Файл: Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виды помощи несовершеннолетним, которые находятся
в социально опасном положении, и их семьям

 

  • планирование работы с несовершеннолетним и его семьей на каждом уровне;

  • анализ выполнения запланированных видов помощи и их результативности;

  • привлечение к работе с несовершеннолетним и его семьей как можно более широкого круга компетентных специалистов;

  • выбор уровней работы с несовершеннолетним и его семьей должен осуществляться в зависимости от конкретной ситуации, объема воздействия на детей неблагоприятных факторов, в том числе реальной угрозы их здоровью и жизни.




Социальная и педагогическая поддержка

Организация бесплатного питания для детей из неблагополучной семьи (за счет средств фонда всеобуча, по иным каналам). Дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации. Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу).
Бесплатное посещение дошкольных учреждений для детей из малообеспеченных семей и детей с особенностями психофизического развития. Индивидуальная работа учителей с педагогически запущенными детьми и подростками по специальным программам. Предоставление вариативности образования для детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке.
Организация летнего отдыха и оздоровление детей; бесплатного оздоровительного отдыха детей-инвалидов и детей-сирот, детей, оказавшихся без попечения родителей.
Помощь в трудоустройстве родителей, в. т.ч. переквалификация, постановка на учет в службе занятости.
Оказание материальной помощи детям, воспитывающимся в малообеспеченных семьях. Оказание единовременной материальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Координационно-посредническая помощь, обеспечивающая согласованность усилий учителей, родителей, специалистов по охране прав детей, опеке и попечительству, в оказании помощи детям, нуждающимся в государственной помощи и поддержке.
Интеграция детей и подростков в общество и школьную жизнь.
Работа по повышению адаптивных возможностей ребенка в преодолении проблем, имеющихся в семье

Коррекционная помощь

Организация коррекционной помощи детям на базе дефектологических служб. Занятия с учителем - дефектологом в КЦСОН или др. учреждениях


Медицинская помощь

Наркологическая, психотерапевтическая поддержка родителей. Обеспечение детей в возрасте до 1 года льготным детским питанием (при наличии оснований).
Помощь в направлении на лечение, реабилитацию, установление инвалидности. Медицинское обследование и лечение. Санитарное оздоровление. Обеспечение очками, слуховыми аппаратами, инвалидной коляской.
Бесплатные путевки в оздоровительные лагеря и учреждения санаторного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Профилактика избытка или дефицита микроэлементов (иодирование и фторирование соли, воды и продуктов питания)

Материальная помощь

Предоставление земельного участка (для развития приусадебного хозяйства).
Обеспечение топливом к зимнему периоду.
Оказание гуманитарной помощи (фонды социальной защиты, школьный фонд , фонды Красного Креста, из средств профсоюзов и трудовых коллективов, женских советов, благотворительных обществ и организаций, в т.ч. из средств спонсоров, религиозных конфессий и др.)

Психологическая помощь

Организация консультаций психологов учреждений образования, в том числе на базе, КЦСОН, Учреждений дополнительного образования и медицинских учреждений.
Организация психологической помощи по месту учебы.
Бесплатное обслуживание психологами всех категорий детей в социально-педагогических и медицинских учреждениях.
Проведение реабилитационных программ по оказанию помощи детям и подросткам, имеющим эмоциональные нарушения, агрессивные формы поведения.
Проведение с детьми и подростками занятий по психологии, способствующих их нормальному психическому развитию. Проведение психокоррекционных программ по изменению отношения к себе и другим, умению сотрудничать, договариваться, по повышению самооценки и т.д. Проведение психотерапии, упражнений, тренингов, активных форм занятий, направленных на изменение себя и стиля жизни

Правовая помощь

Помощь в реализации родительских прав.
Помощь в сборе документов для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Помощь в сборе документов и обращении в нужные инстанции для получения льгот, социальных выплат (в т.ч. адресная социальная помощь), поддержка в поиске родственников. Подача и поддержка судебных исков в защиту прав детей (в т.ч. по жилищным и имущественным вопросам).
Предоставление бесплатного адвоката при совершении правонарушений детьми и подростками данных категорий. Защита прав и законных интересов детей специалистами органов и учреждений образования




Признаки социального неблагополучия семьи.
Виды возможной помощи


Проблемные семьи, имеющие детей

Характеристика проблемы

Возможные признаки неблагополучия

Источники поступления информации

Возможные виды помощи и поддержки

Необходимые документы для оказания помощи

Семья, где злоупотребляет алкоголем оба или один из родителей.

