Файл: RU ПАТОФИЗИОЛОГИЯ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ часть 1.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 12558

Скачиваний: 1360

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ  

УНИВЕРСИТЕТ имени С.Д. АСФЕНДИЯРОВА 

КАФЕДРА ПАТОФИЗИОЛОГИИ 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ В СХЕМАХ И 

ТАБЛИЦАХ 

(КУРС ЛЕКЦИЙ) 

 

Под редакцией проф.  А.Н.Нурмухамбетова 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Алматы, 2004  

 

 
 


background image

 2   
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Патофизиология. Курс лекций; Учебное пособие 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

 

 

 

Предисловие 

Патофизиология – фундаментальная базовая учебная дисциплина в сис-

теме  подготовки  врача  любой  специальности.  Изучение  общей  этиологии  и 
патогенеза, общих закономерностей развития патологических процессов, ме-
ханизмов  повреждения  и  защиты,  закономерностей  повреждения  отдельных 
органов и систем, проявлений нарушений их функций и механизмов адапта-
ции к этим повреждениям вооружает студента, будущего врача, общей мето-
дологией понимания механизмов развития болезни у конкретного больного и 
принципов  её  лечения.  Научившись  на  патофизиологии  правильному  пред-
ставлению о причинно-следственных взаимоотношениях в патогенезе, пони-
манию единства повреждения и защиты на всех структурно-функциональных 
уровнях  организации  организма  человека,  студенту  будет  проще  овладеть 
изучением  причин,  патогенеза,  клинической  картины  и  лечения  конкретных 
нозологических форм на клинических дисциплинах. 

Настоящее учебное пособие подготовлено коллективом высококвалифи-

цированных  патофизиологов,  сотрудников  кафедры  патофизиологии  Казах-
ского  национального  медицинского  университета  им.  С.Д.  Асфендиярова  и 
представляет собой курс лекций в виде схем и таблиц. 

Будучи педагогами, авторы убеждены, что для успешного усвоения дис-

циплины,  учебное  пособие должно быть лаконичным, наглядным, с выделе-
нием  главных  моментов,  написано  понятным  для  студентов  языком,  отра-
жать современное понимание предмета. С этих позиций используемая форма 
пособия  важно  для  студентов  слабо  владеющих  русским  языком,  особенно 
иностранных. 

Важно отметить, что  по ряду  вопросов  рассматриваемых  в  учебном по-

собии, авторами, с учетом достижений современной медицинской науки, из-
лагается  собственный  взгляд,  сложившийся  в  результате  многолетней  педа-
гогической и научной деятельности. 

Надеемся, что настоящее учебное пособие, поможет студентам овладеть 

основами патофизиологии и на её базе в последующем успешно изучать кли-
нические  дисциплины.  Оно  также  может  оказаться  полезным  для  клиници-
стов и особенно для молодых специалистов с высшим медицинским образо-
ванием. 

Данный труд коллектив кафедры посвящает к 70-летию организации ка-

федры  патофизиологии  Казахского  национального  медицинского  универси-
тета. 

Ваши пожелания и замечания просим направить по адресу: 
Алматы, 480012, ул. Толе-би 88, Казахский национальный медицинский 

университет, кафедра патофизиологии. 

 
Д.м.н., профессор
      Нурмухамбетов А.Н. 

 
 
 
 


background image

 4   
 

1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ. 

 

КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: 

Термин  патофизиология  впервые  введен  в  1819  г.  L.GaIIiot,  который 

опубликовал учебник  “Pathologie generale, et physiologie pathologique”.  
Патофизиология  является  синонимом    термина  «экспериментальная  патоло-
гия»,  основоположниками  которой  являются  Ф.Мажанди  (1783-1855)  и 
К.Бернар  (1813-1878).  В  России фундамент  патологической    физиологии за-
ложил  В.В.  Пашутин (1845-1901). Он издал в 1879 г. «Лекции по общей па-
тологии  (патологической  физиологии)»,  а  затем  двухтомное  руководство 
«Курс  общей  и  экспериментальной  патологии  -  патологической    физиоло-
гии». В развитие патофизиологической науки в республике  Казахстан внесли 
большой  вклад  профессора    О.С.  Глозман  (1901-1976),    Я.А.  Лазарис  (1904-
1989). Т.А. Назарова  (1912-1983), Х.С. Насыбуллина (1919), Х.Е. Маманова 
(1918-1977), В.Г. Корпачев (1936-1998).                 

