Ораторское мастерство для заочников.doc

Добавлена: 06.02.2019

Просмотров: 876

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ВПО «Алтайская академия экономики и права (институт)»

Департамент общественных наук и социальных технологий





УТВЕРЖДАЮ

Декан заочного

факультета

Н.В. Кандрина

«___» __________ 2012 г.






Рабочая программа дисциплины

Ораторское мастерство в профессиональной деятельности юриста

(наименование дисциплины)




Направление подготовки

030900.62 «Юриспруденция»


Профили подготовки:

«Правовая работа в экономике»;

«Правоохранительная деятельность»

«Правовое обеспечение государственного и муниципального управления»




Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр



Форма обучения

Заочная

(очная, заочная, очно-заочная и др.)






Трудоёмкость учебной дисциплины 2 зачётных единицы



Барнаул

2012

  1. Цели освоения дисциплины

Курс «Ораторское мастерство в профессиональной деятельности юриста» направлен на ознакомление студентов с ораторским искусством, историей развития и совершенствования русской риторики, повышение уровня практического владения риторическими приемами, изучение ортологических особенностей языка. Юрист, хорошо владеющий речью, имеет больше возможностей в достижении профессиональных успехов. Речь юриста как профессиональная речевая деятельность всегда имеет общественный резонанс, поэтому к ней предъявляются повышенные требования:

  1. Грамотность, понятность, доступность смысла высказываний для любой категории граждан.

  2. Последовательность, логическая стройность изложения, убедительность, правовая аргументированность.

  3. Соответствие нравственно-этическим правилам и нормам, следование речевому этикету.

  4. Экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных средств воздействия – от подчёркнуто нейтральных речевых форм до эмоционально-выразительных высказываний, сопровождающихся невербальными средствами воздействия.

  5. Вариативность высказываний: от приглашения к участию в общении до фраз, наполненных категорическими требованиями в зависимости от различных коммуникативных ситуаций.

  6. Дифференцированность речевого общения в зависимости от особенностей субъектно-объектных отношений.



2. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций:


ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ:\

ОК-1. Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания.

ОК-3. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

ОК-4. Способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.



ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ:

ПК-2. Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

ПК-9. Способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;


ПК-13. Способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации.


Задачи курса

Задачи курса состоят в формировании у студентов основных навыков ораторского искусства:

- организация технической подготовки речи;

- умение продумать структуру речи;

- произнесение речи;

- владение искусством полемики.

Речевая подготовка правоведа предполагает формирование у него следующих умений:

- вести беседы на экономические, политические, правовые, философские, исторические и другие темы, набор которых составляет круг общей и профессиональной компетентности культурного человека – современного специалиста;

- слушать и слышать собеседника, формулировать вопросы разных типов в достойной для культурного человека форме, подавать уместные реплики, корректно вступать в разговор, дополняя и развивая тему беседы или аргументировано возражая по существу предмета обсуждения;

- убеждать других выверенным словом, совершенной риторикой, строгой логикой, грамотностью суждений;

- эффективно участвовать в прениях по проблеме, в которой говорящий достаточно компетентен, ясно и лаконично, в хорошей литературной форме излагать свои суждения в виде строго аргументированного выступления;

- участвовать в дискуссиях, спорах с соблюдением логических законов и этико-психологических правил; последовательно и доказательно отстаивать свои взгляды, если они направлены на конструктивное решение вопроса;

- выступать с научными сообщениями и докладами, а также небольшой, но яркой и убедительной публичной речью на доступную тему и в разных жанрах по хорошо изученному предмету и при этом уметь корректировать её форму и тактику в соответствии с интересами и настроением аудитории;

- свободно излагать в письменной форме свои мысли, убеждения и оценки, соотнося стиль и форму текста с его жанром и принятыми в обществе правилами;

- вникать в замысел и содержание чужой письменной и устной речи, различать внешнюю форму слов и словосочетаний и их смысл, значение, глубинные цели, т. е. эффективно читать и слушать, давать общериторическую и профессионально-понятийную оценку прочитанного или прослушанного текста;

- обладать развитой лингвистической культурой, речевым этикетом, эстетическим восприятием слова, языковой интуицией (чувством языка).


