Файл: МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ И МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.doc

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 10133

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из этого перечня АОХВ, по данным статистики, наиболее часты аварии с аммиаком (22%), кислотами (19%) и хлором (12%). Значительное число химических аварий (55%) происходит при транспортировке АОХВ, а остальные (45%) – непосредственно на ХОО.

Высока вероятность использования высокотоксичных химических веществ, обладающих наибольшим ингаляционным и кожно-резорбтивным действием при совершении террористических актов. Такие вещества можно приобрести под видом использования для бытовых нужд или легко изготовить в производственных и лабораторных условиях; их удобно хранить, можно скрытно доставить различными видами транспорта к месту совершения теракта и незаметно перевести в токсическое состояние. Химические вещества террористами могут быть использованы в любых дозируемых количествах и способны обеспечить заданное время воздействия на организм человека (от секунд до суток и более).

Скрытное применение химических веществ для массового поражения населения может привести к значительным человеческим жертвам и иным общественно-опасным последствиям, оказать крайне тяжелое психическое воздействие на людей, сопровождаться паникой, дезорганизацией работы спасательных, в том числе медицинских служб и правоохранительных органов.

Поражающее действие химических веществ определяется их способностью при проникновении в определенных количествах в организм человека через органы дыхания, кожные покровы и слизистые оболочки вызывать болевые эффекты, нарушать его жизненно-важные функции и даже приводить к летальным исходам, в том числе в весьма короткие сроки (5-10 минут). Степень и характер поражений определяются токсическими свойствами химических веществ, уровнем их токсодозы, временем ее воздействия и обеспеченностью средствами защиты.

Таким образом, функционирование большого числа ХОО на территории России, многообразие ОХВ, использующихся в промышленном, сельскохозяйственном производствах, не исключающая возможность их применения при актах терроризма определяют проблему химической безопасности крайне актуальной и важной, в которой медицинская составляющая занимает особое место.

В результате химических аварий с АОХВ образуются очаги химического поражения, под которыми понимается территория, подвергшаяся воздействию АОХВ и на которой могут возникнуть или возникли массовые поражения людей, изменения в окружающей среде и ухудшения санитарных условий среды обитания. С медико-тактических позиций выделяют следующие очаги химического поражения:

- стойкий очаг быстрого действия;


- нестойкий очаг быстрого действия;

- стойкий очаг замедленного действия;

- нестойкий очаг замедленного действия.

На формирование медико-тактической обстановки в очагах химического поражения оказывают влияние следующие факторы:

- физико-химические свойства химических веществ (удельный вес, плотность паров, температура кипения и плавления, растворимость в воде и других средах);

- величина токсической дозы химического вещества;

- пути поступления химического вещества в организм человека;

- особенности клиники поражения химическим веществом;

- наличие эффективных средств защиты, в том числе медицинских;

- географические условия и характеристика пострадавшей территории;

- метеоусловия (скорость ветра, движение воздушных потоков по вертикали и горизонтали – инверсия, изотермия, конвекция);

- численность и плотность населения в зоне воздействия химических веществ и в непосредственной близости от нее;

- количество пораженных АОХВ, в целом, и в зависимости от степеней тяжести поражений, в частности;

- своевременность прибытия аварийно-спасательных, в том числе и медицинских формирований в зону ЧС, уровень их оснащенности и подготовленности к действиям в очагах АОХВ.

По числу пораженных аварии с АОХВ подразделяются на 5 групп:

а) без поражения людей;

б) с числом пораженных в 1-2 человека;

в) малые аварии – от 3 до 10 пораженных;

г) средние – от 11 до 49 пораженных;

д) крупные – от 50 и более пораженных.

Исследованиями ВНИИ ГОЧС установлено, что процентное число пораженных различной степени тяжести в промышленных авариях с АОХВ остается практически постоянным и составляет:

- при легкой степени – 85-90%; - при тяжелой степени – 1-4%;

- при средней степени – 5-10%; - смертность – 1-2%.

Велика химическая составляющая и в повседневной медицинской практике. По данным статистики ВОЗ, ежегодно в мире острые отравления уносят жизни более 250 тысяч человек (4,3 чел. на 100 тыс. населения) и они входят в число ведущих причин смерти; при этом до 87% отравленных погибают на догоспитальном этапе. Чаще всего смертельные исходы регистрируются от таких токсических агентов, как алкоголь и его суррогаты – 62,2%, окись углерода – 15,4% и уксусная эссенция – 6,3%.

