Файл: Проектирование развивающей предметнопространственной среды в дошкольной образовательной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт педагогики и психологии детства
Кафедра педагогики и психологии детства
Проектирование развивающей предметно-пространственной
среды в дошкольной образовательной организации
Выпускная квалификационная работа
(магистерская диссертация)
Квалификационная работа допущена к защите
Зав. кафедрой Е.В. Коротаева
______ ______________ дата подпись
Исполнитель:
Шандра Ольга Владимировна
,
обучающийся МВМО-1501z группы
______________________ подпись
Руководитель ОПОП:
Е.В. Коротаева
__________________ подпись
Научный руководитель:
Бывшева Марина Валерьевна
, канд. пед. наук, доцент
_________________ подпись
Екатеринбург
2017

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3
Глава
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ................................
9 1.1. Понятие о развивающей образовательной среде
........................................ 9 1.2.
Основные характеристики развивающей предметно- пространственной среды дошкольной образовательной организации
................. 13 1.3. Современные подходы к проектированию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации
......................................................................................................................................... 19
Глава 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
РАЗВИВАЮЩЕЙ
СРЕДЫ
ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ....................................................................................................
34 2.1. Актуальное состояние развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации
......................................................... 34 2.2. Дизайн-проект предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в области художественно-эстетического развития дошкольников
................................................................................................................. 42 2.3. Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования
....................... 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................
58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ......................................................................................
61
ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................................
71


3
ВВЕДЕНИЕ
В условиях модернизации системы российского образования, вариативности образовательных программ, реформирования системы дошкольного воспитания всё более актуальной становится проблема организации такой окружающей среды, которая была бы «направлена на гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости, степени влияния на ребёнка» (Р. Б. Стеркина) всех ее компонентов, способствующих всестороннему развитию личности ребёнка.
В контексте сказанного главным является влияние предметно- пространственной среды на развитие воспитанников дошкольного возраста в соответствии с их возрастными особенностями, охраны и укрепления их здоровья и повышения эмоционального благополучия. Среда, в которой живет и воспитывается ребёнок, как известно, может быть разной: поддерживающей, развивающей, насыщенной, комфортной или в некоторых случаях даже враждебной (Т.И. Алиева, Е.П. Арнаутова, Т.В. Антонова, В.И.
Логинова, Т.Н. Доронова и др.). Отсюда возникает необходимость грамотной организации развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечит активное включение ребёнка во взаимодействие с окружающим предметным миром, тем самым станет одним из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. При этом развивающий эффект предметно-пространственной среды детского сада в значительной степени зависит от способности педагогов раскрыть социальный потенциал предметного мира, использовать его в качестве воспитательного средства.
Анализ источников показывает, что в различные исторические периоды проблема организации предметно-пространственной среды в той или иной степени рассматривалась многими исследователями (Платоном, И.
Песталоцци, Ф. Дистервегом, Я. Коменским, Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н.
Толстым, В.А. Сухомлинским, Ш.А. Амонашвили, Л.А. Венгером,

4
П.И. Пидкасистым, Ю.К. Бабанским, В.А. Сластениным и др.), однако на современном этапе она нуждается в более подробном, системном управленческо-педагогическом изучении, особенно в плане развивающего эффекта среды.
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А проектирование и обогащение развивающей предметно- пространственной среды является ключевой задачей дошкольных организаций.
Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в различных видах деятельности, развивать способности.
Окружающая среда детского сада, то в чём непосредственно находится ребёнок, во многом определяет его эмоциональное состояние, формирует ситуацию положительного общения с окружающим миром. Целостными и гармонично сочетающимися по цвету, стилю, материалам должны быть предметы, мебель, оборудование, всё то «внутреннее убранство» которое окружает ребёнка в течение всего дня пребывания в детском саду.
Помимо этого, окружающая среда должна развивать у воспитанников чувство прекрасного, приносить психологический комфорт. Но создать такую среду в дошкольной организации бывает очень сложно, зачастую педагогам не хватает профессиональных знаний и навыков.
Учёт важности представленной проблемы на современном этапе развития российского образования и недостаточно глубокое ее изучение определяют актуальность данного исследования.
Цель исследования состоит в теоретическом изучении управленческих подходов к проектированию предметно-пространственной среды и апробации на практике управления дизайн-проектом развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.


5
Объектом исследования выступает предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации.
Предметом исследования является дизайн-проект развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
В исследование введено ограничение в части управленческого проектирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательный организации в области художественно- эстетического развития детей как одного из компонентов целостной образовательный программы для детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:проектированиепредметно-пространственной среды позволит обеспечить развивающий эффект в области художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста, если:
– произведено путем последовательной поэтапной разработки (сбор информации и обследование среды, анализ результатов и прогнозирование новых эффектов среды, создание образа предметно-пространственной среды, планирование действий по разработке и реализации дизайн-проекта);
– выполнено в форме целостного дизайн-проекта, который разработан с участием педагогического коллектива ДОО;
– направлено на проработку взаимосвязанных компонентов
(библиотечный комплекс, объединённый с медиатекой, дизайн-студия, музыкально-театрально-танцевальный комплекс, выставочные центры, входные группы в детский сад), центральным из которых является музыкально-театрально-танцевальный комплекс, оформленный путем зонирования для активизации различных видов деятельности детей.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи.
– на основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы уточнить понятие «развивающая предметно- пространственная среда дошкольной образовательный организации»;

