Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проводилась оценка понимания следующих базисных духовно- нравственных категорий:

  1. «Добро-зло».

  2. «Хорошо-плохо».

  3. «Правда-ложь».

  4. «Можно-нельзя».

  5. «Вежливость-грубость».

  6. «Сострадание-равнодушие».

  7. «Терпимость-нетерпимость».

  8. «Отзывчивость-черствость».

  9. «Милосердие-жестокость».

  10. «Щедрость-жадность».

Вторым критерием было определено отношение детей к соблюдению духовно-нравственных ценностей:

  1. «Добро-зло».

  2. «Хорошо-плохо».

  3. «Правда-ложь».

  4. «Можно-нельзя».

  5. «Вежливость-грубость».

  6. «Сострадание-равнодушие».

  7. «Терпимость-нетерпимость».

  8. «Отзывчивость-черствость».

  9. «Милосердие-жестокость».

  10. «Щедрость-жадность».

Третьим критерием выступило использование младшим школьником духовно-нравственных знаний, умений и навыков на практике:

  1. «Добро-зло».

  2. «Хорошо-плохо».

  3. «Правда-ложь».

  4. «Можно-нельзя».

  5. «Вежливость-грубость».

  6. «Сострадание-равнодушие».

  7. «Терпимость-нетерпимость».

  8. «Отзывчивость-черствость».

  9. «Милосердие-жестокость».

  10. «Щедрость-жадность».

Четвертым критерием явилось осмысление ребёнком совершаемого поведения с позиции соблюдения духовно-нравственных ценностей:

  1. «Добро-зло».

  2. «Хорошо-плохо».

  3. «Правда-ложь».

  4. «Можно-нельзя».

  5. «Вежливость-грубость».

  6. «Сострадание-равнодушие».

  7. «Терпимость-нетерпимость».

  8. «Отзывчивость-черствость».

  9. «Милосердие-жестокость».

  10. «Щедрость-жадность».

Для оценивания родителям предлагалось использовать следующее «наполнение» баллов:

  • балл «5» - норма, полная сформированность характеристики;

– балл «4» – оптимальный уровень, представляющий собой максимально приближенный к норме образцу уровень;

– балл «3» – допустимый уровень, по ряду оснований имеющий несущественные отклонения от оптимального уровня;

– балл «2» – критический уровень, по ряду оснований имеющий существенные отклонения от оптимального уровня;

– балл «1» – недопустимый уровень с наличием полного отклонения от оптимального уровня изучаемой характеристики.
Источник: Варга А. Я. Тестовая методика диагностики родительского отношения. М. 1989.

1Петровский, A. B. Дети и тактика семейного воспитания / А. В. Петровский. – Ереван : Луйс, 1983. – С. 85.

2Семья и дети: воспитание трудолюбия / А. К. Бешенков, И. И. Зарецкая, Г. А. Зверева [и др.]. – Москва : Профиздат, 1988. – С. 231.


1 Кузнецова, И. А. Особенности внутрисемейных взаимоотношений родителей и детей в семьях православных верующих / И. А. Кузнецова // Вестник психотерапии. – 2006. – № 17 (22). – С. 39–45.

2 Абдуллаева, H. A. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье/ Н. А. Абдуллаева // Гуманизация образования. – 2010. – № 5. – С. 32–38.



1Раченко, И. П. Технология развития педагогического творчества. Учебное пособие. 6 цикл авторской школы. Принципы и методы организации педагогической деятельности / И. П. Раченко. – Пятигорск : Изд-во Пятигорского государственного лингвистического университета, 1997. – С. 14

2Столин, В. В. Семья как объект психодиагностики и внебрачной психотерапии / В. В. Столин // Семья и формирование личности : сборник научных трудов / под ред. А. А. Бодалева. – Москва : НИИОП, 1981.– С. 26-38.

3Пономаренко, В. А. Психология духовности / В. А. Пономаренко. – Москва : Магистр, 1998. – 163 с.; Психология славянской нравственности : материалы Международной научно-практической конференции, 14 мая 2009 г. / отв. ред. Н. А. Коваль.– Тамбов : Изд-во ТГУ, 2009. – 204 с.

1Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили. – Москва ; Воронеж, 1998. – 34 с.

