Файл: 37.Характеристика основных видов и форм социально-педагогической деятельности.docx

Добавлен: 09.02.2019

Просмотров: 970

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О сущности направлений социально-педагогической деятельности

Социально-педагогическая деятельность как многогранное и многоуровневое социальное явление имеет сложную структуру, в которой среди различных характеристик (ее виды, формы, методы, субъект, объект, цели и результат и др.) первичной является направление прилагаемых усилий по реализации педагогического потенциала социума. Взяв объект, на который направлен вектор воздействия цели деятельности, за основу определения направления социально-педагогической деятельности, можно выделить важнейшие из его составляющих:

а) различные категории детей и подростков (дошкольники, старшие подростки, подростки группы "риска", подростки с зависимостями различной этимологии, девиантные подростки, дети и подростки, подвергшиеся насилию, социально-дезадаптированные дети и подростки, дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья и т.д.);

б) различные категории малых социальных групп – семьи (молодые, многодетные, неполные, смешанные, сложные, дистантные, разнородные, межнациональные и т.д.); производственные коллективы (педагогический коллектив, ученический коллектив, коллектив или группа (ассоциация, объединение) конкретных специалистов и т.д.);

в) социальные институты различных сфер жизни общества (учреждения образования и науки – школы, колледжи, вузы, научно-исследовательские институты; учреждения социальной защиты населения – центры социального обеспечения, центры социальной реабилитации несовершеннолетних, центры поддержки семьи и детей, интернаты, хосписы и т.д.; медицинские учреждения – больницы, поликлиники, наркологические диспансеры, оздоровительные центры и т.д.; учреждения культуры и спорта – спортивные клубы, театры, музеи, спортивные школы и т.д.; учреждения правопорядка – суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, учреждения исполнения наказаний и т.д.; молодежные общественные организации, движения и т.д.).

Все эти и многие другие составляющие социальной жизни общества являются объектами социально-педагогической деятельности и в случае выбора их в качестве цели взаимодействия с ними или воздействия на них они определяют направление социально-педагогической деятельности вообще.

К основным направлениям социально-педагогической деятельности можно отнести работу: с семьей, с конфессиями или в конфессиях, в школе, в здравоохранении, в учреждениях интернатного типа, с детьми-сиротами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в пенитенциарных учреждениях и др.

В каждом из направлений социально-педагогической деятельности все ее структурные элементы направлены на объект воздействия и функционируют с учетом особенностей его содержания, структуры, места и роли в социуме и в процессе социализации подрастающего поколения и взрослых, направлены на конечный результат – социальную активность личности, социальную активность семьи, учащихся в школе, сотрудников учреждений здравоохранения, учреждений интернатного типа или детей-сирот, социализированности, адаптивности в социальной среде и т.д.


В теории и практике существования социально-педагогических служб образовательных учреждений в зависимости от основания классификации их работы выделяют три основных направления социально-педагогической деятельности:

1) социально-педагогическая работа с различными категориями учащихся, их родителями, педагогами и специалистами других социальных институтов. Это может быть работа с детьми и подростками (одаренными, "среднестатистическими", гиперактивными, социально запущенными, педагогически запущенными, дезадаптивными, детьми-инвалидами, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и т.д.), с различными категориями семей, имеющих неуспевающих учащихся различных образовательных учреждений. Работа по взаимодействию с педагогами, воспитателями, социальными работниками образовательного учреждения и специалистами других социальных институтов обеспечивает реализацию принципа открытости самой деятельности, позволяет использовать их профессиональный потенциал как часть потенциала социума и направлять его на решение детско-юношеских проблем;

2) социально-педагогическая работа в различных образовательных и других учреждениях и, в частности, в дошкольных образовательных учреждениях (включая специальные коррекционные образовательные учреждения), общеобразовательных школах, гимназиях, учреждениях дополнительного образования, профессиональных клубах, лицеях, училищах, колледжах и высших учебных заведениях. Каждый уровень образования вносит в социально-педагогическую работу специалистов свои особенности по объекту внимания и взаимодействия, по содержанию и характеру действий специалиста, по формам и методам работы с учащимися и их родителями и т.д.