6
– систематизировать существующие в программах и методических пособиях подходы к проектированию развивающей предметно- пространственной среды дошкольной образовательной организации;
– разработать и внедрить в практику дизайн-проект предметно- пространственной среды дошкольной образовательной организации в области художественно-эстетического развития дошкольников.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
– идеи гуманизации, которые легли в основу современного образовательнго процесса (Амонашвили Ш.А., Бондаревская Е.В.,
Якиманская И.С. и др.);
– теоретические позиции проектирования развивающей образовательной среды (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, В.В. Рубцов,
А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др.);
– практические исследования в части проектирования предметно- пространственной среды в дошкольной образовательной организации (Т.В.
Антонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова,
В.А. Петровский и др.)
Для проверки гипотезы и решения задач исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:
– теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы
(психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
– эмпирические, в том числе метод экспертных оценок, внутренний аудит, системный и качественный анализ полученных данных.
База опытно-поисковой работы:МБДОУ детский сад № 28 «Теремок» г. Екатеринбурга.
Научная новизна исследования:
– уточнено понятие «дизайн-проект развивающей предметно- пространственной среды дошкольной образовательный организации» под которым понимается сконструированный план, в котором развивающая среда представлена в виде целостной системы взаимосвязанных объектов;


7
– определено, что специфика проектирования предметно- пространственной среды для достижения развивающего эффекта требует последовательного выполнения четырех этапов работы (сбор информации и обследование среды, анализ результатов и прогнозирование новых эффектов среды, создание образа предметно-пространственной среды, планирование действий по разработке и реализации дизайн-проекта) с участием педагогического коллектива ДОО;
– разработан дизайн-проект развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательный организации применительно к решению задач художественно-эстетического развития. Проект включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: библиотечный комплекс, объединённый с медиатекой, дизайн-студия, музыкально-театрально- танцевальный комплекс, выставочные центры, входные группы в детский сад, центральным из которых является музыкально-театрально-танцевальный комплекс.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный дизайн-проект предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в области художественно- эстетического развития дошкольников будет реализован в МБДОУ детский сад № 28 «Теремок» и позволил улучшить качество работы в области художественно-эстетического развития детей.
На защиту выносятся следующие положения:
– дизайн-проект развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательный организации – это сконструированный план, в котором развивающая среда представлена в виде целостной системы взаимосвязанных объектов;
– специфика проектирования предметно-развивающей среды для достижения развивающего эффекта требует последовательного выполнения четырех этапов работы (сбор информации и обследование среды, анализ результатов и прогнозирование новых эффектов среды, создание образа

8 предметно-пространственной среды, планирование действий по разработке и реализации дизайн-проекта) с участием педагогического коллектива ДОО;
– базовыми компонентами дизайн-проекта, направленного на обогащение образовательной среды учреждения с целью художественно- эстетического развития воспитанников стали: библиотечный комплекс, объединённый с медиатекой, дизайн-студия, музыкально-театрально- танцевальный комплекс, выставочные центры, входные группы в детский сад. При этом центральным элементом является музыкально-театрально- танцевальный комплекс, который оформлен с применением техники зонирования для активизации различных видов деятельности детей.
Структура диссертации:работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


9
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие о развивающей образовательной среде
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет утверждать, что результатом образования с позиций современных исследователей, является человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе при специально созданных условиях, что неразрывно связано с понятием «образовательной среды».
Как отмечает Л.А. Боденко, в последнее десятилетие образовательная среда анализировалась рядом отечественных и зарубежных исследователей.
Под «средой человека» понимаются как природные (физические, химические, биологические) факторы, так и социальные, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей [7]. Так, например, М.Черноушек и Б. Краус выделяют семейную среду («не только физическую и жилищную организацию пространства, но также отношения между людьми, среди которых растёт ребёнок»; «основные сферы семейной среды: социально-культурную: образовательный уровень родителей и их участие в функционировании надстройки); технико-гигиеническую среду (она отдалённо связана с физическими параметрами среды, сформированными человеком) [78].
Названные авторы выделяют также социально-экономическую и демографичесую среду; школьную среду («от яслей и садика до окончания средней школы и дальше»); эмоциональную среду («эмоциональная амосфера, в которой развивается ребёнок»); окружающую среду, в которой находится ребёнок и в которой он становится взрослым»; среду воспитательных и школьных учреждений; локальную среду (микрорайон, посёлок).

10
Автор наиболее полного и всестороннего представления «среды»
В.А. Ясвин, анализируя ряд
«образовательных сред» прошлого, рассматриваемых в педагогической деятельности Я.А. Коменского,
Я. Корчака, Д. Локка, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.–Ж. Руссо, предлагает следующее определение понятия образовательной среды: «…под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно- предметном окружении» [80]. В своем подходе В.А. Ясвин подчеркивает широкое использование в педагогической и психологической науке таких терминов и понятий как «окружающая среда», «среда человека»,
«школьная среда». В исследованиях В.А.Ясвина большое внимание уделяется понятийному содержанию «развивающей образовательной среды – которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса» [80]. Для проводимого исследования представляет интерес не только понятийное содержание развивающей образовательной среды, но и рассматриваемые Ясвиным ее компоненты. К ним относится во-первых социальный компонент, который
«несет на себе основную нагрузку по обеспечению возможностей удовлетворения и развития потребностей субъектов образовательного процесса в ощущении безопасности, в сохранении и улучшении самооценки, в признании с стороны общества, в самоактуализации, то есть, комплекса социально ориентированных потребностей». Второй, пространственно- предметный компонент развивающей образовательной среды, рассматривается автором прежде всего с позиции основных принципов организации пространственной структуры образовательной среды: гетерогенности и сложности среды; связности и различных функциональных зон, гибкости и управляемости среды как носителя символического сообщения», которые имеют особенно важное значение для углубленного изучения вопроса организации развивающей предметной среды в