На фоне общего увеличения числа острых отравлений нередко встречаются массовые бытовые отравления. Это требует от медицинского персонала постоянной готовности к оказанию своевременной и эффективной помощи в условиях одномоментного поступления большого количества пострадавших, необходимость оперативно решать ряд вопросов организационного и лечебно-диагностического характера, которые существенно отличаются от таковых при функционировании ЛПУ в условиях распределенного во времени поступления больных (повседневных условиях).

Массовые отравления регистрируются практически во всех регионах России. Наиболее часты среди них отравления окисью углерода, метанолом, метгемоглобинообразователями (нитрит натрия, аммиачная селитра) и витамином Д.


Приведенные данные о возможных отравлениях (поражениях) химическими веществами свидетельствуют о необходимости изучения их клинико-диагностических особенностей, организационных принципов оказания ЭМП пострадавшим химическими соединениями и обеспечения готовности персонала ЛПУ к экстренным действиям.

Организация оказания медицинской помощи пораженным АОХВ включают последовательное выполнение следующих мероприятий:

1. Оказание в максимально короткие сроки (по-возможности, минуты) ПМП в порядке само- и взаимопомощи или персоналом аварийно-спасательных формирований. Ее объем, включающий защиту органов дыхания, применение противоядий, проведение частичной санитарной обработки и осуществление немедленной эвакуации за пределы очага поражения, позволяет предупредить или ослабить токсическое действие АОХВ. При возникновении химического очага следует оперативно организовать проведение разведки с целью:

- уточнения границ зон возможного поражения АОХВ;

- определения вида и концентрации АОХВ;

- уточнения мест нахождения пораженных, их количества и степени тяжести поражения;

- определения мест для временных пунктов сбора пораженных.

2. Первая врачебная и квалифицированная медицинская помощь по жизненным показаниям организуется вне зоны поражения силами БСкМП, ВСБ ближайших ЛПУ и прибывающих в очаг БСМП ПГ, включенных в структуру СМК. Важная роль отводится эвако-транспортной сортировке пораженных и их эвакуации в ЛПУ с медицинским сопровождением.

3. Специализированная медицинская помощь и лечение пораженных АОХВ осуществляются квалифицированными специалистами в ЛПУ, подготовленных по токсикологии и оснащенных необходимым оборудованием и медикаментозными средствами.

В заключение, следует отметить, что при химических катастрофах координация деятельности заинтересованных служб (спасательной, связи и оповещения, охраны общественного порядка, противопожарной, коммунально-технической, транспортной, охраны окружающей среды и др.) по ликвидации последствий химических аварий являются гарантией успеха, как в спасении и сохранении здоровья пораженных АОХВ, так и в поддержании экологического комфорта для населения пострадавших территорий.


5.3. Организационные основы ликвидация медико-санитарных последствий биолого-социальных чрезвычайных ситуаций


В ХХI веке эпидемиологическая обстановка в мире и России сохраняет негативную тенденцию. Этому способствуют расширение международной торговли и туристической деятельности, социальная напряженность, активизация миграции населения, в том числе и из неблагополучных в эпидемиологическом отношении государств, его размещение в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам. Эти условия являются причиной возникновения опасных инфекционных болезней среди людей и животных, а значит и условием возникновения биолого-социальных ЧС.


Биолого-социальная ЧС это обстановка, при которой в результате появления источника биосоциальной ЧС на определенной территории нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает угроза их здоровью и жизни.

Источником биосоциальных ЧС является опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей, животных и растений, в результате которой в определенных территориальных границах возникает эпидемическое неблагополучие или вспышечная групповая заболеваемость, связанная между собой по виду возбудителя и механизму его распространения.

