Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 1594

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Звук играет огромную роль в нашей жизни. Большую часть информации человек получает визуально, однако на втором месте находится аудиальный способ ориентации в окружающей среде и получения информации. Роль звука хорошо видна на примере искусства. Даже такое визуальное искусство как архитектура называется "музыкой в камне". Когда мы читаем по-настоящему интересную книгу, нам кажется, что мы слышим голоса героев. Поэтому неудивительно, что звук, как элемент формирования яркости образов, имеет особенное значение и в рекламе.

Звуковая реклама вызывает особый интерес сложностью своего устройства и большими возможностями. К сожалению, на нашем рынке мало кто умеет грамотно производить удачные рекламные ролики. Это связано с отсутствием опыта, так как это сравнительно молодой рынок в России, всего лишь 15-20 лет. Не так много трудов о восприятии звука, а тем более применительно к рекламным технологиям, переведено на русский язык. Российских трудов на эту тему и того меньше. Эта тема кажется мне особо актуальной, так как может при правильном и грамотном использовании быть мощным рычагом в продвижении рекламируемых товаров и услуг.

Но, чтобы понимать значение и роль звука в рекламе, надо понимать значение звука вообще.

Один из наиболее актуальных вопросов в области рекламоведения на сегодняшний день в России – реклама на радио. Телевизионной рекламе посвящено много работ и книг, так как это наиболее обширная, популярная и дорогостоящая область рекламного рынка. Реклама в печатных средствах массовой информации имеет долгую историю и богатый опыт исследований. На их фоне радиореклама не может похвастаться ни большими капиталовложениями, ни длительностью существования, ни детальной изученностью. В последние годы темпы развития радиовещания и, следовательно, рынка радиорекламы стремительно увеличиваются, однако, недостаток исследований, на практике приводит к снижению качества рекламной продукции. Выбор темы нашей работы и продиктован актуальностью самого аспекта звука как фактора получения информации и его использования в рекламе, а, поскольку и первое и второе не имеет достаточного исследования и анализа, то наша работа имеет ярко выраженную актуальность.

звуковая реклама

Звук и его воздействие

Звук, в широком смысле — упругие волны, продольно распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания; в узком смысле — субъективное восприятие этих колебаний специальными органами чувств животных или человека.

Звук в физическом смысле - это волны, распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания. И животные и люди обладают специальным органом чувств, который позволяет им воспринимать эти волны. Для каждого это восприятие является субъективным. Звуковой диапазон очень широк, считается, что человек слышит звуки от 20 Гц до 20 000 Гц. Звук ниже границ восприятия человека называют инфразвуком, выше – ультразвуком. Человеческое ухо имеет сложную структуру. Воздушные колебания, образуя волны, вызывают слуховые ощущения, действуя на барабанную перепонку. Человеческое ухо так устроено, что преобразует эти колебания в нервные импульсы.


Звук на организм имеет как позитивное, так и негативное влияние. Пагубность заключается в том, что громкие звуки убивают клетки, которые передают информацию о звуковых колебаниях в головной мозг.

Городской и производственный шумы не менее опасны. У людей 70% неврозов возникают именно из-за шума.

Длительное воздействие звука на организм - звуковое давление, ведет к нарушению логики и неуравновешенности. Те, кто живут рядом с оживленными автомагистралями, часто страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы, гипертонией, расстройствами пищеварения.

Порог звуковой опасности составляет 80 дБ, звук работающего пылесоса - 85 дБ, уровень боли - 120, рев взлетающего самолета - 150 дБ, смертельный уровень – 180 [12].

Звуки – составные элементы музыки и шумов, поэтому далее мы часто будем обращаться к музыке, шумам, и конечно же, звукам.

Как показали эксперименты, особенно сильное оздоровительное воздействие на психическое и физическое состояние, нормализацию артериального давления, уменьшение болевых ощущений, укрепление воли больного, регулирование работы сердца. Обязательным условием является то, что музыкальные произведения должны исполняться профессионалами. Фальшиво взятые ноты могут негативно повлиять на физическое тело.

Определенные ноты влияют на определенные органы [14]:

звуковая частота, соответствующая ноте "до", влияет преимущественно на функции желудка и поджелудочной железы;

"ре" - на желчный пузырь и печень; "ми" - на органы зрения и слуха;

"фа" - на мочеполовую систему; "соль" - на функции сердца; "ля" - легкие и почки; "си" - на функцию энергообмена, согревая тело. Низкие звуки резонируют больше с нижней частью тела, высокие - с верхней (головой).

На основе столь сильного влияния музыка на организмы, сформировалась наука музыкотерапия. В основе музыкотерапии лежит несколько видов воздействия:

Психо-эстетическое - возникают положительные ассоциации, выстраивается образный ряд.

Физиологическое - с помощью музыки отлаживаются отдельные функции организма.

Вибрационное - звуки активизируют различные биохимические процессы на клеточном уровне.