Достижение целей социально-педагогической деятельности образовательного учреждения различного типа проявляется в различных формах, основными из которых являются социально-педагогическая диагностика, социально-педагогическая профилактика, социально-педагогическая поддержка, психосоциальная коррекция, педагогическое сопровождение, индивидуальное и групповое консультирование, посредничество, медико-педагогический консилиум, медико-педагогическая реабилитация и др.;

3) социально-педагогическая деятельность по взаимодействию с различными социальными институтами города, в частности, с учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, культурно-просветительскими учреждениями, учреждения досуга, физкультуры и спорта, учреждениями исполнения наказания, детскими и молодежными объединениями, фондами, союзами, партиями, движениями.

Важную роль в этом направлении деятельности играет социально-педагогический подход, который требует использования возможностей семьи и других социальных институтов (различные образовательно-воспитательные структуры, общественные организации, учреждения социальной защиты населения, благотворительные фонды, церковь и т.д.), микросреды личности и социума в целом в обеспечении заботы о правах личности, развитии ее интересов и возможностей, защиты духовности человека, организации механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные личностно-средовые ситуации с целью их разрешения и социальной защиты ребенка. Правильно организованное межинституциональное взаимодействие позволяет сделать социально-педагогическую деятельность целенаправленной, научно обоснованной, педагогически обоснованной системой построения отношений ребенка с окружающей социальной средой, с ее многофакторным воздействием на личность.


Рассмотрим некоторые из направлений социально-педагогической деятельности в современной практике социальной жизни города: социально-педагогическая деятельность с различными группами детей и подростков; социально-педагогическая деятельность среди различных категорий семей; социально-педагогическая деятельность по взаимодействию школы и религиозных организаций в формировании у учащихся здорового образа жизни.

По такому же принципу строится социально-педагогическая деятельность и по другим направлениям.

ак вид социальной практики и, с некоторого времени, как разновидность профессиональной деятельности социально-педагогическая деятельность не является исключением в своем становлении. Представляется важным сразу определиться в том, что социально-педагогическая деятельность в нашем контексте рассматривается как сложное социальное явление реализации обществом своих разнообразных возможностей и ресурсов для решения проблем социализации населения в определенный период его жизнедеятельности.

Представляя собой профессиональную деятельность, основной особенностью которой является социумный характер, социально-педагогическая деятельность в своем содержании воплощает интегративный характер социума и различных сфер его жизнедеятельности, направлена на разрешение проблем социализации, отражающей по своей сути комплекс различных социальных предметных аспектов: психологический, правовой, медицинский, культурологический, педагогический.

Социально-педагогическая деятельность воплотила в себе функции других видов деятельности: психосоциальной, социально-правовой, медикосоциальной, культурно-досуговой, информационно-воспитательной и др.

Каждый из обозначенных видов деятельности, воплощаясь в социально-педагогической деятельности, налагает на нее реализацию своей функции, тем самым обогащая ее своим специфическим содержанием и придавая ей многообразие подвидов, по сути, видов социально-педагогической деятельности. Каждый из видов социально-педагогической деятельности действует в рамках ее цели и формирует свой специфический результат, составляющий на общем уровне лишь частичный результат деятельности, но все они в совокупности нацелены на конечный результат социатьно-педагогической деятельности – на формирование социальной активности личности, тем самым внося свою толику в социально-педагогическую деятельность в целом.

В результате социально-педагогической деятельности мы формируем социально активную личность, специалиста, социальную группу и т.д.

Каждый вид социально-педагогической деятельности имеет свое специфическое содержание.

Информационно-воспитательная работа представляет собой комплекс многопрофильных мер опосредованного воздействия на личность: информационного, воспитательного, развивающего свойства, направленных на формирование социальной активности человека, поддержание жизнеспособности детей и подростков в процессе освоения ими общих, профессиональных и специальных знаний на разных уровнях системы образования.


Результат этого вида социально-педагогической деятельности состоит в появлении у личности такого значимого социального качества, как информационная активность, представляющая собой сложное социальное образование, отражающее потребность личности в социальной информации и стремление адекватно ее воспринимать и усваивать в своей жизнедеятельности.

