Файл: Лекции Архитектура гражданских зданий.pdf

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 4414

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

21

В комплексе архитектурных ансамблей могут быть размещены правительственные здания

городского  или  областного  значения, театры  и  концертные  залы, музеи  и  выставки,

универмаги, торговые  пассажи, рестораны. Такое  размещение  дает  возможность  жителям

города удовлетворить свои бытовые и культурные потребности в одном месте, затрачивая на

это  значительно  меньше  времени  и  энергии. Легче  и  рациональнее  решается  проблема

транспорта  и  автостоянок. Применяемые  при  этом  укрупненные  кооперированные  здания

лучше  отвечают  современным  требованиям  технологии  и экономичности  строительства  и

эксплуатации. Крупные  центры  формируют  среди  городской  застройки  разнообразные

архитектурные ансамбли, чем обусловливают композицию планировки и застройки города в

целом.  Общественные  центры  города  должны  размещаться  на  возвышенных  и  красивых

местах городской территории, на берегах рек, водоемов. Они должны быть хорошо озеленены

и  изолированы  полосами  зеленых  насаждений  от  прилегающих  магистральных  улиц  и

автомобильных стоянок.

В  составе общегородского  центра следует  предусматривать  открытые  площади  для

массовых  митингов, народных  гуляний, скверы  для  кратковременного  отдыха.

Стремление  избежать чрезмерной перегрузки  основных городских центров крупных городов

привело к идее  создания городских общественных центров специализированного профиля. В

градостроительной практике наибольшее распространение получают комплексы предприятий

торговли, общественного  питания  и  бытового  обслуживания — торговые  центры. Такие

комплексы  разнообразных  торговых  предприятий, сконцентрированных  в  одном  месте,

создают  большие  удобства  для  покупателей, представляют  максимально  разнообразный

ассортимент товаров, позволяют широко применять новую технику и прогрессивные методы

торговли. С  точки  зрения  строительства  и  эксплуатации  такие  комплексы  экономичнее

отдельных разрозненных зданий.


background image

22

В  связи  с  бурным  развитием  науки  в  нашей  стране  большое  распространение  получили

учебные  и научные  центры. В  промышленных  городах  создают общественные  центры

промышленных  районов. Большое  значение  и  широкое  распространение  в  городах  уже

получили выставочные  и  спортивные  центры. Специализированный  профиль  этих  центров

совмещается  с  полным  комплексным  обслуживанием:  на  их  территории  размещаются

столовые,

 рестораны,

 гостиницы 

и 

т.

 п.

. Пример решения центра современного город


background image

23

В  настоящее  время  разрабатывают  проекты медицинских  центров. В  них  намечается

создание комплекса разнообразных лечебно-диагности-

Пример решения крупного торгового центра города:

а — общий вид; б — схема плана

ческих  отделений  с  научными  и  учебными  медицинскими  учреждениями. Медицинские

центры размещают вне селитебной территории, в зелени пригорода или лесопаркового пояса.

Комплекс городских  специализированных  центров, объединенных  системой  магистралей,

бульваров, садов  и  парков, одновременно  с  решением  сложных  функциональных  задач

облегчает  создание  пространственной  организации  архитектурных  ансамблей  города. При

разработке  проектов  планировки  и  застройки  городов  необходимо  знать  вместимость

общественно-административных и культурно-бытовых зданий и размеры территории для них.

Все данные о расчетных нормах вместимости, объеме зданий и размерах земельных участков

для учреждений и предприятий различного назначения приведены в «Правилах и нормах по

планировке и застройке городов».