4. Структура и содержание дисциплины «Ораторское мастерство в профессиональной деятельности юриста»


Общая трудоемкость дисциплины « Ораторское мастерство в профессиональной деятельности юриста» составляет 1 зачетную единицу, 36 часов.

Форма аттестации по дисциплине: 2 семестр – зачет.


4.1. Структура дисциплины «Ораторское мастерство в профессиональной деятельности юриста»




темы



Наименование темы

Учебные занятия, час.


Трудоемкость час.

Аудиторные

СРС

КП, КР, РЗ1

Форма текущего контроля успеваемости (зач., экз)

Все

го


Лек

ции


Семи

нар


прак(лаб) заня

тия


Модуль 1. Нормы современного русского литературного языка как основа создания делового (юридического) текста








Контрольная работа

1

Современный русский литературный язык и культура речи юриста

16

6

2


4


4


диктант, терминология, упражнения

2

Территориальное и социальное расслоение языка

10

4



4

6


самостоятельная работа

3

Стилистические особенности официально-делового стиля

14

8



8

6


терминологический диктант, самостоятельная работа


Модуль 2. Нормы устной деловой речи как основа ораторского мастерства будущего юриста








Ораторское выступление

1

Риторика. История риторической мысли. Ораторское мастерство в деятельности юриста

8

4

2


2

4


латинские изречения, выступления

2

Особенности русского риторического идеала. Золотой век русской судебной риторики. Композиция речи.

12

4



4

8


стилистический анализ классической судебной речи

3

Формально-содержательная специфика современной судебной речи.

10

4



4

6


стилистический анализ современной судебной речи

4

Образ оратора и образ слушателя в судебной речи

10

4



4

6


тестовые задания

5

Дискутивно-полемическая речь в деятельности юриста

8

2



2

6


участие в споре


Всего за 2 семестр

72

36

4


32

46


зачет


Подготовка к зачёту

6









Итого

78

36

4


32

46


зачет



4.2. Содержание дисциплины «Ораторское мастерство в профессиональной деятельности юриста»

Теоретическая часть

  • Модуль 1. Нормы современного русского литературного языка как основа создания делового (юридического) текста

Тема 1. Современный русский литературный язык как предмет изучения. Территориальное и социальное расслоение языка.

Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающийся в охране и правильном использовании. Русский язык как естественная знаковая система передачи информации. Русский язык конца ХХ начала ХХI веков. Новые явления в русском языке. Способы нормирования русского литературного языка. Нормы языка и нормы права. Норма как центральное понятие культуры речи. Культурность и правильность речи. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

Лексика русского национального языка включает в свой состав общенародную лексику и лексику ограниченного употребления (территориальный диалект, социальный жаргон, просторечие). Данные диалектологии служат ценным материалом для изучения истории народа, так как диалекты складываются как результат развития социума. При объединении людей внутри общества формируются социальные общности, отличные от других в языковом отношении (профессиональные лексические системы, корпоративные жаргоны, тайные языки, тюремно-лагерные жаргоны). Жаргонизация литературной речи.

Литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

3. Планы семинарских и практических занятий

Методические рекомендации


При подготовке к семинарским и практическим занятиям студенты должны прочитать записи лекций, изучить рекомендуемую литературу, ответить на вопросы и выполнить задания для самостоятельной работы.

Целесообразно подготовиться к семинарским и практическим занятиям за неделю до их начала: на основе изучения литературы составить конспект основных категорий и понятий по учебной дисциплине, подготовить письменные словарные материалы, домашние упражнения и задания.

Каждую тему занятия важно связывать с предыдущим учебным материалом, спецификой будущей профессиональной деятельности юриста.

Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряются и поощряются инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских и практических занятий.



Практическое занятие № 1

Тема: Функциональные стили современного русского литературного языка. Виды норм.

План проведения


  1. Языковые особенности текстов разных стилей.

  2. Современная заимствованная лексика.

  3. Вариативность орфоэпической нормы.

  4. Ознакомительный диктант.

Литература:

  1. Ивакина Н.Н. Орфография и пунктуация. Пособие для юриста. М., 1999

  2. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М., 1997

  3. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учебное пособие. М., 2000

  4. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М., 1998

  5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 1997

  6. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. М., СПб., 2003

  7. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000

  8. Русский язык и культура речи: Практикум. / под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2000

  9. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. М., 1999



Практическое занятие № 2

Тема: Тексты официально-делового стиля


План проведения

  1. Профессионализмы в деловой речи и документах. Редактирование.

