Файл: Савкина Галина Анатольевна создание и внедрение нового продукта в системе дополнительного образования Выпускная квалификационная работа магистерская диссертация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»
Факультет менеджмента

Савкина Галина Анатольевна

создание и внедрение нового продукта в системе дополнительного образования

Выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация

по направлению подготовки 38.04.02 – «Менеджмент»

основная профессиональная образовательная программа высшего образования – программа магистратуры «Управление образованием»

группа 18-УО


Рецензент

к.с.н., доцент департамента

стратегического и международного менеджмента

НИУ ВШЭ - Москва

____________________

С.В. Смельцова

Научный руководитель

к.э.н., доцент кафедры венчурного менеджмента

факультета менеджмента НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

________________

Н.Г. Шубнякова



Нижний Новгород, 2021

Содержание

Введение ……………………………………………………………………


3

Глава 1. Обзор подходов к созданию и внедрению новых продуктов ….


8

    1. Основные этапы создания и внедрения новых продуктов в организациях ……………………………………………………………….





8

    1. Бережливое производство как технология планомерных изменений организации …………………………………………………….





10

    1. Технология «дизайн – мышления» .......................................................




12

Выводы по первой главе ……………………………………………………


18

Глава 2. Специфика сферы образования при разработке новых образовательных продуктов ……………………………………………...



20

2.1. Особенности образовательных услуг ……………………………….


20

2.2. Субъекты образовательных услуг …………………………………..


25

2.3. Особенности и перспективы развития дополнительного образования в художественном направлении ……………………………



28

Выводы по второй главе …………………………………………………..


31

Глава 3. Разработка нового образовательного продукта для МБУ ДО «Школа искусств и ремесел им.А.С.Пушкина «Изограф» ………………



33

3.1. Характеристика системы дополнительного образования в городе Нижнем Новгороде и направления ее развития …………………………



33

3.2. Линейка образовательных продуктов МБУ ДО «Школа искусств и ремесел им.А.С.Пушкина «Изограф» ………………………………….



37

    1. Апробация методики «дизайн – мышления» в МБУ ДО «Школа искусств и ремесел им.А.С.Пушкина «Изограф» ……………………….





43

    1. Рекомендации по использованию технологии «дизайн – мышления» для организаций дополнительного образования …………...





51

Выводы по третьей главе …………………………………………………


53

Заключение …………………………………………………………………


55

Список используемой литературы ………………………………………..


58

Приложения…………………………………………………………………

60


Введение

Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания. В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.

Актуальность работы состоит в том, что система дополнительного образования детей все больше воспринимается как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). «В силу этого процесс модернизации системы дополнительного образования способствует тому, что учреждения дополнительного образования детей становятся субъектами рынка образовательных услуг. Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководства учреждения дополнительного образования детей своевременно провести мероприятия по модернизации и развитию этого учреждения зависит сохранность, развитие и востребованность в обществе услуг, предоставляемых этим учреждение» [7]. Особое значение приобретает выработка стратегических изменений и переориентация образовательного процесса в соответствии с потребностями общества.

«Образовательные учреждения дополнительного образования стали входить в рынок вынужденно, ввиду недостаточного финансирования государственными и муниципальными органами власти.

Организации вынуждены самостоятельно вырабатывать и реализовывать стратегию выживания в условиях слабо развитого образовательного рынка в дополнительном образовании.

Современному руководителю учебного заведения приходится, с одной стороны, приспосабливаться к рынку, а с другой - сохранять педагогическую составляющую управленческой деятельности, не теряя аксиологических, психолого-педагогических, воспитательных аспектов образовательного процесса. В таких условиях приобретает актуальность умение руководителя задействовать маркетинговые механизмы для достижения образовательных целей организации»

[7].

Эффективная реализация возможности образовательных организаций привлекать дополнительные источники финансирования невозможна без стратегического (долгосрочного) планирования приносящей доход деятельности. Планирование приносящей доход деятельности является необходимым элементом реализации программы развития образовательной организации и является частью общего стратегического планирования.

Планирование приносящей доход деятельности должно осуществляться на основании принципов системности, законности, профессионализма, непрерывности, рационализма. Развитие деятельности приносящей доход регулируется нормативно-правовой базой: Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг".

«Дополнительное образование в городе Нижнем Новгороде представлено двадцатью муниципальными учреждениями дополнительного образования, где реализуются программы различной направленности: технической, естественнонаучной, художественной, социально-педагогической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой. Каждое учреждение самобытно и имеет свой сегмент потребителей. И география их расположения различна» [16].

Данная работа носит проектный характер и связана с изучением и апробацией существующих методов разработки и внедрения нового продукта (образовательной услуги) в образовательный процесс.

Объектом работы выступает дополнительная образовательная услуга.

Предметом является алгоритм создания и внедрения новой услуги.

Целью работы является создание и внедрение нового продукта в образовательный процесс с помощью технологии «дизайн мышления» в МБУ ДО «Школа искусств и ремесел им.А.С.Пушкина «Изограф» города Нижнего Новгорода.