2 Абдуллаева, H. A. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье / Н. А. Абдуллаева // Гуманизация образования. – 2010. – № 5. – С. 32–38.

3 Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу. – Москва, 2012. – 50 с..; Роджерс, К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Р. Роджерс. – Москва : ИОИ, 2017. – 293 с.

1 Котова, И. Б. Педагогическое взаимодействие / И. Б. Котова, E. H. Шиянов. – Ростов-на-Дону, 1997. – 80 с.

2 Зосимовский, A. B. Критерии нравственной воспитанности / A. B. Зосимовский // Педагогика. – 1999. – № 11–12. – С. 22-25.; Снайдер, М. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести / М. Снайдер, Р. Снайдер, Р. Снайдер-мл. ; под ред. и с предисл. В. Кагана. – Москва : Смысл ; Санкт-Петербург : Гармония, 1994. – 110 с.

3 Выготский, Л. C. Собрание сочинений. В 6 томах. Том 4. Детская психология / Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Эльконина ; [сост.: Д. Б. Эльконин, Г. Л. Выготская]. – Москва : Педагогика, 1984. – 433 с.; Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. – 385 с.


4Асмолов, А. Г. Психология личности : принципы общепсихологического анализа : учебник для студентов вузов / А. Г. Асмолов. – Москва : Смысл : Академия, 2002. – 414 с..; Мясищев, В. Н. Психология отношений : избранные психологические труды / В. Н. Мясищев. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2004. – 399 с.

5Басов, М. Я. Проблема развития человека / М. Я. Басов // Избранные психологические произведения / под ред. В. Н. Мясищева, В. С. Мерлина. – Москва : Педагогика, 1975. – URL: https://studfile.net/preview/3239415/page:13/ (дата обращения: 15.03.2022).; Петровский, A. B. Дети и тактика семейного воспитания / А. В. Петровский. – Ереван : Луйс, 1983. – 121 с.

6Гуткина, Н. И. Концепция Л. И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) / Н. И. Гуткина // Культурно-историческая психология. – 2018. – Том 14, № 2. – С. 116–128. – URL: https://psyjournals.ru/files/94167/chp_2018_n2_Gootkina.pdf (дата обращения: 15.03.2022).; Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К. А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности / под ред. Л. И. Анцыферовой. – Москва : Наука, 1981. – С. 19-44.

1 Гуманизация воспитания в современных условиях : сборник статей / под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. – Москва : Инноватор, 1995. – С. 3-10.

2Пономаренко, В. А. Психология духовности / В. А. Пономаренко. – Москва : Магистр, 1998. – 164 с.; Шадриков, В. Д. Духовные способности / В. Д. Шадриков. – Москва : Институт психологии РАН, 2020. – 104 с.

3 Пиаже, Ж. Психология ребёнка / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер ; науч. ред. пер. С. Л. Соловьева. – Москва [и др.] : Питер, 2003. – 159 с.

4Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский. – Москва : Изд-во МГУ, 1981. – 184 с..; Харламов, И. Ф. Теория нравственного воспитания : история и современная проблематика, и основные педагогические идеи. – Минск : Изд-во БГУ, 1982. – 363 с.

5Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев ; [вступ. ст. П. А. Лебедева ; под ред. А. М. Арсеньева]. – Москва : Педагогика, 1982. – 416 с.

6 Мухина, B. C. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО / В. С. Мухина, В. А. Горянина // Воспитание и развитие личности : материалы международной научно-практической конференции. – Москва, 1997. – С. 4–12.; Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. – Москва : Педагогика, 1989. – 208 с.; Фельдштейн, Д. И. Формализм в воспитании и неформалы / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 1989. – № 4. – С. 24-31. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1989/894/894024.htm (дата обращения: 15.03.2022).



1Блюмкин, В. А. Нравственное воспитание : (философско-этические основы) / В. А. Блюмкин, Г. Н. Гумницкий, Т. В. Цырлина. – Воронеж : Изд-во Воронежского университета, 1990. – 89 с.


1 Зритнева, Е. И. Воспитание будущего семьянина в современной России : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Зритнева Елена Игоревна. – Ставрополь, 2006. – С. 27 – 32.