Информационно-воспитательными предпосылками социально-педагогической деятельности являются следующие обстоятельства:

личность воспринимает любое воздействие в виде информации, которая может играть развивающую, стимулирующую, стабилизирующую либо тормозящую ее развитие роль;

информационно-воспитательное воздействие, в отличие от воспитательного, носит опосредованный характер, в нем сведены до минимума жесткие методы воспитания (методы принуждения, приказа);

информация, поступающая от социума и несущая в себе воспитательные возможности, рассматривается как жизненно необходимая для личности.

Основным содержанием социально-правовой работы является реализация совместно с другими социальными институтами социума организационно-правовых и гуманитарных возможностей по охране детства, защите общегосударственных прав, свобод детей и подростков, а также развитие и обеспечение действенности правового поля в образовательном учреждении при активном использовании возможностей других структур социума, правовой составляющей социальной активности личности.

Результат этого вида социально-педагогической деятельности состоит в появлении у личности такого значимого социального качества, как правовая активность, представляющая собой сложное социально-правовое образование на уровне социума, отражающее потребность личности в правовых нормах жизнедеятельности и стремление адекватно им строить свою жизнедеятельность.

Социально-правовыми предпосылками социально-педагогической деятельности являются следующие обстоятельства:

проблемное поле социально-педагогической деятельности ограничивается рамками нормативных правовых документов;

условия разрешения проблем личности регламентируются требованиями нормативных правовых актов;

значительное число проблем детей и взрослых связано с выполнением охранно-защитных функций.

Содержание психосоциальной работы составляют диагностические, информационно-аналитические, сопроводительные, восстановительно-реабилитационные и прогностические мероприятия, направленные на формирование и поддержание у участников образовательного процесса психологической устойчивости к воздействию различных факторов, а также оказание различных видов психологической помощи по вопросам обучения, воспитания, развития и самосовершенствования детей и подростков в условиях конкретного социума, психологической составляющей социальной активности личности.


Результат этого вида социально-педагогической деятельности состоит в появлении у личности такого значимого социального качества, как психологическая устойчивость к воздействию факторов социальной среды, представляющая собой сложное социально-психологическое образование на уровне социума, отражающее потребность личности в психологической активности и стремление адекватно реагировать на психологические трудности, вызванные воздействием психологических факторов социума;

Психосоциальными предпосылками социально-педагогической деятельности являются следующие обстоятельства:

проблемное поле личности начинается с ее психического комфорта или дискомфорта в среде обитания, будь то социальная, профессиональная или школьная среда;

на психологической основе специалист выявляет саму социально-педагогическую проблему и строит схему ее разрешения с помощью социума, строит своего рода гипотезу "лечения проблемы личности";

специалист находит взаимосвязь выявленной проблемы личности с социумом и отыскивает необходимые, неиспользованные ресурсы, возможности последнего для оказания помощи "пострадавшему" от него.

В сфере культурно-досуговой работы осуществляется разносторонняя деятельность различного социокультурного жанра, она направлена на формирование социальной активности у участников учебно-воспитательного процесса на основе стимулирования позитивных эмоциональных состояний различными средствами искусства и народного творчества, отражающими ведущие тенденции существования социума.

Результат этого вида социально-педагогической деятельности состоит в появлении у личности такого значимого социального качества, как культурологическая активность, представляющая собой сложное социальное образование, отражающее способность личности к реализации социокультурного потенциала социума в социальных устремлениях личности и осуществления своей деятельности в соответствии с культурным наследием, ценностями народа, нации, государства.

Социокультурными предпосылками социально-педагогической деятельности являются следующие обстоятельства:

любая социально-педагогическая проблема личности несет в себе социокультурное содержание;

потенциал социума в обязательном порядке включает традиции, общую культуру народа, нации, общности;

проблемы личности возникают и разрешаются соразмерно имеющемуся уровню общекультурного развития личности и социальной среды.

Медико-социальная работа предназначена для поддержания и дальнейшего развития физиологических, интеллектуальных и иных способностей учащихся образовательных учреждений, значимых для взаимодействия с окружающей социальной средой и профессиональной деятельности, на основе широкого использования медико-оздоровительных ресурсов и возможностей социума, обеспечивающих социальную активность личности.