Учеными-медиками разработаны следующие музыкальные программы:

снятие стрессов и облегчение болей у взрослых и детей;

повышение резервных особенностей организма человека;

лечение бронхиальной астмы;

лечение психосоматических расстройств;

для пациентов реабилитационных центров, имеющих физические нарушения;

для престарелых и лиц, которые нуждаются в постоянном уходе;

для детей и взрослых, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии.

К музыкотерапии относится и вокалотерапия.

У исполнявших "Реквием" Моцарта, обнаружили, что концентрация иммуноглобулина А, формирующего защитный клеточный барьер, существенно повысилась, так же как и гидрокортизона-антистрессового гормона [14].


Вокалотерапия - метод, обладающий высокой терапевтической эффективностью. Это подтверждено лабораторными исследованиями: бронхоскопией, компьютерной томографией и клиническими анализами крови поющих.

Воздействие музыки хорошо заметно на организме ребенка. В чреве матери на 38-й неделе внутриутробного развития ребенок отчетливо слышит музыку и реагирует на нее. После рождения спокойные и лирические мелодии делают его спокойным и тихим, заводные и веселые - радостным, подвижным, а тяжелые ритмы ребенка пугают и беспокоят.

Ученые предлагают для укрепления двигательной, дыхательной и нервной систем будущего ребенка матери слушать следующие аудиозаписи [14]:

Моцарт - Флис: "Спи, моя радость, усни";

Дунаевский - Лебедев– Кумач: "Сон приходит на порог";

Островский - Перова: "За печкою поет сверчок";

Хренников - Гладков: "Колыбельная Светлане";

Чайковский - Майков: "Спи, дитя мое".

Воздействие музыки на организм ребенка при прослушивании этих мелодий происходит даже корректировка плода, его гармоничное формирование и развитие направляется в нужную сторону.

Сердечно-сосудистую систему, в том числе и кровяное давление, приведет в норму "Свадебный марш" Мендельсона, "Ноктюрн ре-минор" Шопена и "Концерт ре-минор" для скрипки Баха.

Воздействие музыки на организм матери во время родов может помочь такие звуки как: шум прибоя, пение китов, крики дельфинов.

Дыхательная система "любит" вокальное пение. Вокальное пение избавляет даже от бронхиальной астмы.

Желудочно-кишечный тракт с радостью воспринимает "Сонату №7" Бетховена.

Боли, в том числе и головную, уменьшает прослушивание полонеза Огинского, "Венгерской рапсодии" Листа, "Фиделио" Бетховена.

Повышенную раздражительность и агрессивность снимают "Лунная соната" Бетховена, "Кантата №2" и "Итальянский концерт" Баха, а также "Симфония" Гайдна.

Умиротворяют и гармонизируют психику "Колыбельная" Брамса, "Свет луны" Дебюсси, "Аве Мария" Шуберта, мазурки и прелюдии Шопена, вальсы Штрауса.

От бессонницы и депрессий - сюита "Пер Гюнт" Грига, "Грустный вальс" Сибелиуса, "Грезы" Шумана, пьесы Чайковского.

Облегчает течение эпилепсии "Соната К448" Моцарта.

"Лее Мария" Шуберта, "Лунная соната" Бетховена, "Лебедь" Сен-Санса, "Метель" Свиридова подойдут для лечения алкоголизма и курения.

Вообще прекрасно воздействует “Реквием ” Моцарта на людей, находящихся в тоске, печали и депрессии. Как ни странно, эти состояния исчезают довольно быстро.

Известно, что музыка может сильно влиять на работу мозга. Это подтверждают работы доктора Лозанова (Dr. Lozanov) из Болгарии. Он обнаружил, что музыка с темпом 60 ударов в минуту (как, например, Largo в музыке периода барокко) на 6% усиливает альфа-активность (связанную с расслаблением), при этом на 6% процентов уменьшая бета-активность (связанную с нормальным бодрствующим сознанием). При этом пульс замедляется в среднем на 4 деления ртутного столбика, и люди говорят о "состоянии расслабленного сознания" [16].


Затем доктор Лозанов обнаружил, что может ускорить процесс обучения, используя музыку в таком ритме. В Америке его метод стал известен как Суперобучение (Superiearning). Доктору Лозанову стало ясно, что ритм музыки оказывает мощное влияние на мозг. В процессе работы он обнаружил, что тембр, или тональность музыки, также оказывает сильное влияние на работу мозга.

Доктор Сью Чапмэн (Dr. Sue Chapman) провела эксперимент в Городской больнице Нью Йорка, изучая влияние музыки на младенцев, родившихся недоношенными. Одна группа младенцев слушала Колыбельную Брамса (вариацию для струнных инструментов) шесть раз в день, а другая группа (контрольная) не слушала никакой музыки. Новорожденные, слушавшие Брамса, быстрее набирали вес, меньше страдали от осложнений и были выписаны из больницы в среднем на неделю раньше тех, кто не слушал музыку.