 
1.1. Предмет и задачи патофизиологии
  
 
Патофизиология (от греч. PATHOS-болезнь, страдание, PHYSIS - при-

рода,    LOGOS-учение)  -  учение    о  жизнедеятельности  больного  организма 
человека и животных. Она изучает наиболее общие закономерности наруше-
ний при болезнях функций клеток, органов, систем и организма в целом. На-
пример, бывает воспаление  легких, печени,  желудка, кожи и т.д., клиниче-
ские    проявления  которых  в  каждом  конкретном    случае  резко    отличаются 
друг  от  друга.  Между  тем,  в  основе  их  развития  лежит  воспаление,  течение 
которого имеет общие закономерности. Большинство заболеваний сопровож-
даются повреждениями  клеток  и субклеточных  структур. Эти повреждения 
также  имеют  общие  закономерности    развития.  Указанные  закономерности 
изучаются патофизиологией. Патофизиология  является объединяющим  зве-
ном  между  биологическими  и  клиническими  дисциплинами  и,  основываясь 
на  частных  результатах  исследований  отдельных  патологических  процессов 
и болезней человека и животных, выводит наиболее общие закономерности. 
Познание  общих  закономерностей  возникновения  и  развития  болезней  по-
зволяет  принимать  меры  по  их  предупреждению  в  глобальном  масштабе. 
Благодаря  этому  удалось  ликвидировать  многие  инфекционные  заболевания 
путем всеобщей вакцинации  населения (оспа, дифтерия, полиомиелит и т.д.). 
Знание общих закономерностей  развития воспаления и патологии клеток по-
зволяет  эффективно  провести  патогенетическую  терапию  многих  заболева-
ний.  

Патофизиология,  как  основная  часть  общей  патологии,  является  фило-

софией медицины. Она, широко используя такие  категории диалектики,  как 
«причинность»,  «качество  и  количество»,  «противоречие»  и  соотношения 
«специфического и неспецифического», и, вооружившись законами «единст-
ва  и  борьбы  противоположностей»,  «перехода  количественных  изменений  в 
качественные», «отрицание отрицания», формирует правильный методологи-


background image

 

 

 

ческий подход к  оценке различных болезней и обучает  методам  аналитико–
синтетического  мышления.   
    Патофизиология опирается на знания биологических дисциплин, таких как 
биология  с  медицинской  генетикой,  нормальная  физиология,  биофизика,  
биохимия, и тесно связана с морфологическими дисциплинами  (нормальной 
и  патологической  анатомией,  гистологией),  ибо  нельзя  изучать  нарушение  
функций    в  отрыве  от  изменений  структуры  клетки,  органа    и  организма    в 
целом.  

Основной  целью патофизиологии  как предмета  высшего  медицин-

ского образования является дать студентам знания о сущности болезни и 
общих  закономерностях  возникновения,  развития,  течения  и  исходов  
патологических  процессов и болезней
. Знание этих вопросов формирует  у 
студентов клиническое мышление. Поэтому  патофизиология тесно  связана с 
клиническими  дисциплинами, т.к. у них общая цель. Однако методы и объ-
екты исследования различны. Клинические дисциплины изучают конкретно-
го больного человека с конкретными проявлениями болезни. Патологическая 
физиология же изучает общие неспецифические и специфические механизмы 
развития болезней вообще или измененную жизнедеятельность больного ор-
ганизма.  На  различных  этапах  развития  болезни    возникают  морфологиче-
ские,    биохимические  и  функциональные  изменения,  которые  находятся  во 
взаимосвязи  между  собой.  Лишь  путем  интегративной  оценки  этих  измене-
ний можно установить общие закономерности развития болезни, что являет-
ся  основной  задачей    патофизиологии,  как  фундаментальной  медико-
биологической  науки.  Анализируя  причинно-следственные    отношения, 
можно понять механизмы развития болезни. Лишь зная причинные факторы 
и  механизмы  развития,  врач  может  проводить  эффективную  этиотропную  и 
патогенетическую профилактику и терапию болезней. Этим врач отличается 
от среднего медицинского работника. Поэтому преподавание предмета пато-
физиологии, как медико-биологической дисциплины, в системе высшего ме-
дицинского образования занимает одно из ведущих положений.  

 
1.2. Структура учебной дисциплины патофизиологии 
 
Патофизиология,  как  учебная  дисциплина,  состоит    из  двух  частей:  об-

щей и частной патофизиологии. Задачей общей патофизиологии является оз-
накомление  студентов с общими понятиями о болезни (общая нозология) и 
типовыми  патологическими    процессами.  Общее  учение  о  болезни  (общая 
нозология,  от  греч.  NOSOS  –  болезнь;  LOGOS-учение)  тесно  связано  с  об-
щими  понятиями о причинных связях возникновения болезни (этиология, от 
греч.  AITIA  –  причина)  и    механизмах  развития,  течения  и  исхода  болезни  
(патогенез,  от  греч  PATHOS-болезнь,  GENESIS-развитие).  Эти  понятия  так-
же  тесно  связаны  с  состоянием  самого  макроорганизма  т.е.  с  его  наследст-
венностью и конституцией. Таким образом, эти понятия относятся к чрезвы-
чайно важному разделу общей патофизиологии - общей нозологии. Следую-
щим  весьма  важным    разделом    общей  патофизиологии  являются  типовые