  2. Правописание паронимов.

  3. Заимствованная лексика языка деловых бумаг.

  4. Самостоятельная работа № 1.

  5. Способы передачи разговорной речи посредством официально-делового стиля.

  6. Семантическая характеристика бытового и профессионального смысла в юридическом термине.

  7. Заимствованная лексика языка деловых бумаг. Редактирование юридических текстов с учётом стилистических требований.

  8. Составление официально-деловых документов.

  9. Самостоятельная работа № 2.


Литература:

  1. Ивакина Н.Н. Орфография и пунктуация. Пособие для юриста. М., 1999

  2. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М., 1997

  3. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учебное пособие. М., 2000

  4. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет: Учеб. пособие для вузов. М., 2000

  5. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М., 1998

  6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 1997

  7. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. М., СПб., 2003

  8. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000

  9. Русский язык и культура речи: Практикум. / под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2000

  10. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. М., 1999


Семинарское занятие № 3

Тема: Риторические основы публичного выступления


План проведения

  1. Выступление-рассуждение на заданную тему: «Золотой век риторики – прошлое или будущее?»

  2. Стилистические тропы и фигуры речи.

  3. Правописание современной заимствованной лексики.


Литература:

  1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской мыслительной традиции. М., 1996

  2. Александров Д.Н. Риторика. М., 1999

  3. Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. М., 1989

  4. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 1998

  5. Ивакина Н.Н. Искусство судебного оратора. М., 1996

  6. Ивакина Н.Н. Орфография и пунктуация. Пособие для юриста. М., 1999

  7. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М., 1997

  8. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учебное пособие. М., 2000

  9. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет: Учеб. пособие для вузов. М., 2000

  10. Кони А.Ф. Избранные произведения в 2-х тт. М., 1959

  11. Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи. М., 1998

  12. Кохтев Н.Н. Ораторская речь: стиль и композиция. М., 1992

  13. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М., 1998

  14. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. М., СПб., 2003

  15. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000

  16. Русский язык и культура речи: Практикум. / под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2000

  17. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. М., 1999



Практическое занятие № 4

Тема: Композиционно-смысловая структура ораторской речи


План проведения

  1. Стилистический анализ классических судебных речей.

  2. Стилистические тропы и фигуры речи.

  3. Правописание современной заимствованной лексики.

Литература:

    1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской мыслительной традиции. М., 1996

    2. Александров Д.Н. Риторика. М., 1999

    3. Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. М., 1989

    4. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 1998

    5. Ивакина Н.Н. Искусство судебного оратора. М., 1996

    6. Ивакина Н.Н. Орфография и пунктуация. Пособие для юриста. М., 1999

    7. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М., 1997

    8. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учебное пособие. М., 2000

    9. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет: Учеб. пособие для вузов. М., 2000

    10. Кони А.Ф. Избранные произведения в 2-х тт. М., 1959

    11. Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи. М., 1998

    12. Кохтев Н.Н. Ораторская речь: стиль и композиция. М., 1992

    13. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М., 1998

    14. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. М., СПб., 2003

    15. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000Русский язык и культура речи: Практикум. / под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2000

    16. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. М., 1999


Практическое занятие № 5

Тема: Публичное выступление


План проведения

  1. Полный стилистический анализ речи оратора (речь защиты/речь обвинения).

  2. Рецензирование и саморецензирование.

Литература:


    1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской мыслительной традиции. М., 1996

    2. Александров Д.Н. Риторика. М., 1999

    3. Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. М., 1989

    4. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 1998

    5. Ивакина Н.Н. Искусство судебного оратора. М., 1996

    6. Ивакина Н.Н. Орфография и пунктуация. Пособие для юриста. М., 1999

    7. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М., 1997

    8. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учебное пособие. М., 2000

    9. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет: Учеб. пособие для вузов. М., 2000

    10. Кони А.Ф. Избранные произведения в 2-х тт. М., 1959

    11. Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи. М., 1998

    12. Кохтев Н.Н. Ораторская речь: стиль и композиция. М., 1992

    13. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М., 1998

    14. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. М., СПб., 2003

    15. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000Русский язык и культура речи: Практикум. / под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2000

    16. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. М., 1999