2 Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К. А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности / под ред. Л. И. Анцыферовой. – Москва : Наука, 1981. – С. 14-52.


1 Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу. – Москва, 2012. – 68 с.

2 Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 11 – 26.


1 Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К. А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности / под ред. Л. И. Анцыферовой. – Москва : Наука, 1981. – С. 19-44.

2Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили. – Москва ; Воронеж, 1998. – С. 289.

1Асмолов, А. Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе : учебно-методическое пособие / А. Г. Асмолов. – Москва : Изд-во МГУ, 1986. – С. 45-52.

2Зинченко, В. П. Человек развивающийся : очерки российской психологии : учебник для студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей философских и психологических факультетов университетов / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов ; науч. ред. В. М. Гордон. – Москва : Тривола, 1994. – С. 178-182 .

1 Купрейченко, А. Б. Нравственное самоопределение личности: концептуальные основы и эмпирические типы / А. Б. Купрейченко, А. Е. Воробьева // Вестник университета (Государственный университет управления). Серия: Социология и управление персоналом. – 2009. – № 32. – С. 60–63. – URL: https://lib.ipran.ru/upload/papers/22423950.pdf (дата обращения: 17.03.2022).

2 Макарова, К. В. Проблемы духовных способностей и их развития / К. В. Макарова // Мир психологии. – 2007. – № 1. – С. 164-169.

3Запорожец, A. B. Психология действия : избранные психологические труды / А. В. Запорожец. – Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2000. – С. 421.


1Шадриков, В. Д. Духовные способности / В. Д. Шадриков. – Москва : Институт психологии РАН, 2020. – С. 45-47.

2 Петровский, A. B. Трехфакторная модель значимого другого / A. B. Петровский // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – С. 7–18. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1991/911/911007.htm (дата обращения: 03.03.2022).

3 Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский. – Москва : Изд-во МГУ, 1981. – С. 95.

4 Михалец, И. В. К проблеме духовно-нравственного воспитания и развития личности / И. В. Михалец, С. А. Деева // VIII Державинские чтения. Психология и педагогика. Физическая культура и спорт : материалы научной конференции преподавателей и аспирантов, февраль 2003 г. / редкол. В. Н. Косырев [и др.]. – Тамбов, 2003. – С. 30-31.

1 Купрейченко, А. Б. Нравственное самоопределение личности: концептуальные основы и эмпирические типы / А. Б. Купрейченко, А. Е. Воробьева // Вестник университета (Государственный университет управления). Серия: Социология и управление персоналом. – 2009. – № 32. – С. 60–63. – URL: https://lib.ipran.ru/upload/papers/22423950.pdf (дата обращения: 17.03.2022).

2Орлов, Ю. М. Психологические основы воспитания и самовоспитания / Ю. М. Орлов, Н. Д. Творогова, И. И.  Косарев. – Москва : Высшая школа, 1989. – С. 42.

3Зинченко, В. П. Человек развивающийся : очерки российской психологии : учебник для студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей философских и психологических факультетов университетов / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов ; науч. ред. В. М. Гордон. – Москва : Тривола, 1994. – С. 85.


1 Симонов, П. В. Эмоции и воспитание (вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций) / П. В. Симонов // Вопросы философии. – 1981. – № 5. – С. 39-48.

2Волченко, Л. Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет : ценности культуры и морали / Л. Б. Волченко. – Москва : Изд-во Московского университета, 1992. – С. 59.

3Штольц, Х. Как воспитывать нравственное поведение : книга для учителя / Х. Штольц, Р. Рудольф. – Москва : Просвещение, 1986. – С. 35-37.

4 Подольский, Д. А. Детско-родительские отношения и решение подростками моральных дилемм / Д. А. Подольский // Психологические проблемы современной российской семьи: тезисы второй всероссийской научной конференции. – Москва, 2005 // Детская психология : [сайт]. – URL: http://childpsy.ru/lib/articles/id/10318.php (дата обращения: 7.03.2022).

1Снайдер, М. Ребёнок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести / М. Снайдер, Р. Снайдер, Р. Снайдер-мл. ; под ред. и с предисл. В. Кагана. – Москва : Смысл ; Санкт-Петербург : Гармония, 1994. – С. 115-136.