Файл: Теория оперантного научения Беррес Фредерик Скиннера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теория оперантного научения Беррес Фредерик Скиннера

В основании теории оперантного обусловливания Скиннера лежит тот простой факт, что не всегда действия живого существа являются реакцией на ту или иную комбинацию внешних воздействий - стимулов. Поведение выглядит так, как будто бы ему не предшествуют никакие видимые стимулы.

В знаменитых опытах Скиннера лабораторная крыса помещалась в пустой ящик с педалью внутри (так называемый "ящик Скиннера") и получала полную свободу действий. В процессе хаотичного исследования ящика крыса неизбежно задевала педаль и получала порцию пищи. После нескольких случайных нажатий на педаль у крысы формировалась новая форма поведения, которая не была связана ни с какими предшествующими стимулами. Теперь, проголодавшись, крыса целенаправлено следовала к педали и, нажав на нее - получала желаемое.

Таким образом, ключевое отличие оперантного обусловливания от классического состоит в том, что в случае оперантного обусловливания живой организм своим поведением активно воздействует на окружающую среду и сталкивается с теми или иными последствиями. В случае формирования условного рефлекса) такого воздействия не наблюдается. Животные в опытах Павлова были специально, в целях соблюдения чистоты эксперимента, лишены какой-либо возможности влиять на окружение. В этом смысле оперантное поведение активно и направлено на исследование окружающего мира, респондентное поведение реактивно и лишь следует тем или иным воздействиям, в процессе классического обусловливания, приобретшим для организма определенное сигнальное воздействие.

Но сама по себе исследовательская активность ничего не дает - она лишь увеличивает шансы встретить те или иные последствия. То, каким образом видоизменяется поведение, зависит в первую очередь от характера последствий - от того, будут эти последствия приятными или неприятными. Приятные последствия Скиннера называл "подкреплением".

Экспериментируя с разными типами подкрепления, Скиннер вывел одну бесспорную и всегда воспроизводимую закономерность: образцы поведения (операнты), вслед за которыми следуют приятные последствия, в будущем встречаются чаще.
Крыса чаще нажимает на педаль, если непосредственно вслед за этим действием она получает кусочек пищи.

Практическое применение теории оперантного научения

Теория и выводы Скиннера получили практическое применение в педагогике, бизнесе и медицине. Наиболее известным в России практическим применением законов оперантного обусловливания можно считать программированное обучение. Суть этого способа обучения сводится к применению принципов последовательного приближения и подкрепления к процессу обучения. Именно учитель, автор программы, а не ученик, становится ответственным за успех обучения.

Материал учебника был составляется таким образом, что предусматривает возможность разным образом, переходя на разные страницы или пункты программы и затрачивая различное время, все же придти к конечному результату.

Подготовленные ученики, способные учиться быстро - быстро осваивают материал, те же, кому требуется значительное время и подробные объяснения, получают и то и другое, причем вне зависимости от скорости обучения - каждый получает немедленное подкрепление, подтверждение своего успеха (или помощь в виде новых материалов и текстов).

Не останавливаясь подробно на содержании программированного обучения (см. Талызина, 1969, 1975), отметим лишь некоторые принципы, общие для него и поведенческой психотерапии:

1. Скорость обучения и план "последовательного приближения" к целевому поведению строго индивидуальны для каждого человека.

2. Именно терапевт, который ставит задачи и планирует режим подкрепления, в конечном счете отвечает за успех терапии.

3. Терапевтические (учебные) мероприятия планируются так, что более сложные задачи ставятся после того, как выполнение предшествующего задания привело к очевидному успеху.

4. Программа постоянно пересматривается и корректируется в зависимости от успехов клиента.

В сфере менеджмента идеи Скиннера нашли выражение в планировании и последовательном осуществлении в организациях "среды моментального подкрепления" ценных для организации действий (см. Питерс и Уотермен, 1986).



В рекламной практике широко используют принцип небольших подарков и накопленных бонусов.

Правоохранительные органы все чаще штрафы заменяют либо системой подкреплений, либо предоставляют провинившемуся на выбор возможность заплатить штраф или принять участие в тренинге, который его научит альтернативным формам поведения.  Но наиболее радикальные изменения идеи Скиннера произвели в психотерапии, заложив основу совершенно новой ее ветви - терапии и модификации поведения.