1. Ребенок тяжело переживает алкоголизм родителя.
2. Испытывает чувство стыда и страха.
3. Родители не уделяют должного внимания детям в связи с другими приоритетами.
4. Родители не готовы нести ответственность за благополучие своих детей.
5. Антисоциальный образ жизни родителей отрицательно сказывается на жизни ребенка

Ребенок тяжело переживает алкоголизм родителя, испытывает чувство стыда и страха, иногда приходит в школу не выспавшийся, не подготовленный к занятиям, стал сторониться сверстников, испытывать трудности в общении. Часто имеет неопрятный внешний вид

Классный руководитель, социальный педагог, соседи, ЖЭК

Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Наблюдение за ребенком. Консультации психолога с родителями и с ребенком, медицинская помощь. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования и воспитания. При необходимости, дополнительная помощь ребенку со стороны учителей. Привлечение здорового члена семьи и ребенка к занятиям в детско-родительской группе. Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье. При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.п.), обследование подростка у детского психиатра. При неусвоении школьной программы" направление ребенка на МППК. Работа коррекционно-реабилитационных команд

Акт жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Ходатайство, медицинское заключение, заявление. Характеристика уровня усвоения программы обучения, личное дело ребенка, заявление-ходатайство на лишение родительских прав, справка с места жительства родителей

Многодетная семья
и семьи, где родители не хотят нести ответственность за воспитание детей.

1. Родители не могут оказать должного внимания каждому из детей в связи со своей занятостью на работе.
2. Родители не хотят нести ответственность за благополучие своих детей
3. Недостаток средств в семье.

Дети отличаются невоспитанностью, не умеют строить свои отношения со старшими и сверстниками, часто бывают агрессивны, привыкли решать свои проблемы силовыми методами, не имеют санитарно-бытовых навыков, неряшливы. Дети часто приходят в школу голодными, отличаются скромностью в одежде и не имеют необходимых школьных принадлежностях. Внешне могут иметь синяки под глазами, бледный вид и т.д.

Учителя, классные руководители, социальные педагоги, воспитатели ДОУ, соседи, медицинские работники

Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Консультации психолога с родителями и с ребенком, медицинская помощь. Организация бесплатного питания для детей, адресная гуманитарная помощь. Коррекционная работа психолога и социальных работников с родителями. Юридическое консультирование. Усиленное внимание к детям со стороны учителей школы и врачей. Наблюдение со стороны социального педагога. Медицинское обследование. Организация поддержки со стороны других родителей (общественные организации). Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время и вовлечение его в занятия по интересам


Акт жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Ходатайство, медицинское заключение, заявление. Характеристика уровня усвоения программы обучения, личное дело ребенка, справка с места жительства родителей.

Неполные семьи

1. Родители не справляются
с воспитанием ребенка или из-за недостатка времени, или из-за отсутствия необходимых педагогических знаний и опыта.
2. Родители не имеют достаточных средств для содержания ребенка,

Дети отличаются
невоспитанностью, не умеют строить свои отношения со старшими и сверстниками, часто бывают агрессивны, привыкли решать свои проблемы силовыми методами, не имеют санитарно-бытовых навыков, неряшливы. Дети часто приходят в школу голодными, отличаются скромностью в одежде и не имеют необходимых школьных принадлежностях. Внешне могут иметь синяки под глазами, бледный вид и
т.д.

Учителя, классные.
руководители, социальные педагоги, воспитатели ДОУ, соседи, медицинские работники, управление по труду и социальной защите населения.

Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Консультации психолога с родителями и с ребенком, медицинская помощь. Организация бесплатного питания дня детей, адресная гуманитарная помощь. Коррекционная работа психологов и социальных работников с родителями. Юридическое консультирование. Усиленное внимание к детям со стороны учителей школы и врачей. Организация помощи и поддержки со стороны заинтересованных организаций и общественных структур, к примеру, помощь детям в учебе, привлечение одиноких родителей к клубной работе, к организации праздников. Выявление интересов и склонностей детей, привлечение детей в кружки через центр внешкольной работы. Помощь в устройстве на работу или смене работы родителям. Медицинское обследование. Организация поддержки со стороны других родителей (общественные организации). Поиск возможности привлечения ближайших родственников к воспитанию ребенка или ресурсов общественных организаций. Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя. Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты

Характеристика из образовательного учреждения, ходатайство на постановку в органы защиты и др.

