Файл: 7.Социально-воспитательные идеи И. Песталоцци.docx

Добавлен: 09.02.2019

Просмотров: 330

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социально-воспитательные идеи И. Песталоцци.


Швейцарский педагог-демократ, один из основоположников дидактики начального обучения.

Родился в Цюрихе 12 января 1746 года. Отец был хирургом и принадлежал к дворянской фамилии. В пять лет Песталоцци лишился отца. Желая найти семейное счастье у мирного сельского очага, Песталоцци в 1769 году женился и поселился в деревне. Он считал земледелие, домашнее хозяйство, промышленную дея­тельность единственными средствами для развития. Воспитательной дея­тельностью Песталоцци занялся под влиянием идей Ж.-Ж.Руссо.

Окончил два курса коллегиума Каролинум. Возглавлял "Учреждение для бедных в Нёйхофе", приют для сирот в Станце, институты в Бургдорфе и Ивердоне. Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность "Лингард и Гертруда" (1781-87), "Как Гертруда учит своих детей" (1801), "Письмо к другу о пребывании в Станце" (1799), "Лебединая песня" (1826).

Педагогическую деятельность Песталоцци начал в 23 года. Одержимый благородным стремлением помочь детям крестьянской бедноты, показать властям предержащим, как средствами воспитания можно избавить от нищеты и одичания несчастных хлебопашцев, он в 1769 г. организует близ Цюриха (Нойхоф) «Учреждение для бедных». В его планы входило обучение крестьянских детей рациональ­ным приемам сельскохозяйственного труда. Воспитанники работали в поле и прядильно-ткацких мастерских. Они также приобретали минимальное общее об­разование: чтение, письмо, счет, пение. В сущности, это была попытка соединения обучения с производственной деятельностью. Результат оказался совершенно непредвиденным. Не прошло и пяти лет, как будущий классик природосообразной педагогики с треском обанкротился. Причину своего провала Песталоцци понял только в Ивердоне, контингент которого - дети князей, графов, баронов и прочей знати - был совсем не таким, как в Нойхофе (1769-1774) или в Станце (1798-1799). Даже с перегруженными академическими программами и учебными планами в Ивердонском ифнституте было большое количество «круглых отличников». Песталоцци, ставивший до этого на «развивающее обучение», мода на которое охватила с подачи французских просветителей почти всю Европу, наконец-то прозрел: Коменский, про которого под влиянием новой педагогической моды все уже основательно забыли, фундаментально прав - Природу не обманешь, «куда не влекут способности, туда не толкай».

Песталоцци пишет педагогический роман «Лингард и Гертруда», который принес ему громкую славу. «Еще при колыбели ребенка надо стараться оторвать воспитание из рук слепой при­чудливой природы и передать его в руки лучшей, разумной силы, которая опытом тысячелетий училась размышлять о сущности и принадлежности, действующих в ней законов…» В труде определяются методы воспитания. Метод должен быть естественным. «Сама жизнь во всем объеме, как она действовала на детей, как она поражала их, как они поль­зовались ею - вот источник их учения, а это есть метода Гертруды».


В 1782 г. Песталоцци начал издавать газету «Швейцарский листок», в кото­ром помещались его рассказы. В 1798 году открывается приют в городе Станце, и Песталоцци приступает к практической педагогической деятельности. Тут организуется и исследуется воспитательный труд, раз­вивающее обучение. Идет исследовательская работа по этим вопро­сам. У Песталоцци сформулирована идея элементарного умственного, нрав­ственного и физического воспитания. Но и этот приют просуществовал недолго. В 1799 году Песталоцци переезжает в Люцерн, а затем в Берн. В 1800 году открывает учебное заведение в Бургдорфе. Изучали: отечественный и французский языки, геометрию, арифметику, музыку, отечественную историю. Было шесть классов. Каждый день по семь часовых уроков, а день начинался в семь часов утра.

В 1805 г. после тщательного анализа ивердонского опыта и по-прежнему оставаясь во власти своей первой педагогической привязанности, Песталоцци разрабатывает принципиально новую концепцию помощи детям из бедных семей. Она так и называется «Цель и план воспитательного учреждения для бедных». В этом документе он первый раз разъяснил себе и другим, в чём он заблуждался и что помешало ему добиться успеха на всех предыдущих этапах его педагогической работы. Дело не в том, из каких социальных слоёв дети приходят в школу. Совершенно не имеет значения бедны они или богаты. Надо просто знать, как об этом писал ещё Коменский, какие следует предлагать тому или иному ребёнку, кому из них посильны знания академические, а кому практические, при том, что оба вида этих знаний в равной мере нужны и уважаемы.

Каждый ребёнок может состояться как полноценный человек лишь при условии, что он никем и никогда не будет лишён права выбирать знания, руководствоваться интересами и потребностями, которые «подсказывают» ему врождённые способности.

Разобравшись в иллюзорности «развивающего обучения», Песталоцци развенчивал его до последних дней жизни. Из многих таких же по смыслу и глубине остро критических заключений приведу одно, взятое из знаменитой «Лебединой песни», написанной за два года до смерти: «Детей всё более желают научить мыслить, с одной стороны, путём произвольного и неестественного увеличения числа предметов размышления, рассматриваемых поверхностно и односторонне, с другой - путём изучения логики, иными словами, если можно так выразиться, через чёткое или изощрённое объяснение вечных законов, лежащий в основе способности к мышлению».

Оба эти пути ведут лишь к тому, что врождённая способность к мышлению в лучшем случае подавляется, а в худшем – уродливо деформируется: «Подобно, тому, как человек природосообразно возвышается до способности верить и любить не через толкование ему сущности любви и веры, а через проявление на деле истинной веры и истинной любви, так же он достигает развитой способности к мышлению не с помощью разъяснений и толкований, вечных законов, лежащих в основе мыслительных способностей человека, а только благодаря самому факту мышления»


Считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребёнку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путём последовательных упражнений вначале в семье, затем в школе в определённой системе и последовательности. Теория элементарного образования П. включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которые осуществляются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. П. разработал методику первоначального обучения детей счёту, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику. П. выступал за создание такой школы, которая "... удовлетворяла бы потребностям народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мере созданием их собственных рук"

17.2.1827 Иоган Генрих умер в Бругге.