Файл: Лекция Занятие русская философия алимпиев И. М., группа зП22пку02 а составить словарь ключевых понятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание для подготовки к семинарскому занятию
Лекция 2. Занятие 2. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Алимпиев И.М., группа з-П22/ПК-У02
А) составить словарь ключевых понятий:
Исихазм (безмолвие) - мистическая традиция богосозерцания в православной церкви, религиозная практика, представляющая собой совокупность интроспекции молитвенного самоуглубления и, иногда, некоторых физических упражнений (пост, неподвижность, Контроль дыхания и пр.)
Философия «всеединства» - концепция, описывающая органический строй бытия, вытекающий из формулы «все во всем».
Теория богочеловеческого процесса - Понятие русской религиозной философии, восходящее к христианскому учению о единстве «неслитном, неизменном, нераздельном, непреложном» божественной и человеческой природы Иисуса Христа. Богочеловечество - достаточно сложное понятие. Это и идеальное состояние человечества как предел, завершение земного исторического процесса, и одновременно уподобление отдельного человека Богу как предел развития его личного совершенства.
Идея соборности - это глубоко религиозная, нравственная идея, посредством которой весь мир являет собой неоспоримую и нерушимую целостность - соборную или симфоническую личность, и она же регламентирует жесткие законы существования человека в этой целостности.
Интуиция - способность человека понимать и проникать в смысл событий и ситуаций посредством единомоментного бессознательного вывода — озарения.
Персонализм – теистическая тенденция в философии, в которой личность и ее духовные ценности признаются высшим смыслом земной цивилизации.
«Конкретная метафизика» - Личное изучение Флоренским философского символизма. При этом под метафизикой он понимал рассмотрение духовных вещей в отдельно взятом учении, а под конкретикой - духовную черту, взятую не отвлеченно, а выраженную конкретным явлением, чувственным воплощением.
Славянофилы – представители либерально настроенной дворянской интеллигенции. Учение о самобытности и национальной исключительности русского народа, неприятие ими западноевропейского пути социально-политического развития, даже противопоставление России Западу,
защита самодержавия, православия, некоторых консервативных, точнее — патриархальных, общественных институтов сближали их с представителями "официальной народности".
«Русская идея» - ряд концепций, выражающих идеи исторической уникальности, особого призвания и глобальной задачи русского народа и, в более широком смысле, Российского государства.
Западники - представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х годов XIX века, выступали за отмену крепостного права и признание необходимости развития России по западноевропейскому пути
Анархизм - Общее наименование ряда систем взглядов, основывающихся на человеческой свободе и отрицающих необходимость принудительного управления и власти человека над человеком.
Идеи народничества - идеология, существовавшая в Российской империи в 1860—1910-х годах, позиционирующая себя на «сближении» интеллигенции с простым народом в поисках своих корней, своего места в государстве, стране и мире.
Русский космизм - Течение русской философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, представляющее собой один из оригинальных вариантов мирового космизма. Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов;
Почвенники - течение русской общественной мысли, родственное славянофильству, противоположное западничеству. Возникло в 1860-х гг. Приверженцы называются почвенниками. Почвенники признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом («национальной почвой») на религиозно-этической основе.
Кирилл Туровский - один из самых известных ученых людей русского средневековья. Имел хорошее образование: знал Священное Писание, греческую и византийскую философию, риторику и литературу.
В.С. Соловьев – Русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А. Белого, А. Блока и др.
Н.А. Бердяев - Русский религиозный и политический философ, социолог; представитель русского экзистенциализма и персонализма. Автор оригинальной концепции философии свободы и концепции нового средневековья.
Б) решить задания
I. Согласно Ф. Ницше любовь есть «выражение эгоизма». В.С. Соловьев, напротив, утверждал, что подлинная любовь – перемещение центра «Я» в другого, преодоление эгоизма.
А как Вы считаете? Аргументируйте свой ответ.
Кто из них прав? Разумеется оба. Ницшеанская любовь романтична.
Это сильное чувство, страсть которая делаем мир не таким какой он есть, делает человека полноценным, оживляет и спасает от разочарования.
Это любовь человека до жизни жадного, и она эгоистична, но не дурна.
Любовь Соловьёва — это любовь священника, способность оплакать искренне чужое страдание, любовь преданная и платоническая.
Любовь земная и небесная.
Мы люди.
Одинаковы тем, что нет ни одного одинакового - и любовей, как личных переживаний куда больше, чем людей на Земле.
И они все настоящие.
Эгоистичен тот, кто не любит, потому что его требовательность порой заводит в тупик того, кто его любит.