Малообеспеченная семья

Родители не имеют достаточных средств для содержания ребенка.

Дети часто приходят в школу голодными, отличаются скромностью в одежде и не имеют необходимых школьных принадлежностях, Внешне могут иметь синяки под глазами, бледный вид и т.д.

Учителя, классные руководители, социальные педагоги, воспитатели ДОУ, соседи, медицинские работники, управление по труду и социальной защите населения.

Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Организация бесплатного питания для детей, адресная гуманитарная помощь. Коррекционная работа психологов и социальных работников с родителями. Юридическое консультирование. Усиленное внимание к детям со стороны учителей школы и врачей. Организация помощи и поддержки со стороны заинтересованных организаций и общественных структур, к примеру" помощь детям в учебе, привлечение одиноких родителей к клубной работе, к организации праздников. Выявление интересов и склонностей детей, привлечение детей в кружки через центр внешкольной работы. Помощь в устройстве на работу или смене работы родителям. Медицинское обследование. Организация поддержки со стороны других родителей (общественные организации)

Характеристика их образовательного учреждения, ходатайство на постановку в органы защиты и др.

Семьи, где психически больны родители

1. Дети не имеют должного ухода.
2. Недостаток средств в семье или распределение этих средств не по назначению.
3. Дети могут быть подвержены физическому и психическому насилию

Неухоженные дети, не владеют санитарно-бытовыми навыками. Часто бывают голодными. Не имеют необходимых школьных принадлежностей. В школе, в классном коллективе, дети изолированные, изгои. Они уходят из дома, не посещают школу, проявляют асоциальное поведение. Дети имеют психические нарушения (врожденные или приобретенные в процессе воспитания), а также, носят следы физического насилия

Соседи, родственники, педагоги, социальные работники, медицинские работники, работники ПДН, правоохранительные органы

Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Оказание медицинской помощи родителям и, по необходимости, детям. Организация бесплатного питания для детей, адресная гуманитарная помощь семье. Коррекционная работа педагогов, психологов, социальных педагогов с детьми. Организация досуга детей (привлечение в различные кружки, секции и т.д.). Социальное сопровождение семьи социальными работниками по месту жительства, социальными педагогами учреждений образования, которые посещают дети

Акт жилищных условий, характеристика сем заявление, ходатай учителя, воспитать Ходатайство, медицинское заключение, заявление Характеристика ур усвоения программы обучения, личное л ребенка, заявление ходатайство на лишение родитель прав, справка с места жительства родителей

Семьи, имеющие ребенка-инвалида

1. Психологические проблемы у родителей. Недостаток общения у родителей и ребенка.
2. Недостаток средств к существованию.

Родители и ребенок замкнуты в себе, подавлены, раздражительны, бывают нервные срывы. Ребенок не получает необходимого лечения, полноценного питания из-за отсутствия средств; не имеет необходимых вспомогательных средств (инвалидной коляски, различных приспособлений и т.д.)

Медицинские работники, родственники, соседи, социальные педагоги, психологи, дефектологи, учителя, управление по труду и социальной защите

Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Консультации психолога для родителей и, по необходимости, для ребенка. Медицинское обследование ребенка и родителей с целью дальнейшей реабилитации, Оказание необходимой медицинской помощи. Оказание гуманитарной помощи. Социальный патронаж семьи. Вовлечение родителей в общественные организации (общество родителей детей-инвалидов и т.д.). Организация досуга ребенка-инвалида (посещение волонтерами, руководителями кружков и т.д.)

Характеристика их образовательного учреждения, ходатайство на постановку в орт защиты, медицинское заключение, акт обследования материально-бытовых условий жизни ид

Семья, где временно отсутствует один из родителей

Если отсутствует мать: - дети не имеют должного ухода; - часто предоставлены сами себе; - их поведение не контролируется.
Если отсутствует отец и семья испытывает недостаток средств: Признаки те же, как у тех категорий семей, которые испытывают недостаток средств

Признаки те же, как у других категорий семей, которые не уделяют должного внимания воспитанию детей.

Учителя, классные руководители, воспитатели ДОУ, соседи, медицинские работники.

Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Социальное расследование с целью выяснения других источников материального благополучия семьи, которые не привели бы к длительному отсутствию матери. Педагогическая и психологическая поддержка детей, временно оставшихся без попечения родителей.
Организация бесплатного питания для детей, адресная гуманитарная помощь, юридическое консультирование, усиленное внимание к детям со стороны учителей школы и врачей. Организация поддержки общественных организаций и родителей




 Семья с резко выраженными внутрисемейными конфликтами и семьи, склонные к применению насилия;
семьи в состоянии развода или после него

Психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка" отсутствие близости и понимания у родителей и детей

Ребенок подавлен, замкнут или, наоборот, «гиперактивен» раздражителен, часто бывают нервные срывы. Внешне может иметь признаки насилия, такие как синяки, ссадины; понурый, бледный вид. Может прийти в школу не выспавшимся. Часто такие дети бывают агрессивны

Учителя, классные руководители, воспитатели ДОУ, соседи, медицинские работники

Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки, Консультации психолога для родителей и, по необходимости, для ребенка. Медицинское обследование ребенка и родителей с целью дальнейшей реабилитации. Оказание необходимой медицинской помощи.
Юридическое консультирование. Организация помощи и поддержки со стороны заинтересованных общественных структур. Коррекционная работа педагогов, психологов, социальных педагогов с детьми. Привлечение одного из родителей и ребенка к участию в психотерапевтических группах помощи и самопомощи. Привлечение ребенка в кружки и другим занятиям по интересам. Организация помощи ребенку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму

Заключение врача, направление, заявление, характеристика на ребенка

 Приемная и опекунская семья.

Психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка, отсутствие близости и понимания у родителей и детей.
Недостаток средств в семье. Дети могут быть подвержены физическому и психическому насилию.

Ребенок подавлен, замкнут или, наоборот, «гиперактивен», раздражителен, часто бывают нервные срывы. Внешне может иметь признаки насилия, такие как синяки, ссадины; понурый, бледный вид. Дети отличаются скромностью в одежде, не имеют необходимых школьных принадлежностей

Учителя, классные руководители, воспитатели ДОУ, соседи, медицинские работники

Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Консультации психолога для родителей и, по необходимости, для ребенка. Медицинское обследование ребенка и родителей с целью дальнейшей реабилитации. Оказание необходимой медицинской помощи. Юридическое консультирование.
Организация помощи и поддержки со стороны заинтересованных общественных структур. Коррекционная работа педагогов, психологов, социальных педагогов с детьми. В случае недееспособности опекунской или приемкой семьи, возбуждения образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребенка в другую замещающую семью

Направление, психологическая характеристика, педагогическая характеристика, тетради, дневники, рисунки, выписка из медицинской карты от участкового педиатра


 Семья с недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей

Психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка, отсутствие близости и понимания у родителей и детей

Ребенок подавлен" замкнут или, наоборот, «гиперактивен», раздражителен, часто бывают нервные срывы. Внешне может иметь признаки насилия: синяки, ссадины, понурый, бледный вид. Может прийти в школу не выспавшимся

ДОУ, школа, спортивная школа, кружок, секция и т.д.








\

Рекомендации органам и учреждениям системы профилактики
в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучной семьи

 

Доминирующий фактор в характеристике
семьи

Виды помощи семье и детям

Службы, центры, учреждения, специалисты

Необходимые документы для оказания помощи

Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи

1. Наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога
2. Помощь психотерапевта, психолога семье и детям
3. Проведение семинаров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов
4. Вовлечение детей в кружки, студии, секции, центры дневного пребывания
5. Постановка на учет в ОППН, ОВД, УВД или детскому наркологу, психиатру

ДОУ, школа, центр, служба, Дворец молодежи, Дворец творчества, спортивная школа, бальная студия и т.д.