Факторами, способными привести к возникновению, развитию и распространению биолого-социальной ЧС являются:

- наличие природных очагов особо-опасных инфекций (ООИ);

- возникновение природных, техногенных и экологических катастроф;

- разрушение (повреждение) коммунально-энергетических систем и дезорганизация социальных структур жизнеобеспечения;

- некачественные продукты питания;

- снижение иммунитета у людей;

- нарушение гигиенического поведения людей;

В ликвидации биосоциальных ЧС особая роль отводится лечебной сети, осуществляющей комплекс лечебно-диагностических мероприятий среди пострадавших и учреждениям Роспотребнадзора, организующим и контролирующим проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий в зоне ЧС, в том числе экстренную неспецифическую и специфическую профилактику. Своевременность и качество проведения последних определяется количеством прививочных бригад, расчет которых определяется по формуле: X = H / (A x B), где:


Х – число прививочных бригад; Н – число лиц, подлежащих прививанию;

А – число лиц, прививаемых в течение часа; В – время работы прививочной бригады


Другими направлениями деятельности учреждений Роспотребнадзора при ликвидации последствий биолого-социальных ЧС являются:

- организация и ведение санитарно-эпидемиологической разведки;

- организация контроля за правилами поведения заболевших, контактных и лиц, работающих в очаге;

- осуществление мероприятий по локализации и ликвидации очага ЧС;

- оказание организационно-методической и консультативной помощи формированиям и учреждениям СМК, участвующим в мероприятиях по ликвидации последствий эпидемического очага;

- определение режима работы объектов экономики и социальной сферы, оказавшихся в очаге и в непосредственной близости от него;

- выработка предложений по оптимизации работы этих объектов.

В целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний при возникновении эпидемических очагов осуществляется проведение режимно-ограничительных мероприятий в виде обсервации или карантина.

Обсервация – комплекс режимно-ограничительных мероприятий, предусматривающих усиление медицинского наблюдения и ограничение перемещения людей. При обсервации ограничиваются въезд и транзитный проезд через район ЧС, контакты между людьми и строго выполняются установленные правила поведения в очаге.


Карантин – система организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических и изоляционных мероприятий, направленных на предупреждение распространения и локализацию эпидемического очага. Карантин вводится при появлении больных ООИ или при возникновении групповых инфекционных заболеваний с их нарастанием в короткие сроки. Этот режим предполагает полную изоляцию очага, масштабную дезинфекцию территории, прекращение функционирования рынков и запрет на проведение культурно-массовых мероприятий.

Изоляцию карантинированного очага организуют органы исполнительной власти по решению территориальной санитарно-противоэпидемической комиссии во взаимодействии с органами военного командования путем выставления вооруженной охраны по периметру зоны карантина.

На магистральных путях сообщения, аэропортах, железнодорожных, автомобильных, морских и речных вокзалах карантинной зоны создаются контрольно-пропускные пункты (КПП) с входящими в их состав санитарно-контрольными пунктами (СКП), ветеринарно-контрольными пунктами (ВКП) и приемно-передаточными пунктами (ППП), задачей которых является осуществление контроля пропускного режима, соответствующего противоэпидемическим требованиям.

СКП, возглавляется врачом и решает следующие задачи:

- проверку у лиц, убывающих из зоны карантина, документов о прохождении обсервации;

- проверку у лиц, въезжающих в зону карантина, документов о проведении экстренной профилактики;

- медицинское наблюдение за личным составом КПП, выявление среди них больных с последующей изоляцией;

- проведение надзора за санитарным состоянием зоны карантина.

Выезд (выход) людей, при необходимости, из зоны карантина разрешается только после прохождения обсервации и полной санитарной обработки с предъявлением соответствующих документов, а вывоз грузов – при наличии документов, выданных органами санитарного надзора.

В зону карантина беспрепятственно допускается личный состав спасательных формирований, направленный для проведения мероприятий по ликвидации последствий очага, а также население, зарегистрированное и постоянно проживающее на данной территории, но выехавшее из нее до установления режима карантина. При въезде в зону карантина, всем этим лицам проводится экстренная специфическая профилактика.

При проведении режимно-ограничительных мероприятий в полную готовность приводятся:

- группы надзора за эпидемически-значимыми объектами – объектами водопользования и канализации, торговли и питания, дошкольными и школьными учреждениями, предприятиями коммунально-бытового обслуживания и местами временного расселения лиц, вовлеченных в очаг биолого-социальной ЧС;

- мобильные и стационарные санитарно-обмывочные пункты проведения полной санитарной обработки населения, станции обеззараживания одежды, обуви, другого имущества и оборудования, с которыми контактирует человек;