Приводимое  в  нормах  необходимое  для  городов  общее  количество  мест  на 1000 жителей

для  каждого  учреждения  или  предприятия  дифференцируется  в  соответствии  со  структурой

города, т. е. из  общегородской  нормы  выделяется  количество  мест, которые  следует


background image

24

разместить  в  жилых  районах  и  микрорайонах. Так, например, из  всех  продовольственных

магазинов 50—60% целесообразно  размещать  в  микрорайонах (ближе  к  жилым

комплексам), в  то  время  как  магазинов  промышленных  товаров  здесь  достаточно  иметь

около 10% от  общей  нормы. Следует  сказать, что  в  нормах  можно  установить  лишь

примерные  целесообразные  отношения. Пользоваться  нормами  необходимо  с  учетом

индивидуальных  особенностей  каждого  города: его  размеров, соответствующей

планировочной  структуры, функционального  и  административного  назначения. Наконец,

имеют значение и климатические особенности района.

Предлагаемая  ступенчатая  система  организации  культурно-бытового  обслуживания,

нормативные  данные  для  расчета  вместимости  и  радиусов  действия  отдельных  учреждений

обслуживания, организация  системы  центров  является  лишь  основой, к  которой  в  каждом

конкретном  случае  нужно  подходить  творчески, учитывая  множество  нюансов, которые

могут  встретиться  при  проектировании  новых  и  тем  более  реконструкции  существующих

городов. Вопросы обслуживания в нашей стране находятся в постоянном развитии, поэтому

вполне возможно, что практика строительства и реконструкции городов подскажет и другие

формы организации системы обслуживания. Уже и сейчас некоторые градостроители считают

«линейное» формирование  объектов  обслуживания  более  гибким  и  перспективным, чем

«островное», в  виде  центров  и  блоков. Однако  безоговорочное  утверждение  или

отрицание  той  или  иной  системы  без  привязки  ее  к  конкретным  условиям  не  может

привести к положительному результату.


background image

25

СИСТЕМА УЛИЦ И ПЛОЩАДЕЙ

Система городских улиц и площадей решает комплекс сложнейших задач, определяющих

лицо и жизнь города. Основными из них являются:

· обеспечение  наиболее  коротких  и  удобных  путей  для  движения  городского

транспорта и пешеходов между отдельными частями города;

· организация удаления поверхностных вод;
· размещение инженерных сетей;
· обеспечение  нормального  проветривания или  защиты  от  ветров (в  зависимости от

климатических условий);

· создание композиционных осей и центров пространственного построения города.

Решение этого комплекса технических и эстетических задач при проектировании сети улиц

осуществляется  в  органической  связи  с  зонированием  городской  территории, которое  в

большей  степени  предопределяет  развитие  сети  улиц, площадей, размещение  мостов,

путепроводов, туннелей. Одной из наиболее важных и трудных проблем в процессе создания

системы улиц (особенно в больших городах) является транспортно-пешеходная. За последнее

время  в  практике  планировки  городов  понятия «движение» и «градостроительство» стали

неразрывными. Массовые  передвижения  населения  и  грузов  осуществляются  городским

транспортом, который  выполняет  функции  связи  между  основными  элементами  города:

жилыми  районами, местами  труда, отдыха, крупными  общественными  зданиями. Степень

подвижности  населения  городов  и  интенсивность  загрузки  транспорта  зависят  от  величины

города, его функционального профиля, планировочной структуры. Естественно, что частота и

дальность  передвижения  и  загрузка  транспорта  резко  возрастают  в  больших  и  крупных

городах.

Решение  системы  построения  улиц, выбор  для  каждого  данного  города  вида  и  скорости

массового  транспорта  должны  быть  подчинены  основной  цели  —  сократить  до  минимума

затраты  времени  населения  на  передвижение. По  действующим  в  настоящее  время  нормам

суммарные затраты времени на передвижение от мест проживания до мест приложения труда

и  других  мест  массового  посещения, как  правило, не  должны  превышать  в  один  конец: 40

мин — в  крупнейших  и  крупных  городах  или  в  системе  группового  расселения, где  места

приложения труда размещены на значительном расстоянии от жилья, и 30 мин — в остальных

населенных местах.