Направление, рисунки детей, характеристика учителя, психолога, социального педагога

Жестокое отношение к ребенку

1. Наблюдение учителя, психолога образовательного учреждения, социального педагога, социального работника
2. Консультации для родителей психолога, социального педагога, социального работника, врача, юриста
3. Психотерапевтическая помощь родителям и детям
4. Привлечение к занятиям детско-родительской группы
5. Постановка на учет в ОППН КЦСОН, ПДН, КДН, к подростковому психиатру, наркологу
6. Привлечение родителей к работе семинаров, к беседе по тематике воспитания в семье

Педиатры, ДОУ, школы, службы, центры, КДН, ОППН

Заключение врача, направление, заявление, характеристика на ребенка

Семья алкоголиков (оба родителя пьют)

1. Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей и подростков)
2. Оказание психиатрической и наркологической помощи семье или ее отдельным членам
3. Дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе
4. Постановка семьи на учет
5. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.)
6. Постановка подростка на учет в ПДН
7. Консультация подростка у врача-психиатра, нарколога и т.д.
8. Консультирование ребенка на ПМПК и определение программы обучения
9. Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, во вспомогательную школу, центр социально-трудовой адаптации. Вечернюю школу, ПТУ и т.д.
10. Работа с родителями специалистов наркологической, психиатрической помощи (по необходимости)
11. Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)

ДОУ, школа, центры, детский дом, приют, кризисный центр, социальная гостиница, Управление здравоохранения, врачи, службы, учителя, КДН, ПДН

Акт жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Ходатайство, медицинское заключение, заявление. Характеристика уровня усвоения программы обучения, личное дело ребенка, заявление-ходатайство на лишение родительских прав, справка с места жительства родителей и ребенка, решение КДН о лишении родительских прав

Полная семья, один из родителей пьет

1. Наблюдения и консультации психолога за ребенком
2. Беседа со здоровым родителем психолога, социального педагога, врача
3. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования и воспитания
4. Дополнительная помощь ребенку в учебе со стороны учителей
5. Привлечение здорового члена семьи и ребенка к занятиям детско-родительской группы
6. Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости
7. Индивидуальная работа социального педагога с каждым их родителей по изменению отношений в семье
8. При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.п.) обследование подростка у детского психиатра
9. При хроническом неусвоении школьной программы направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения


подростковый психиатр, управление здравоохранения, КДН, инспекция по делам несовершеннолетних, центр кризисных ситуаций детей и подростков, психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения, наркологический диспансер, клубы и Дворцы творчества детей и подростков

Психологическая характеристика, педагогическая характеристика, представление на ребенка на ПМП комиссию, выписка от участкового педиатра, школьные тетради, дневник. Рисунки детей, направление детского психиатра, заявление

Неполная семья, родитель-алкоголик (одинокая мать или отец алкоголики)

1. Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости
2. Наблюдения и консультации школьного психолога
3. Вовлечение социальным педагогом или классным руководителем ребенка в кружки, секции, студии, библиотеки
4. Информирование органов опеки и попечительства о наличии в такой целью детей с целью постановки вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав
5. Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую консультацию для определения уровня его развития и программы обучения
6. При нарушении подростком правил и норм общественной жизни, хулиганстве или правонарушениях возбуждение дела образовательным учреждением о возможности направления в спецшколу

Центр кризисных ситуаций детей и подростков, школа, ДОУ, центры творчества, ПМПК , КДН, клубы для детей и подростков, органы здравоохранения

Психологическая характеристика. Педагогическая характеристика. Направление образовательного учреждения. Заявление-ходатайство по форме. Выписка из медицинской карты от участкового педиатра. Направление психиатра. Акт обследования жилищных условий по форме. Тетради, дневники, рисунки

Семья в состоянии развода или после развода

1. Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя
2. Консультативная помощь психолога и психотерапевта
3. Привлечение ребенка в кружки, секции, и т.д.
4. Дополнительная помощь в выполнении домашних заданий, в учебе
5. Постановка ребенка на учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу
6. Привлечение к деятельности класса родителей ребенка
7. Помощь ребенку со стороны его окружения
8. Помощь ребенку со стороны сверстников ( по рекомендации учителя)
9. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму
10. Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия развода)

ДОУ; школа, центры, службы, консультация психотерапевта, родительский клуб

Педагогическая характеристика их образовательного учреждения, направление, акт состояния жилищно-
бытовых условий семьи, генограмма, экокарта ближайшего окружения, ходатайства о постановке на учет в ИДН, у психиатра, нарколога (с указанием конкретных фактов)

Неполная семья

1. Привлечение полной семьи для работы с ребенком и его семей
2. Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка
3. Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы
4. Наблюдения и консультации психолога, социального педагога
5. Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования
6. Проведение родительского лектория (на радио, телевидении и т.д.)
7. Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя
8. Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты
9. Привлечение общественных организаций к воспитанию в семье

ДОУ; школа, центры, службы, кризисные центры, родственники, клуб матерей, Дома творчества, органы социальной защиты

Характеристика их образовательного учреждения, ходатайство на постановку в органы соцзащиты и др.

