Файл: Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия,называется.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) Один из центральных разделов философии, изучающих про-блему бытия,называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия.

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы.

Бытие - это то, что существует, т.е. двигается и развивается, сейчас, во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий, поэтому понятие бытия часто отождествляют со смыслом слова "есть".

Таким образом, бытие – это реально существующая, стабиль­ная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстан­ция, которая включает в себя все сущее.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто; состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не сущест­вовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, обще­ства, государства, которые раньше были, а потом умерли, раз­рушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

Еще на заре философской мысли были высказаны и продуманы все возможные отношения категорий бытия и небытия: есть только бытие, а небытия нет (Парменид), существует и бытие и небытие (Демокрит), бытие и небытие - это одно и то же (скептики). Гераклит рассматривал всякое изменение (становление) как взаимное превращение бытия и небытия. Все вещи меняются каждый миг, их бытие сменяется небытием, и обратно.

Все позднейшие учения об отношении бытия и небытия в той или иной мере восходят к этим античным теориям и представляют собой их дальнейшее развитие в иных, более сложных и конкретных формах.

Формы бытия:


  1. Абсолютное и относительное

Абсолютное – не обусловленное ничем, бесконечное, единое во многом, непреходящее (вечное), неизменное


Относительное – обусловленное, конечное, преходящее, временное, изменяемое

  1. Реальное и нереальное

Реальное – то, что существует в действительности, а не только в представлении субъекта

Нереальное – то, что существует только в представлении субъекта, но чего нет в действительности

  1. Объективное и субъективное

Объективное – все, что существует как объект независимо от сознания воспринимающего субъекта

Субъективное – все, что зависит от сознания субъекта (мысли, чувства)
2) Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ мира — один, два или больше. При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как: монизм и плюрализм.

Плюрализм (от лат. «pluralis» — множественный, много) — признает существование в мире много взаимодействующих факторов и начал. Само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже — противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и тому подобное. Точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время — как порядок сменяющихся друг друга явлений или состояний.
Монизм (греч. monos - один) - название философских систем, которые принимают для объяснения явлений только один принцип бытия, будь то материя (материализм), или дух (спиритуализм), или абсолют, различными сторонами которого являются дух и материя (философия тожества). Современный натуралистический монизм (Геккель) рассматривает мир явлений, как единство материального и духовного начал, неразрывно связанных между собой.

Монизм первоначально имел форму наивного представления о "первовеществе", из которого возникли все вещи

, например "вода" (у Фалеса), "огонь" (у Гераклита).

3) Существующий мир – это мир организованный, в котором можно выделить материальные системы высокого уровня организации: биологические организации, социальные системы, технические системы.

В настоящее время изучение сложных систем самоорганизующего мира занимается наука синергетика. Понятие синергетики возникло от греч. Синергия, т.е. содействие, сотрудничество, соединения энергией(Др.Китай).

Синергетика – наука о системности, о целостности мира, не линейном развитии, взаимосвязи хаоса и порядка. Данная область изучения бытия отражает поиски мыслителей разных эпох, поиски единства мира, сходности живого и неживого. Основателями этой науки являются Г.Хакен и И.Пригожин. В 1980 году они пишут работу «Синергетика».

Синергетика – это новый взгляд на мир, новая картина мира, новая парадигма(образец, модель). Синергетика изучает открытые системы неупорядочные, неустойчивые, неравновесные отношения. По новому решает вопрос о соотношении случайности и необходимости. Основная идея выражается в тезисе : «Из хаоса воцарится порядок».

Все сложные процессы, протекающие в мире и материальные системы можно разделить на 2 типа: 1)Процессы в замкнутых системах, приводят к хаосу. 2)Процессы, протекающие в открытых системах, приводят к самоорганизованию самоорганизующих систем. Первый тип процессов – равновесно линейные, а второй тип – неравновесно нелинейные.

Основным предметом синергетики является изучение природных процессов, т.к. они неравновесны и нелинейны. Это означает, что синергетика изучает открытые процессы.

Синергетика использует законы неравновесной термодинамики и полагает, что вселенная может расширяться. (Фридман).

В 50-60е годы 20 века возникают классические образцы концепции самоорганизации – кибернетические. В них основное внимание уделяется уравнению системы и ее функционирования.

Синергетика раскрывает общие универсальные принципы самоорганизации: структурная общность; функциональная общность процессов организации, которая отражает закономерности состояний.