Файл: МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ И МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.doc

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 10129

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выделяют и другие классификации ЧС по тем или иным значимым признакам, в том числе и медицинским:

- по эффектам поражения у людей – механические, термические, химические, физические, биологические; реактивные состояния, психозы и др. (Петров В.М., 2004);

- гигиеническая – подразделяющая ЧС на 3 группы по характеру источников и на 5 степеней санитарно-эпидемиологической опасности здоровью (Конышев И.С., 2001);

- биологическая – подразделяющая ЧС на увеличивающие вероятность возникновения эпидемий и вызывающие появление биологических очагов (Кучеренко В.Д. и соавт., 1999).

С.В.А. Ганн (2002) выделяет комплексные катастрофы, в основе которых лежит совместное воздействие природных и «рукотворных» сил, а также катастрофы, задуманные человеком, в т.ч. – террористические акты.

Цель терроризма – посеять страх, ужас, панику у населения и вызвать среди него многочисленные потери (табл. 7).

Таблица 7


Характеристика потерь населения при террористических актах

на территории Российской Федерации

(Гончаров С.Ф., Бобий В.Б., 2005)


Год

Число терактов

Потери населения, человек

Госпитали-зировано

Общие

Безвозвратные

Санитарные

1999

10

1498

348

1150

436

2000

17

467

85

382

302

2001

26

579

64

515

444

2002

12

1589

352

1237

1128

2003

17

1495

256

1239

685

2004

18

1911

584

1327

939

Итого

100

7539

1689

5850

3934


Основными характеристиками терроризма являются: разновидность терактов по видам, способам и объектам применения; различный характер мотивации и планетарный масштаб деятельности; использование передовых технологий и отсутствие линии соприкосновения воюющих сторон; жестокий и бескомпромиссный характер терактов; высокий уровень организованности и конспирации террористов; сложность и трудность выявления терактов.

По месту реализации различают теракты: на открытой местности, в закрытом помещении, в наземном, подземном, водном и воздушном транспорте. В структуре санитарных потерь ранения головы и шеи составляют 19,3%, груди – 10,5%, живота и таза – 4,7%, конечностей – 39,6%. Соотношение погибших к раненым на открытой местности составляет 1:10, а в замкнутом пространстве – 1:5. Особенностями терактов являются:

- непредсказуемость, внезапность и жестокость терактов;

- одномоментное возникновение большого числа пострадавших, требующих экстренной медицинской помощи;

- наличие среди пострадавших различных групп населения (женщины, мужчины, дети) с изолированными, сочетанными и комбинированными травмами, психологическими и психопатологическими реакциями;

- необходимость участия в оказании медицинской помощи различных специалистов с использованием специальной медицинской аппаратуры;


- зависимость использования организационно-тактических принципов оказания медицинской помощи пострадавшим от вида примененных террористами средств.











2. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС)


2.1. Задачи и основы организационной структуры РСЧС


До 90-х годов прошлого столетия устранение последствий техногенных катастроф и природных бедствий поручалось силам гражданской обороны (ГО). Но радиационная трагедия на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, железнодорожная катастрофа в Башкортостане, взрыв в Арзамасе и другие многочисленные ЧС вскрыли серьезные недостатки этой структуры, что и потребовало проведения в ней кардинальных преобразований в целях более оперативного и качественного реагирования на ликвидацию ЧС.

С этой целью Правительство РФ постановлением от 27 декабря 1990 года № 606 создало Российский корпус спасателей. Ему предписывалось прогнозирование, предотвращение, ликвидация последствий крупных аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других ЧС, а также координация деятельности сил и средств различных министерств и ведомств в ЧС. Позже в 1991 году корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет по ЧС, а в 1994 году Указом Президента Российской Федерации в Министерство РФ по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МЧС России). День 27 декабря в России был объявлен Днем спасателя.

Однако для осуществления в стране всего комплекса задач, связанных с предупреждением и ликвидацией ЧС, недостаточно было одного федерального органа исполнительной власти. Требовалась государственная система, объединяющая в себе все необходимые органы управления, силы и средства для противодействия ЧС, создаваемые на разных уровнях. Такая система была создана в апреле 1992 года постановлением Правительства России в виде Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а в декабре 1994 года преобразованная в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС.