Перед нами стоят следующие задачи:

  1. изучить существующие методы разработки нового продукта;

  2. изучить особенности образовательных услуг и их специфику;

  3. применить технологию создания нового образовательного продукта в МБУ ДО «Школа искусств и ремесел им.А.С.Пушкина «Изограф».

Теоретическим обоснованием нашей работы по маркетингу стали труды по маркетингу, педагогике, менеджменту. Кузьмина Е.Е. рассматривает «маркетинг образовательных услуг как возможность:


а) повышать качество образования;

б) расширения ассортимента образовательных услуг;

в) производства и реализацию образовательных услуг и продуктов;

г) удовлетворять потребности населения в образовании;

д) получить социальный эффект» [11].

Также в своей книге она описывает значение, роль, особенности и специфику маркетинга в образовании.

Григораш В.В. в статье «Образовательный маркетинг – новая функция управления учебным заведением» [9] приводит определение американской ассоциации маркетинга: «маркетинг – это процесс планирования и воплощения замысла относительно цены, продвижения и реализации идей, товаров и услуг путем обмена, удовлетворяющий цель отдельных лиц и организаций». В целом маркетинг рассматривается как совершенно новое направление в развитии образования.

Отдельным аспектом статьи необходимо отметить рассмотрение специфики образовательных услуг. Согласно классической теории маркетинга она определяется следующими показателями:

  • высокая себестоимость;

  • относительная длительность производства;

  • творческое содержание процесса использования;

  • эридитарность (отсроченность эффекта);

  • коллективное потребление;

  • влияние, как на отдельного человека, так и на общество в целом;

  • руководство системой «учитель-ученик», что не позволяет четко определить вклад каждого в общий результат.

Специфика образовательных услуг малоизучена и представлена в основном статьями и дипломными работами.

Методология и механизмы создания нового продукта отражены в трудах: Тим Браун «дизайн – мышления. От разработки новых продуктов до проектирования бизнес – моделей» [6], Бернард Рос «Привычка достигать», Хезер Уиллемс, Нора Хертинг «Доведи идею до ума». Совокупность изученной литературы способствовала определению наиболее подходящей с учетом специфики нашего образовательного учреждения метода разработки и внедрения нового продукта в образовательный процесс.

Результатом работы становится непосредственно сама технология разработки нового продукта и непосредственно сам продукт (образовательная услуга).

Научная новизна заключается в систематизации имеющихся теоретических знаний по разработке и внедрению новых образовательных продуктов и их адаптации к практической деятельности конкретного учреждения дополнительного образования.


Практическая значимость работы состоит в том, что опыт разработки и внедрения нового образовательного продукта в школе «Изограф» может послужить примером для других учреждений дополнительного образования в Нижнем Новгороде.

Глава 1. Обзор подходов к созданию и внедрению новых продуктов


    1. Основные этапы создания и внедрения новых продуктов в организациях


В любой организации, производящей тот или иной продукт, рано или поздно необходимо обновлять ассортимент продукции, чтобы быть успешным на рынке и поддержать стабильный уровень развития и существования компании.

В работе над новой продукцией задействованы все сферы функциональных подразделений организации. Этот процесс организуется как отдельный проект маркетинговой политики. И от качества реализации этого проекта зависит успешность процветания компании, так как потребности и требования потребителей меняются довольно быстро.

Так А.А. Гребенников описывает восемь этапов создания и внедрения новых продуктов:

«Первый этап является во многом творческим процессом отбора имеющихся идей по выпуску новинок и выбору вариантов, наиболее интересных для бизнеса компании. На этом этапе оценивают:

  •  пригодность предлагаемых идей с точки зрения экономической выгоды;

  •  наличие преимуществ новинок в глазах потребителей;

  •  соответствие выпуска нового товара стратегии и целям бизнеса компании;

  •  степень сложности выпуска нового продукта и продвижения его на рынке сбыта» [8].

«Второй этап призван формализовать выбранную на первом этапе идею нового продукта компании. Здесь формулируют потребительские качества новинки, определяют отличительные признаки нового продукта и его конкурентные преимущества на рынке сбыта. Далее анализируют технологические требования к производству нового продукта и наличие у компании ресурсов для его выпуска» [8].

«Третий этап проекта очень важен, так как здесь проводят маркетинговое исследование, позволяющее получить данные о том, насколько заинтересованы потребители в новом продукте, какая ценовая планка их устраивает, какие аналоги нового продукта и по какой цене предлагают на рынке конкуренты» [8].

«Четвертый этап начинается с уточнения маркетинговой службой предпочтений потребителей продукции путем различного рода мероприятий (опрос, анкетирование, голосование на сайте компании и в социальных сетях). Это позволяет выявить целевые группы потребителей новинки и особенности характеристик нового продукта, включая потребительские свойства, дизайн и т. д.» [8].