" резервного помещения.
Компания организует работу в пустующем или арендуемом помещении, которое подго- товлено к использованию. Сразу после бедствия в помещении развёртывается оборудова- ние (возможно, закупаемое у поставщиков), программное обеспечение и службы обеспе- чения. - Использование внутренних резервов. Для предоставления услуг в чрезвычайных обстоятельствах используется оборудование компании, которое расположено в ином ме- сте. - Заключение соглашения о взаимной поддержке. Заключается соглашение с другой компанией о коллективном использовании ресурсов после бедствия. При этом предпола- гается, что резервное оборудование всегда имеет нужную производительность и вас устраивает степень защиты информации при коллективной работе. В некоторых случаях можно использовать комбинацию этих вариантов. Крупные многонациональные компа- нии чаще всего используют для локальных вычислительных сетей метод внутреннего ре- зервирования. Поскольку количество имеющихся резервных помещений ограничено, мо- жет оказаться, что в случае чрезвычайных обстоятельств не окажется рабочего помеще- ния, которое можно было бы использовать. Бедствие в масштабе региона может привести к тому, что все резервные помещения будут заняты и компании негде будет возобновить работу. Хорошо подготовленный план обеспечивает компанию пошаговыми инструкция- ми, соответствующими типу и тяжести бедствия. В нём указываются функциональные группы специалистов компании, подготовленные для реализации плана. Наличие хорошо проработанного плана гарантирует, что в стрессовой ситуации после возникновения чрез- вычайных обстоятельств, критически важные факторы не будут упущены.
Документация
План может документироваться различными способами. Большинство компаний всё еще применяют традиционные текстовые редакторы, другие используют коммерче- ское программное обеспечение. Какой бы метод ни был использован, важно обеспечить строгое выполнение процедур управления внесением изменений, чтобы поддерживать план в состоянии, соответствующем реальной текущей ситуации.
Обучение
Обучение "Группы восстановления" направлено на то, чтобы каждый сотрудник знал свои функции и обязанности в случае возникновения нештатных ситуаций.
Имитация бедствия
Большинство компаний проводят испытания плана минимум один раз в полгода.
Имитируя бедствия можно проверить план, найти его слабые места и отработать взаимо- действие участников. Обнаружение недостатков обычно влечёт за собой корректировку

плана. План должен регулярно проходить испытания и корректироваться. Лишь немногие планы обеспечения бесперебойной деятельности выполняются так, как это предусматри- валось первоначально. Поскольку внесение поправок в план необходимо делать регуляр- но, должна быть максимально упрощена процедура корректировки плана.
Примерное содержание плана
Непременным условием быстрого и успешного восстановления деятельности орга- низации после бедствия является предварительная разработка и регулярное обновление постоянно действующего плана обеспечения бесперебойной деятельности компании. В зависимости от специфики компании и принятой в ней политики подобный план меро- приятий может иметь различные формы и названия. Он может состоять из нескольких разделов, отражающих различные направления работ: план подготовки к чрезвычайным ситуациям, план действий в чрезвычайной ситуации, план резервирования и восстановле- ния информации, план восстановления деятельности и т.п. План может также детализиро- ваться по категориям и продолжительности чрезвычайных обстоятельств. План включает следующие основные разделы:
1.
Основные положения плана.
2.
Оценка чрезвычайных ситуаций:
a.
выявление уязвимых мест компании;
b.
классификация возможных опасных событий и оценка вероятности их возникнове- ния;
c.
сценарии чрезвычайных ситуаций;
d.
потенциальные источники отрицательных последствий каждой чрезвычайной ситуа- ции и оценка величины ущерба;
e.
набор критериев, на основании которых объявляется чрезвычайная ситуация.
3.
Деятельность компании в чрезвычайной ситуации:
- первоначальное реагирование на чрезвычайную ситуацию (оценка опасного собы- тия, объявление чрезвычайной ситуации, оповещение необходимого круга лиц, ввод в действие чрезвычайного плана);
- мероприятия, обеспечивающие бесперебойность деятельности компании в чрезвы- чайной ситуации и восстановление ее нормального функционирования.
- контроль правильности и корректировка содержания плана;
- составление списка адресов и процедуры рассылки плана;
- подготовка к опасным событиям, обеспечение безопасности и предотвращение бедствий;
4.
Регулярное создание резервных копий данных, документации, бланков входных и выходных документов и основного программного обеспечения, их хранение в без- опасном месте.
5.
Информационное обеспечение:
- приоритетные функции, выполняемые компанией;
- списки внутренних и внешних ресурсов — технических средств, программного обеспечения, средств связи, документов, офисного оборудования и персонала;
- учётная информация о техническом, программном и другом обеспечении, необхо- димом для восстановления деятельности организации в случае чрезвычайной ситуа- ции;
- список лиц, которых необходимо оповестить о чрезвычайной ситуации с указанием адресов и телефонов;
- вспомогательная информация — планы и схемы, маршруты перевозок, адреса и т.п.;
- описание детальных пошаговых процедур, обеспечивающих чёткое выполнение всех предусмотренных мер;
- функции и обязанности сотрудников в случае возникновения непредвиденных об- стоятельств;