Цель создания РСЧС – объединение усилий органов исполнительной власти всех уровней, руководителей организаций, предприятий и учреждений по созданию сил и средств для проведения эффективной деятельности в области предупреждения и ликвидации ЧС, оказание им методической помощи и осуществление координационных функций при работах в очагах различных ЧС по ликвидации их последствий.

Основные задачи РСЧС:

- разработка и реализация законов и других документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий в ЧС;

- разработка и выполнение целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования объектов экономики в этих условиях;


- обеспечение готовности органов управления, медицинских сил и средств различных министерств и ведомств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

- сбор, обработка информации в области защиты населения и территорий от ЧС, обмен ею и выдача практических рекомендаций по организации работы аварийно-спасательных формирований;

- подготовка различных категорий населения к действиям в ЧС;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

- создание финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий в ЧС;

- ликвидация последствий ЧС;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;

- международное и межтерриториальное сотрудничество в области защиты от ЧС.


Управление РСЧС (рис. 1) представлено органами исполнительной власти различных уровней с создаваемыми ими силами и средствами для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, защите населения и территорий от них. Общее руководство РСЧС осуществляет Правительство РФ, а непосредственное – МЧС России. РСЧС включает в себя территориальные и функциональные подсистемы, создаваемые на 5-ти уровнях (федеральном, окружном, субъектовом, муниципальном и объектовом).

Рис. 1. Структура управления РСЧС


Территориальные подсистемы РСЧС создаются в пределах территорий субъекта РФ и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению. Звенья создаются в муниципальных образованиях с элементами функциональных подсистем.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются органами исполнительной власти, имеющими в своем составе органы управления, силы и средства, объединенные в профильные службы, для решения задач по защите населения и территорий в ЧС. На федеральном уровне создаются следующие службы:

- медицины катастроф на базе Минздравсоцразвития России

- служба санитарно-эпидемиологического надзора – Роспотребнадзора;

- охраны общественного порядка – МВД России

- противопожарная – МЧС России;

- спасательная – МЧС России;

- мониторинга ЧС – МЧС России.

- защиты животных и растений – Минсельхоза России;

- мониторинга окружающей среды – Росгидромета;

- экологической безопасности – Госкомэкологии России;

- противопаводковая – Минприроды России;

- резерва и материальных ресурсов – Росрезерва;

- поиска и спасения на море – Минтранса России;

- транспортная – Минтранса России;

- защиты лесов от пожаров и вредителей растительности – Рослесхоза;

Аналогичные службы создаются и на других территориальных уровнях.

Каждый уровень РСЧС имеет постоянно действующие органы повседневного управления (рис. 2) и координирующие органы (рис. 3), которые уполномочены решать задачи в области защиты населения и территорий в ЧС, а также имеющие в своем составе силы и средства, финансовые и материальные резервы, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Федеральный уровень

МЧС России



Региональный уровень

Региональные центры МЧС России

в федеральных округах



Субъектовый и муниципальный уровень

Главное управление (ГУ) МЧС России в субъекте РФ, управления ГУ МЧС (отделы ГОЧС) муниципальных образований




Объектовый уровень

Отделы (секторы или специально уполномоченные лица) ГОЧС





Рис. 2. Постоянно действующие органы повседневного управления РСЧС


Повседневное управление РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенных средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации, поддерживаемых в постоянной готовности к работе по предназначению. К пунктам управления относятся дежурно-диспетчерские службы, специализированные подразделения федеральных, субъектовых и муниципальных органов исполнительной власти.

Основным координирующим органом РСЧС на федеральном уровне определена межведомственная комиссия (МВК), задачами которой являются:

- формирование и проведение единой государственной политики по созданию и развитию сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС;

- координация деятельности органов исполнительной власти в части разработки проектов законодательных актов, федеральных целевых программ по предупреждению ЧС, снижению и смягчению их последствий и других нормативных документов по вопросам, отнесенным к компетенции МВК;