Файл: Образовательное пространство как фактор развития, воспитания и социализации дошкольника.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Образовательное пространство как фактор развития, воспитания и социализации дошкольника


«Образовательное пространство – это сложноорганизованная система, состоящая из совокупности сред, которые формируются под влиянием биотических (участники образовательного процесса) и абиотических факторов (материально-технические, социально-экономические, санитарно-гигиенические)»
А.В. Мудрик


Цель создания образовательного пространства


Обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: социальных, духовных.
Образовательное пространство выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

Образовательное пространство


Субъектно-деятельностные связи и отношения микросоциальных групп, семей
Ценностно-ориентационные образовательные запросы
Модель организации образовательной деятельности

Принципы построения образовательного пространства


Многофункциональность, т.е. предоставление дошкольнику возможности осуществления различных видов деятельности
2. Адаптивность и изменчивость, т.е. быстрое адекватное реагирование на меняющуюся ситуацию
3. Многопрофильность, т.е. предоставление широкого спектра образовательных услуг

Структура образовательного пространства


Природно-экологическая среда
2. Социально-экономическая среда
3. Этнокультурная среда
4. Комфортная образовательная среда
5. Электронная информационно-образовательная среда


- воспитание взаимного признания и уважения;
- развитие коммуникативных навыков и умений без насилия разрешать конфликты;
- развитие готовности включаться в общее дело;



- развитие у ребенка готовности идти друг другу навстречу;
- развитие умения считаться с интересами других;
- обеспечение условий для активного познания ребенком окружающего мира и своих способностей;


- формирование мировоззрения ребенка;
- формирование системы ценностей;
- активное межличностное взаимодействие и формирование навыков общения и сотворчества между детьми;
- включение ребенка в самостоятельную творческую деятельность;

Образовательное пространство должно обеспечивать


- формирование экологической культуры ребенка;
- развитие эмоционального интеллекта дошкольника;
- развитие индивидуальных способностей ребенка;
- взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- формирование чувства защищенности, физического и психологического комфорта дошкольника;


Функции образовательного пространства


Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Стимулирующая – должно быть мобильным и динамичным. В его организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
Развивающая – сочетание традиционных и инновационных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.


Алгоритм построения образовательного пространства


Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии с возрастными особенностями детей.
Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно- развивающей среды группового помещения.
Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.


Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 5. Составить схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых центров.
Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.
Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений развивающей предметно-пространственной среды в течение года, с учётом основной образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.


Показатели оценки качества образовательного пространства:


положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
отсутствие острых конфликтов среди детей;
наличие продуктов детской деятельности;
динамика развития ребенка.


Спасибо за внимание!