С точки зрения психоакустики [19] тут все ясно. Архитектура музыки - ритм и тембр - создали изменения в работе мозга, стимулируя его через слух. Эти перемены в работе мозга младенцев понизили уровень стресса, позволив естественным способностям к самоисцелению действовать эффективнее, чем в контрольной группе.

Вибрационная природа звуков и музыки создает язык, который понимают наше тело и сознание. При этом слово "язык" значит не "слова", а "информация". Иначе говоря, музыка - это процесс смены акустических форм. Если бы мы увидели формы, создаваемые музыкой, мы увидели бы структуры, сходные с горами, долинами, деревьями, микроорганизмами и галактиками. Изучение форм, создаваемых музыкой, называется киматикой (Cymatics) и является, в основном, плодом работы двух людей - д-ра Ханса Дженни (Dr. Hans Jenny) и д-ра Гая Мэннерса (Dr. Guy Manners). Эти ученые собрали множество фотографий киматических рисунков, которые возникают при пропускании звуковых вибраций через металлическую пластину с различными резонирующими объектами, такими как металлическая стружка или песок. В некоторых случаях использовался тоноскоп, записывающий схемы в электронном формате [19].

Эти исследования показали, что музыка действительно создает некую разновидность языка. Как в любом языке, здесь есть свой синтаксис. Как правило, понятие синтаксиса применяется к записанной или устной речи и означает порядок построения предложения. Изменив порядок слов в предложении, мы изменим и смысл. Эту концепцию можно применить и к музыке. Если мы переставим местами ноты, мы изменим произведение. Порядок информации (нот) в музыке так же важен, как порядок информации (слов) в речи. Если считать музыку языком, или информацией, то это откроет новые возможности для понимания ее влияния на мозг.

Работающий в Научном институте Бекмана в Дуарте, штат Калифорния (Beckman Research Institute in Duarte, California) д-р Оно (Dr.Ohno) смог подобрать музыкальную ноту к каждой из шести аминокислот, составляющих код ДНК. Д-р Оно смог записать музыку, которую "играют" спирали ДНК различных живых существ. Это не разрозненные звуки, а настоящие мелодии. В одном из своих экспериментов он записал мелодию определенного типа раковых клеток. Она оказалась поразительно похожей на Траурный марш Шопена. Возможно, Шопен интуитивно воспринял эту мелодию у самой природы?


Влияние звуков и музыки на мозг важно для психоакустики. Наблюдая за переменами в состоянии мозга и поведении, вызванными звуком, речью и музыкой, мы можем глубже понять эти явления. Психоакустика - юная наука, и мы только сейчас начинаем понимать, с какой точностью звуковые формы могут влиять на клеточные процессы в мозгу.

Аудиальные средства в рекламе

Аудиальные средства в рекламе – это те средства, которые обеспечиваются посредством слухового восприятия. Именно данные средства и их характеристики мы будем рассматривать в данном параграфе.

Есть несколько психологических характеристик звука, которые определяют характер слухового ощущения, а сами исходящие из физических характеристик звука.

Для лучшего понимания категорий, которые будут рассматриваться в данном параграфе, следует определить некоторые понятия характеристик звука.

Амплитуда звуковой волны [21]. Она определяет интенсивность и мощность звука. Человеческое ухо может совершенно безболезненно воспринимать звуки в миллиарды раз интенсивнее едва уловимых звуков.

Частота звуковой волны. От частоты зависит высота слышимого звука, то есть будет он восприниматься как низкий или высокий.

Тембр. Ещё одна психологическая характеристика звука. Она зависит от гармонии основного звука. Гармоники возникают вследствие того, что колебания струны, как и любого другого предмета, включают её вибрацию не только по всей длине, но и в каждой из двух половин, в каждой третьей, четвертой или какой-либо другой её части, которые таким образом, добавляют частоты своих колебаний к основной частоте колебаний струны, по отношению к которой они будут кратными.

То же самое происходит и при восприятии человеческого голоса и любых других звуков.

Тембр человеческого голоса сообщает словам эмоциональность, недостижимую никаким изображением. Теплоты человеческого голоса часто вполне достаточно чтобы эффективно донести до слушателя суть рекламного послания.

К перечисленным психологическим характеристикам звука можно добавить ещё несколько качеств, которые сложно описать только с помощью физических параметров звука, такие как направление движения звука, расстояние от источника и другие.

С помощью речевого и музыкального опыта, - многократно услышанной, повторенной и закреплённой в памяти последовательности звуков, - человек конструирует речь. Концентрация внимания очень помогает в процессе запоминания и воспроизведения звукового материала, подобно зрению позволяет сфокусироваться на чём-то конкретном, выделять из общего потока звуков наиболее важные. Что интересно, интерпретация услышанных звуков во многом зависит от настроения и желаний слушающего. Что говорит о том, насколько объективная звуковая среда вокруг нас становится совершенно субъективной за счёт сложных психологических процессов происходящих в нашем мозге. При этом восприятие не стоит на месте, а постоянно развивается, обогащается и совершенствуется в процессе приобретения сенсорного опыта.