II. Кроссворд
Решите кроссворд и в выделенной вертикальной колонке (п. 3), заполняя по смыслу свободные клетки, прочитайте понятие, которое в философии Вл. Соловьева обозначает конечную стадию развития истории.
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
| | 1.Ба | А | К.22у | У | Н | И | Н | | | | Б | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | Р | | | | | | П | Р | О | К | О | П5О | О | В | И | Ч | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
| | | | | И | | | | | | | | Г | | | А | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
| | | | | Ж | | Щ6ЩЩ | Е | Р | Б | А | Т | О | В | | Т | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
| | | | | А | | | | | | | | Ч | | | Р | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
| | | | | П | | | | | | | | Е | | | И | | 7А | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
| | | | | и | 9 | | | | | | | Л | | | К | | К | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
| | | | | Ч | А | А | Д | А | Е | В | | 1оОООООоОООООО0 | д | о | Ее | в | Сс | к | и | й | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | Н | | | | | | | В | | | Е | | А | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | Т | | Р | а | д | и | щ | Е | в | | В | | К | | 12 | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | И | | | | | | | Ч | | | | | О | | Г | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | Х | | | | | | Ф | Е | д | о | р | о | В | | Е | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
| И | л | л | а | Р | и | о | н | | | | С | | | | | | | Р | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | И | | | | | | | Т | о | л | с | т | о | в | Ц | ы | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
| | | | | 16 | С | О | Л | О | В | Ь | Е | В | | | | | | | Е | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | Т | | | | | | | О | 17 | П | О | У | Ч | Е | Н | И | Е | | | | | | | | |
По горизонтали: 1. Русский социалист-утопист, основатель одного из направлений анархизма. 4. Русский государственный и церковный деятель, сподвижник Петра I, представитель Киево-Могилянской академии. 6. Русский мыслитель ХVIII в., разрабатывавший рационализированный вариант христианского платонизма, автор антиекатерининского трактата «О повреждении нравов в России». 8. Оригинальный русский философ XIX в., основной интерес которого лежал в сфере познания и ценностей, автор «Философических писем». 10. Русский князь и писатель, председатель «Общества любомудрия», поставивший задачу создания новой «науки инстинкта». 11. Первый русский революционер, автор трактата «О человеке, о его смертности и бессмертии». 13. Русский мыслитель XIX в., представитель русского космизма, автор «Философии общего дела». 14. Первый древнерусский философ, построивший богословско-историческую концепцию включенности Русской земли в общемировой процесс торжества «божественного света» над «тьмой язычества». 15. Последователи выдающегося русского писателя и мыслителя XIX века, создавшего «рациональную» религию, трактуемую им как «новое жизнепонимание», основанное на принципах любви и непротивления злу. 16. Русский религиозный мыслитель XIX века, основным пафосом «философии всеединства» которого является «оправдание добра». 17. Произведение Владимира Мономаха, являющееся своеобразным компендиумом практической философии.
По вертикали: 2. Славянский мыслитель XVII в., возлагавший надежды на московского царя как объединителя и покровителя всего славянского мира. 5. Русский общественный деятель и философ, сторонник движения «нестяжателей». 7. Русский публицист, историк и поэт, один из идеологов славянофильства, выступавший против «чистого искусства» и обосновывавший необходимость собственного развития для русской литературы, искусства и науки. 9. В философии Вл. Соловьева – тот, с пришествием которого неизбежны временное торжество мирового зла и победа над ним в конце истории. 12. Русский писатель и философ, воспринявший диалектику Гегеля как «алгебру революции».
Л и т е р а т у р а
а) обязательная:
1. Балашов, Л.Е. Философия: учебник / Л.Е. Балашов. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Дашков и К°, 2018. – 612 с. - [Электронный ресурс].
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573117
2. Батурин, В.К. Философия: учебник для бакалавров / В.К. Батурин. - Москва: Юнити-Дана, 2016. - 343 с. - [Электронный ресурс].
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426490
б) дополнительная
3. Лавриненко, В.Н. Философия: В вопросах и ответах: учебное пособие/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 463 с. - [Электронный ресурс].
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117916
Понуждаев, Э.А. Философия: учебное пособие (курс лекций, практикум, консультационный курс, тесты) / Э.А. Понуждаев, В.Н. Иванов, Л.Н. Мирошниченко. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 429 с. - [Электронный ресурс].
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=560699
4. Пурынычева, Г.М. Философия: учебное пособие / Г.М. Пурынычева, В.И. Загайнова, Т.А. Вархотов; Поволжский ГТУ. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2017. - 108 с. - [Электронный ресурс].
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=476507
5. Философия: краткий курс. - Москва: Издательство «Рипол-Классик», 2016. - 159 с. - [Электронный ресурс].
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480221