Отчужденность родителей из-за занятости

1. Сопровождение ребенка социальным педагогом
2. Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения
3. Консультативная помощь психолога, психотерапевта.
4. Привлечение ребенка к посещению центра дневного пребывания
5. Привлечение родителей к занятиям по психологии подростка
6. Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время (социальный педагог, классный руководитель)
7. Помощь родителям с детьми в Центре "Семья"

Центры, ДОУ, образовательные учреждения, Дворец творчества

Карат семьи, рекомендации для родителей, ходатайство об устройстве в центр, заявление родителей, приглашение родителей в центр, школу

Опекунские семьи: престарелые; употребляющие алкоголь; педагогически несостоятельные

1. Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, клубы
2. Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов
3. Индивидуальная работа психолога с ребенком
4. Помощь ребенку в учебе учителями
5. Консультации районного психиатра
6. Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующие передачей ребенка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, приют и т.д.)
7. Направление образовательным учреждением ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения
8. Консультация у невропатолога или психиатра

ДОУ, школы, специалист по охране прав детства, центры, психолого-медико-педагогическая комиссия, районный психиатр или невропатолог, ПДН, КДН

Направление, психологическая характеристика, педагогическая характеристика, тетради, дневники, рисунки, выписка из медицинской карты от участкового педиатра, направление невропатолога. психиатра

Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственных учреждениях

1. Наблюдение и патронаж семьи социальным педагогом
2. Сбор информации о семье и всех родственниках социальным педагогом, воспитателем
3. Восстановление родственных отношений ребенка и семьи социальным педагогом
4. Организация встреч родителей и детей с руководителями учреждения
5. Беседы, переписка, подготовка родителей к встрече с детьми администрацией государственного учреждения
6. Помощь со стороны окружения семьи
7. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждениях
8. Организация воспитателями переписки детей и родителей

ДОУ, школа, детский дом, приют, кризисный центр, школа-интернат, ЗАГС, ЖЭК, отдел полиции, КДН, ПДН

Запросы, заполнение бланков на всероссийский розыск, ходатайства в
ЖЭК, в ЗАКС. Разрешение органов опеки по охране прав на посещение государственного учреждения

Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними

1. Социальное патронирование семьи социальным педагогом или социальным работником
2. Консультации психолога образовательного учреждения для родителей и ребенка
3. Занятия родителей и детей в семейных группах
4. Оказание материальной помощи детям органами социальной защиты
5. Вовлечение педагогами ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т.д.
6. Оказание учителями помощи ребенку в учебе
7. Направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня развития и программы обучения образовательным учреждением
8. Организация социальным педагогом посещения ребенком нормальной семьи
9. Восстановление социальным педагогом родственных связей ребенка
10. Организация социальным педагогом пребывания ребенка в семье выходного дня

ДОУ, школы, центры, центр семейного воспитания, отдел социальной защиты, психолого-медико-педагогическая комиссия, родственники, друзья семьи

Карта неблагополучной семьи, план работы с неблагополучной семьей, направление на психолого-медико-педагогическую комиссию, акт обследования жилищных условий, ходатайство в органы социальной защиты, тетради, дневники, направление психиатра, ходатайство о выделении материальных
средств семье, принимающей ребенка

Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством или нахождение брошенных детей

1. Телефон полиции
2. Телефон КЦСОН
3. Телефон отдела опеки
4. Телефон больницы для помещения ребенка на обследование

 






ГБУ СОН СО ____________________________ Утверждено

Консилиум от «______» ______________20____ г.

(Протокол №_______ от _____________________)
Индивидуальная программа социальной реабилитации

_________________________________________________________________

(ФИО, дата рождения)


Направление социальной реабилитации

Условия трудной жизненной ситуации

Задача (этап) социальной реабилитации

Планируемый результат

Срок реализации

Ответственный

Мероприятия, реализуемые другими субъектами системы профилактики

(по согласованию)

Отметка о согласовании с субъектами системы профилактики

Социально-бытовое























Социально-медицинское























Социально-педагогическое























Социально-правовое























Социально-психологическое























Социально-экономическое