Файл: Методические рекомендации по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы по специальностям.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2.4 Составление плана выпускной квалификационной работы
После предварительного ознакомления с литературой по теме ВКР и выяснения ее основных проблемных вопросов можно приступить к составлению плана содержания работы.
План ВКР представляет собой составленный в определенном порядке, наряду с введением и заключением, перечень разделов и развернутый перечень подразделов (вопросов) к каждому разделу.
Правильно составленный план служит основой в подготовке ВКР, помогает систематизировать научно-теоретический, методический и практический материал, обеспечить последовательность его изложения.
Предварительный план квалификационной работы выпускник составляет самостоятельно, обсуждает его с руководителем ВКР, который затем его утверждает.
План ВКР имеет динамичный характер: в процессе работы он может уточняться, могут расширяться отдельные разделы и подразделы, вводиться новые подразделы с учетом собранного материала; другие подразделы, наоборот, могут сокращаться. Все изменения в плане согласовываются с руководителем ВКР.
При составлении плана необходимо помнить о том, что заглавие разделов и подразделов должны точно отражать содержание изложенного в них материала, они не могут сокращать или расширять объем заложенной в конкретном разделе или подразделе смысловой информации. Каждое заглавие должно быть, по возможности, коротким, но излишняя краткость нежелательна. Недопустимо, чтобы заголовок пункта плана совпадал с названием темы работы.
План содержания работы отражает следующие элементы:
Введение:
- обоснование актуальности выбранной темы;
- формулировка основных современных проблем выбранной темы;
- формулировка цели и задач работы, предмет, объект работы.
1. Теоретическая часть:
- описание фактического состояния и теоретических аспектов проблем, которые будут рассматриваться в выпускной квалификационной работе;
- теоретическое обоснование целесообразности использования выбранного исследования.
2. Практическая часть:
- практическое раскрытие пунктов теоретической части;
- характеристика организации, по которой проводятся исследования, анализ ее работы;
- сравнительная характеристика объектов исследования;
- разработка нового: продукта, процесса, инструментария;
- рекомендации по улучшению, совершенствованию объекта исследования.
Заключение:
- отчет о проделанной работе;
- что сделано, какие результаты получены, выводы, рекомендации;
- оценка степени достижения целей, сформулированных во Введении.
Стандартным является следующий план содержания ВКР:
Введение
1. Теоретические основы предмета (темы) исследования
1.1__
1.2__
1.3__
..
2. Практическая часть (Анализ, Разработка, Исследование на конкретном примере)
2.1 Характеристика организации, деятельность которой исследуется в работе
2.2 __
2.3 __
..
Заключение
Список использованных источников
2.2.5 Изучение и анализ литературы и источников по теме ВКР
Поиск информации
При подготовке ВКР рекомендуется использовать максимально широкий круг источников: монографии, учебники, учебные пособия, справочники, сборники научных трудов, статей и материалы научно-практических конференций, статьи в журналах и газетах, а также материалы информационной сети Интернет.
Целесообразно посетить библиотеку, в т.ч. электронные библиотечные системы, такие как: ZNANIUM (www.znanium.com), Юрайт (www.urait.ru), BOOK.ru (www.book.ru), Академия (www.academia-moscow.ru), научная электронная библиотека (www.elibrary.ru).
За помощью в поисках литературы можно обратиться к библиотекарю. Кроме того, во многих библиотеках существует услуга по поиску и составлению списка источников, имеющих отношение к теме работы.
При изучении литературы и законодательства неоценимую помощь может оказать Интернет: использование таких информационно-правовых систем, как: Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), «Гарант» (www.garant.ru), «КонсультантПлюс» (www.consultant.ru), «Кодекс» (www.kodeks.net), «Референт» (www.referent.ru).
Все учебники, монографии, статьи журналов и газет, материалы электронных ресурсов выписываются аккуратно, со всеми необходимыми реквизитами – это будущий список литературы. Не стоит это делать дважды, лучше один раз и качественно.
Кроме того, Интернет дает возможность доступа к научной информации, в том числе о проходящих научных конференциях, семинарах, симпозиумах по различным проблемам и отраслям наук.
Работа с источниками информации
Работа с источниками информации – это умение правильно оценить сущность и значимость информации, разобраться в структуре материала, в удобной форме зафиксировать все необходимое для последующей работы.
Работая с литературными источниками, необходимо делать выписки наиболее важных положений, что поможет накопить нужные сведения и облегчит запоминание. При составлении выписки необходимо четко фиксировать источник, откуда взята информация (фамилию и инициалы автора, полное название книги, статьи, издательство, год издания, страницу).
При изучении литературы и источников не следует стремиться только к заимствованию материала. Необходимо осмыслить найденную информацию, при этом целесообразно письменно фиксировать свои размышления. Этот процесс должен продолжаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.
Выдержки из нормативных правовых актов, авторские высказывания цитируются дословно либо излагаются своими словами. После каждого цитирования, использования фактических и статистических данных обязательна ссылка на автора и (или) источник.
Любой источник, на который ссылается автор ВКР, должен быть внесен в список использованных источников.
2.2.6 Сбор и анализ практического материала
ВКР выполняется выпускником с использованием собранных им лично материалов, в том числе в период прохождения преддипломной практики, а также работы над выполнением курсовой работы (проекта). Эффективность сбора практического материала в значительной степени зависит от того, насколько выпускник понимает предмет своего исследования.
При сборе и обобщении материалов практики следует отбирать не только положительные факты, но и отрицательные; критически оценивать сложившуюся практику. Однако критика должна быть объективной, отстаивая свою точку зрения, выпускник должен обосновать ее. На основании материалов студенту необходимо выявить проблему(ы) и предложить пути решения для конкретной организации или в целом по предмету исследования.
2.3 Осмысление собранного материала и написание работы
На этом этапе проводится анализ фактов, обобщение полученных результатов, формулируются основные идеи, положения, выводы.
Это наиболее сложный этап подготовки ВКР. Имеется несколько методических приемов изложения материала. Наиболее часто используются следующие из них:
-
строго последовательный; -
целостный (с последующей обработкой каждой главы); -
выборочный (главы пишутся отдельно в любой последовательности).
Строго последовательное изложение материала ВКР требует сравнительно много времени, так как пока автор не закончил полностью один раздел, он не может переходить к следующему. Однако для обработки одного раздела требуется иногда перепробовать несколько вариантов, пока не будет найден лучший из них.
Целостный прием требует на подготовку чистовой рукописи значительно меньше времени, так как сначала пишется вся работа вчерне, с формулированием основных идей и положений, затем производится ее обработка в частях и деталях, при этом вносятся дополнения и исправления.
Выборочное изложение часто применяется при написании дипломных работ. По мере готовности фактических данных автор обрабатывает материалы в любом удобном для него порядке.
Перед тем как переходить к окончательной обработке работы, необходимо обсудить её с руководителем ВКР.
Выполненная выпускная квалификационная работа в целом должна:
- соответствовать разработанному заданию;
- включать анализ источников по теме с обобщениями и выводами, сопоставлениями и оценкой различных точек зрения;
- продемонстрировать требуемый уровень общенаучной и специальной подготовки выпускника, его способность и умение применять на практике освоенные знания, практические умения, общие и профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС СПО.